Приоритетный национальный проект "образование". Национальный проект «Образование Приоритетные национальные проекты образование в году

Образование

НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ*

Т. Л. КЛЯЧКО

Основная цель национального проекта «Образование» - вхождение России в десятку стран - лидеров по качеству общего образования - вполне достижима. Однако существуют риски снижения мотивации участников проекта и формального подхода к его реализации.

Ключевые слова: образование, национальный проект, финансирование, федеральный бюджет, качество образования.

По мере уточнения состава мероприятий национального проекта «Образование» изменяются и расходы на его реализацию. По сравнению с первоначально заявленными в сентябре 2018 г. 747 612,43 млн. руб. они, согласно его паспорту, увеличены до 784 453,54 млн. руб., или на 4,9%. Рост заявленного финансирования произошел главным образом за счет увеличения расходов федерального бюджета -более чем на 35 млрд. руб. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации незначительно снизилась: с 5,9 до 5,8%.

Наибольшее увеличение расходов произошло по федеральному проекту «Современная школа» - на 17 201,52 млн. руб., что составляет почти половину прироста всех затрат (46,2%). Согласно паспорту национального проекта регионы софинансируют реализацию мероприятий по развитию современной школы: на это запланировано израсходовать 90,3% всех средств консолидированных бюджетов. При этом из более 253 млрд. руб. федеральных средств, которые пойдут на данный проект, свыше 240 млрд. руб. будут переданы посредством межбюджетных трансфертов непосредственно в региональные бюджеты.

В свою очередь, региональные бюджеты передадут 41 298,85 млн. руб. муниципальным бюджетам на реализацию федерального проекта «Современная школа».

Вторым бенефициаром увеличения бюджетного финансирования национального проекта «Образование» стал федеральный проект «Социальная активность». Его дополнительное финансирование составит 18 918,62 млн. руб. (рост в 3,3 раза). Выделение столь значительных дополнительных средств на молодежную проблематику, развитие волонтерства и наставничества призвано, вероятно, компенсировать снижение расходов федерального бюджета на эти цели в последние годы.

По остальным федеральным проектам изменений в финансировании по сравнению с первоначальным вариантом не произошло.

Одной из главных целей национального проекта является вхождение России в число 10 стран - лидеров по качеству общего образования. Во многом формулирование именно такой цели было обусловлено относительно низкими показателями нашей страны в международном сравнительном исследовании PISA. Вместе с тем по индексу человеческого капитала, который в 2018 г. был рассчитан Все-

Клячко Татьяна Львовна, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р экон. наук, профессор (Москва), е-таН: [email protected]

" - Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 9 (92) (июнь 2019 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

ОБРАЗОВАНИЕ

мирным банком, Россия заняла 9-е место по качеству общего образования с учетом всех достижений российских школьников в международных исследованиях качества школьного образования. Соответственно, если в последующие годы удастся не растерять достигнутые результаты, то проблем с выполнением президентского указа по данной цели не предвидится. В этом случае основным риском становится снижение мотивации участников национального проекта «Образование» и их переход к формальному его выполнению.

Второй показатель повышения качества образования связан с международной конкурентоспособностью российского высшего образования - с вхождением российских вузов в ТОП-500 глобальных рейтингов университетов. При этом глобально конкурентоспособные университеты должны теперь быть представлены в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации. Такой подход может позволить несколько ограничить доминирование в федеральном проекте «Молодые профессионалы» (подпроект «Глобальная конкурентоспособность высшего образования») московских и петербургских вузов.

Реализация второй цели национального проекта - «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национал ьно- культурных традиций» - оценивается двумя показателями:

Повышением доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, с 71% в 2017 г. до 80% в 2024 г.;

Ростом численности обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования, с 1,6 млн. человек в 2017 г. до 8,8 млн. человек в 2024 г.

Представляется, что именно задача резкого увеличения численности обучающихся, во-

влеченных в деятельность общественных объединений, - в 5,5 раза - потребовала радикального наращивания расходов в федеральном проекте «Социальная активность».

Показатели создания современных физ-культурно-спортивных комплексов в сельской местности перенесены из федерального проекта «Современная школа» в федеральный проект «Успех каждого ребенка», т.е. фактически деятельность указанных комплексов связывается с обеспечением дополнительного образования детей и молодежи, а не только с занятиями физкультурой в школе. Следует отметить особое внимание, которое уделяется созданию инфраструктуры внеурочных занятий сельских школьников.

Важно и то, что сельские школы получат доступ к скоростному Интернету. Это позволит им перейти на современные образовательные технологии, а сельские школьники смогут пользоваться широким спектром образовательных ресурсов и образовательных платформ. Однако это расширение возможностей потребует серьезного повышения квалификации сельских учителей, омоложения учительского корпуса сельских школ.

Таким образом, проблемы образования на селе решаются в рамках федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего» и «Социальная активность».

В федеральном проекте «Молодые профессионалы» (подпроект «Модернизация среднего профессионального образования») предполагается уже в 2019 г. создать «не менее 700 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций». Предполагается, что число указанных мастерских будет ежегодно расти на 700-1000 единиц в течение всего времени осуществления данного проекта. Однако при сохранении формулировки «по одной из компетенций» данный показатель вызывает серьезные сомнения, поскольку позволяет создавать все мастерские только по одной и той же

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ

компетенции. Между тем речь фактически идет о создании в системе среднего профессионального образования современных ресурсных центров, дающих молодежи возможность получать необходимые навыки для работы на новом современном оборудовании.

Основными рисками реализации национального проекта «Образование» и входящих в него федеральных проектов являются следующие:

Возникновение дополнительных расходов бюджетов субъектов РФ на содержание создаваемой материально-технической базы (инфраструктуры), а также на заработную плату персоналу новых образовательных организаций;

Кампанейщина в процессе осуществления указанных проектов, формализм и рост отчетности вместо решения реальных проблем развития региональных систем образования;

Один из ключевых показателей проекта -«уровень образованности». При этом не учитывается, что: а) образование является

достаточно инерционной системой с длительными «технологическими циклами», б) в современном мире уровень образованности зависит во многом от образовательной активности самого населения (самообразование). Соответственно, необходимо создавать стимулы для развития самообразования различных групп населения, что нацпроектом не предусмотрено;

Отсутствие комплексности в реализации как отдельных проектов, так и предложенных федеральных проектов в целом, несогласованность в их осуществлении.

К числу негативных последствий формальной и некачественной реализации нацпроекта

можно отнести:

Рост дефицитов региональных бюджетов;

Дефицит педагогических кадров;

Дефицит текущего финансирования системы образования;

Потерю населением и образовательным сообществом доверия к реализуемым мероприятиям национального проекта «Образование». ■

National Project Education: Advantages and Risks

Tatyana L. Klyachko - Director of Center for Continues Education in Economics of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Doctor of Economic Sciences, Professor (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

The main goal of the National Project «Education» - to ensure Russia"s placement in the top ten countries in general education quality ranking - is quite achievable. However, there exist some risks that the motivation of the project participants may dwindle, and the approach to implementing the project will be purely formal.

Key words: education, national project, financing, federal budget, quality of education.

  • · Талантливая молодёжь
  • · Федеральные университеты
  • · Бизнес-школы мирового уровня
  • · Школьное питание
  • · Образование военнослужащих-контрактников
  • Направления, реализованные в рамках приоритет ного национального проекта "Образование"

    • · Мо ниторинг реализации направлений
    • · Символика ПНПО

    5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". По мнению главы государства, "во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала".

    Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.

    Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы , способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство : принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

    Государственная поддержка инновационных программ вузов , учреждений начального и среднего профессионального образования , а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

    Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование , а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования для всех российских школьников.

    Все вышеназванные направления тесно связаны с ещё одним направлением национального проекта - модернизацией региональных систем образования - оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

    Таким образом, направления приоритетного национального проекта "Образование" образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, "национальный проект - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены".

    Правительство Москвы
    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ПРИКАЗ

    О проведении конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в городе Москве


    Документ с изменениями, внесенными:
    .
    ____________________________________________________________________


    В соответствии с и в целях организации проведения в городе Москве конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" (далее - Конкурс)

    приказываю:

    1. Утвердить регламент проведения Конкурса (приложение 1).

    2. Утвердить состав конкурсной комиссии Конкурса (приложение 2).

    3. Управлению реализации государственной политики в сфере образования осуществлять координацию и контроль за проведением Конкурса.
    приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

    4. Государственному казенному учреждению города Москвы Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы осуществить финансовое обеспечение выплаты денежного поощрения лучшим учителям за счет субсидии, предоставляемой в установленном порядке бюджету города Москвы из федерального бюджета, и бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Москвы.
    (Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

    5. Управлению по развитию государственно-общественного управления и связей с общественностью обеспечить информационную поддержку Конкурса.
    (Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

    6. Признать утратившим силу приказ Департамента образования города Москвы от 9 апреля 2014 г. N 263 "О проведении конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в городе Москве".

    7. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя руководителя Департамента образования города Москвы Васильеву Т.В.

    Руководитель Департамента
    образования города Москвы
    И.И.Калина

    Приложение 1. Регламент проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в городе Москве

    Приложение 1
    к приказу Департамента
    образования города Москвы
    от 1 июня 2015 года N 276

    1. Общие положения

    1.1. Настоящий Регламент разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 января 2010 г. N 117 "О денежном поощрении лучших учителей" , постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1517 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поощрение лучших учителей в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы" , приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 апреля 2015 г. N 362 "Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями" .

    Проведение конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в городе Москве (далее - Конкурс) предполагает выявление и поощрение лучших учителей за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание.

    1.2. Основными принципами проведения Конкурса являются гласность, открытость, прозрачность процедур и обеспечение равных возможностей для участия в нем учителей образовательных организаций.

    1.3. Конкурсный отбор лучших учителей проводится на основании следующих критериев отбора:

    - наличие собственной методической разработки учителя по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе;

    - высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года;

    - высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету;

    - создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции;

    - создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся;

    - обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения;

    - непрерывность профессионального развития учителя.

    1.4. Конкурсная комиссия устанавливает максимальный балл по каждому из критериев до 10.

    2. Условия участия в Конкурсе

    2.1. На участие в Конкурсе имеют право учителя со стажем педагогической деятельности не менее трех лет, основным местом работы которых являются образовательные организации, расположенные на территории города Москвы, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

    2.2. Учитель, получивший денежное поощрение за победу в Конкурсе имеет право повторно участвовать в Конкурсе не ранее чем через пять лет.
    (Абзац в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

    Исчисление пятилетнего срока начинается с 1 января года, следующего за годом участия в конкурсе.
    (Абзац дополнительно включен приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488)

    2.3. Лица, осуществляющие в образовательных организациях только административные или организационные функции, право на участие в Конкурсе не имеют.

    2.4. Выдвижение учителей на получение денежного поощрения проводится с их письменного согласия коллегиальным органом управления образовательной организации.
    (Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

    2.5. Для участия в Конкурсе необходимо разместить в личном кабинете Единой комплексной информационной системы образовательной организации, в которой работает учитель, конкурсные документы:

    - копию решения (выписка из решения) коллегиального органа управления образовательной организации о выдвижении учителя;

    - копию документа о соответствующем уровне профессионального образования, заверенную руководителем образовательной организации;

    - копию трудовой книжки, заверенную руководителем образовательной организации;

    - информацию о профессиональных достижениях учителя в соответствии с критериями конкурсного отбора, заверенную руководителем образовательной организации;

    - документальное подтверждение публичной презентации общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности, заверенное работодателем.

    3. Порядок проведения Конкурса

    3.1. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Центр педагогического мастерства" (далее - ЦПМ) является организатором Конкурса.

    3.2. При проведении Конкурса высокие достижения в педагогической деятельности подтверждаются Конкурсной комиссии:

    - Государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования города Москвы "Московский центр качества образования" на основании позитивной динамики результатов независимых диагностик за последние три года;

    - ЦПМ на основании реестра участников, призеров и победителей олимпиад и конкурсов обучающихся;

    - ЦПМ на основании вклада учителя в развитие системы общего образования города Москвы.

    3.3. Апелляции по процедуре проведения Конкурса не принимаются.

    3.4. На основании выставленных баллов по критериям (п.1.3 и п.3.2 настоящего регламента) конкурсная комиссия составляет рейтинг участников конкурса.

    На основании рейтинга участников конкурса конкурсная комиссия формирует список победителей конкурса и направляет его в Департамент образования города Москвы.
    (Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

    3.5. Количество победителей конкурса определяется в соответствии с объемом субсидии, утвержденной Правительством Российской Федерации, и Правительством Москвы.
    (Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

    3.6. На основании представленного ЦПМ списка Департамент образования города Москвы издает приказ об утверждении списка победителей конкурса.
    (Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

    3.7. Победители конкурса награждаются почетными грамотами Департамента образования города Москвы.
    (Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

    3.8. Результаты конкурса доводятся до сведения победителей и участников Конкурсной комиссией посредством публикации на официальном сайте Департамента образования города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

    Приложение 2. Состав конкурсной комиссии Конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в городе Москве

    Приложение 2
    к приказу Департамента
    образования города Москвы
    от 1 июня 2015 года N 276

    Председатель:

    Ященко Иван Валерьевич

    Директор Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы "Центр педагогического мастерства"

    Секретарь:

    Папкова Ольга Евгеньевна

    Начальник отдела конкурсов и проектов Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы "Центр педагогического мастерства"

    (Строка в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

    Алферов Андрей Николаевич

    Директор Некоммерческого партнерства содействия государственно-общественному управлению в образовании "Доверие. Партнерство. Право" (по согласованию)

    Иванова Марина Алексеевна

    Председатель Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (по согласованию)

    Мамедов Геннадий Алиевич

    Морозова Екатерина Павловна

    Председатель Региональной общественной организации "Единая независимая ассоциация педагогов" (по согласованию)

    Мясникова Людмила Александровна

    Председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности (по согласованию)

    Перфилова Надежда Рафаиловна

    Директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа N 2098 "Многопрофильный образовательный центр" имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора" (по согласованию)

    Сидорина Елена Викторовна

    Член Экспертно-консультативного совета родительской общественности (по согласованию)

    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс"

    Нацпроект «Образование»

    Национальный проект «Образование»

    Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

    Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

    Сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024

    Ольга Юрьевна
    ВАСИЛЬЕВА

    Министр просвещения Российской Федерации

    Вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых систем и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе наших исторических и культурных традиций. Из этих двух больших целей майского указа Президента России вытекает 10 задач, которые фактически легли в основу федеральных проектов нацпроекта «Образование». Это проекты, посвященные школе, родителям, волонтерству, ранней профориентации, непрерывному образованию, экспорту образования, социальной активности, цифровой образовательной среде, и все это подчинено развитию образовательного пространства на территории нашей большой страны.

    Федеральные проекты, входящие в национальный проект:

    ×

    Задача проекта:

    Общий бюджет проекта:

    Бюджет каждого проекта (млрд руб.)

    ×

    Задача проекта:

    Главные цифры проекта (к 2024 году):

    Общий бюджет проекта:

    Источники:

    723,3 млрд руб. — федеральный бюджет

    45,7 млрд руб. — бюджеты субъектов РФ

    15,4 млрд руб. — внебюджетные источники

    Т. А. ГОЛИКОВА

    Заместитель
    Председателя Правительства Российской Федерации

    РУКОВОДИТЕЛЬ

    О. Ю. Васильева

    Министр просвещения Российской Федерации

    АДМИНИСТРАТОР

    М. Н. РАКОВА

    Заместитель Министра просвещения Российской Федерации

    1.1. Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований качества общего образования, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)

    В Российской Федерации будет ликвидировано обучение в 3-ю смену к концу 2021 г.

    70% обучающихся общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к концу 2024 г.

    Обучающимся 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.

    Будет создана сеть центров цифрового образования детей "IT-куб"

    24,5 тыс. детей будет обучаться на вновь созданных местах в сельских школах и в школах, расположенных в поселках городского типа, к концу 2023 г. (тыс.)

    25 школ будет построено и введено в эксплуатацию с привлечением частных инвестиций к концу 2024 года

    230 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях (продолжение реализации приоритетного проекта «Современная образовательная среда для школьников») будут созданы к концу 2024 г.

    В 70% школ будет работать целевая модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления общеобразовательными организациями, в т.ч. в обновлении образовательных программ, к концу 2024 г.

    На 100% будет введена национальная система учительского роста педагогических работников к концу 2020 г.

    70% учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы, к концу 2024 г.

    Не менее 10% педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации к концу 2024 г.

    50% педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования к концу 2024 г.

    Не менее 900 тыс. детей получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), с учетом реализации проекта «Билет в будущее»

    5% обучающихся по программам основного и среднего общего образования пройдут обучение в созданных в каждом субъекте РФ региональных центрах выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, функционирующих с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех»

    В 85 субъектах РФ будет проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях РФ к концу 2024 г.

    Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико- ориентированных и гибких образовательных программ


    Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс пройдет в г. Казани в августе 2019 г.

    Будет обновлена инфраструктура Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства на базе ВДЦ «Смена» к концу сентября 2021 г.

    85 субъектов РФ внедрят программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев, к концу 2023 г.

    35 тыс. преподавателей-мастеров производственного обучения повысят квалификацию по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, не менее 10 тыс. из них - будут сертифицированы в качестве экспертов - к концу 2024 г.

    1.2. Место Российской Федерации в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов


    30 университетов (не менее 1 в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации) получат государственную поддержку на основании конкурсного отбора к концу 2020 г., будут сформированы (актуализированы) их программы развития («дорожные карты») с учетом национальных целей Российской Федерации до 2024 г.

    80 вузов из 40 субъектов РФ будут включены в перечень образовательных организаций высшего образования, обеспечивающий подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе в целях предоставления государственной поддержки, к концу 2019 г.

    20% студентов будут осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню, к концу 2024 г.

    Обучение по программам непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения пройдут (млн чел.)

    2.1. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (%)


    12 млн детей примут участие в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию, к концу 2024 г.

    Для 935 тыс. детей не менее чем в 7000 образовательных организаций, расположенных в сельской местности, будет обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом

    Будут созданы100 центров , реализующих дополнительные общеобразовательные программы в вузах *


    В 85 субъектах РФ 245 детских технопарков «Кванториум» и 340 мобильных технопарков для детей, проживающих в сельской местности и малых городах, будут построены к концу 2024 г.

    Их смогут посещать 2 млн детей , которые смогут изучать «Технологию» и другие предметные области

    Не менее чем в 16 тыс. школ не менее чем в 80 субъектах Российской Федерации, расположенных в сельской местности и малых городах, будет создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей с охватом не менее 800 тыс. детей

    Ученикам 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.

    70% детей с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий (%)

  • будет повышен уровень мобильности в целях участия в волонтерских мероприятиях и обучающих стажировках, проводимых в субъектах Российской Федерации;
  • будут учреждены награды и звания, стипендиальная поддержка (для обучающихся);
  • нематериальная поддержка граждан, участвующих в добровольческой деятельности
  • 25 тыс. специалистов по работе в сфере добровольчества и технологий работы с волонтерами пройдут подготовку на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства), НКО, образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества, к концу 2024 г.

    До конца 2024 года будут проведены мероприятия по различным направлениям добровольчества

    1100 тыс. человек будут использовать единую информационную систему в сфере развития добровольчества, для эффективного поиска информации, взаимодействия, коммуникации и обучения добровольцев, комплексного учета волонтерского опыта и компетенций, объединения запросов и предложений волонтерской помощи в одном месте, к концу 2024 г.

    Дополнительные результаты национального проекта

    1,7 млн граждан примут участие в 35 конкурсах профессионального и карьерного роста к концу 2024 г.

    Будет внедрена система мониторинга трудоустройства выпускников вузов, учитывающая удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников в разрезе указанных организаций и реализуемых ими образовательных программ, а также соответствие направлений подготовки региональным рынкам труда и отраслевой структуре экономики, с учетом сектора самозанятости

    60 университетов будут реализовывать не менее чем по 5 образовательных программ, прошедших международную аккредитацию, к концу 2024 г.

    В 2 раза будет увеличено количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах (до 425 тыс. человек), к концу 2024 г.

    77,6 тыс. новых мест появятся в студенческих городках для проживания иностранных и иногородних студентов и преподавателей к концу 2024 г.

    50 ресурсных центров будут созданы для детей и педагогов с обучением на русском языке в странах-партнерах к концу 2024 г.

    18 тыс. иностранных граждан пройдут обучение в летних и зимних школах, в т.ч. на базе летних оздоровительных лагерей, к концу 2024 г.

    Ежегодно будет проводиться национальный чемпионат «Абилимпикс», организованы мероприятия по подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью - к концу 2024 г.

    В 85 субъектах РФ родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением НКО окажут 20 млн услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи к концу 2024 г.

    * Нарастающим итогом