Экономическая разведка и ее назначение. Экономическая безопасность предприятия Экономическая разведка и контрразведка тесты

Термин экономический, промышленный, коммерческий, научно-технический шпионаж (разведка) означает активные действия направленные на сбор, хищение, накопление и обработку ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц, ведущиеся негосударственными организациями и частными лицами.

Наиболее полное с юридической точки зрения определение экономической разведки дает Интерпол: "Это приобретение любым обманным путем интеллектуальной собственности, принадлежащей какому-либо юридическому лицу, которая была создана или законно приобретена этим юридическим лицом с целью произвести что-то, что имеет или может иметь промышленную ценность и, в более широком плане, ценность для национальной экономики".

Неотъемлемой частью экономической разведки стал промышленный шпионаж, ведущийся негосударственными организациями и частными лицами.

Промышленный шпионаж осуществляется с целью овладения рынками сбыта, подделки товаров, дискредитации или устранения конкурентов, срыва переговоров по контрактам, перепродажи фирменных секретов, шантажа определенных лиц, создания условий для подготовки и проведения террористических и диверсионных акций.

При планировании разведывательной деятельности опираются на три главных принципа:

Определение целей разведывательной деятельности;

Определение потребности в информации для достижения этих целей;

Определение источников получения необходимой информации.

Число частных организаций, специализирующихся на добывании сведений о конкурентах, постоянно растет. Промышленный шпионаж является единственной предпринимательской отраслью, которая не страдает от возникающих периодически кризисов экономики. Мало того, по мере роста инфляции, усиления конкуренции и социальной напряженности промышленный шпионаж лишь активизируется.

Практика свидетельствует, что негосударственные организации, занимающиеся промышленным шпионажем, проявляют наибольший интерес к ряду показателей фирм, организаций и банков. Это:

Финансовые отчеты и прогнозы;

Маркетинг и стратегия цен;

Технические параметры существующей и перспективной продукции;

Условия контрактов;

Перспективные планы развития производства;

Финансовое положение компаний;

Условия продажи или слияния фирм;

Организационная структура корпорации;

Элементы систем доступа к информационным сетям и центрам.

Затраты на разведку составляют в среднем 1,5% торгового оборота крупных концернов. Так, в некоторых японских фирмах разведывательной работой постоянно занимаются до 250 человек. По данным журнала "Тайм", из-за хищения производственных секретов американские фирмы терпят убытки примерно в 20 млрд. долларов в год. Эта цифра, видимо, сильно занижена. Образованы специальные службы транснациональных корпораций, сотрудничающие с государственной разведкой, такие, как "Американское сообщество по промышленной безопасности".

Существует множество способов получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов. Условно их можно разделить на две большие группы: законные и незаконные методы, что, собственно, и подразумевает деление добывания информации на экономическую разведку и промышленный шпионаж.

Законные методы (то есть методы экономической разведки):

Сбор и анализ информации из официально публикуемых источников;

Посещение выставок, ярмарок, устраиваемых конкурентами;

Приобретение и изучение продукции конкурентов.

Незаконные методы (то есть методы промышленного шпионажа):

Выведывание интересующей информации у специалистов конкурентов;

Сманивание специалистов для получения от них информации;

Подкуп сотрудников из закрытых подразделений конкурента;

Засылка агентов на фирму или в окружение ведущих специалистов;

Похищение чертежей, документов и образцов изделий;

Негласный контроль за деловой корреспонденцией;

Незаконное получение информации у государственных чиновников;

Получение информации с использованием технических средств;

Ложные переговоры и последующий отказ от них после получения необходимой информации и др.

В России положение с легальной и незаконной экономической разведкой двойственное. Оно регламентируется двумя законами: Законом РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" и Законом РФ " О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

В соответствии с Законом РФ "Об оперативно-розыскной деятельности", право осуществлять оперативно-розыскные действия предоставляется только оперативным подразделениям государственных силовых структур: органов внутренних дел РФ; органов Федеральной службы безопасности; федеральных органов налоговой полиции; Службе безопасности Президента России; органов Федеральной пограничной службы РФ; Таможенных органов РФ; Службы внешней разведки РФ.

Вместе с тем, в Законе РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" указано, что в целях сыска разрешается предоставление коммерческим структурам ряда услуг розыскного характера. Это:

Сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

Изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

Установление обстоятельств неправомерного использования фирменных знаков и наименований, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

Выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении с ними трудовых или иных контрактов;

Поиск без вести пропавших граждан;

Поиск утраченного гражданами или организациями имущества.

В то же время этот Закон запрещает:

Собирать сведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

Осуществлять аудио- и видеозапись, фото и видео съемку в служебных и иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных лиц;

Прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

Совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

Фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

Разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

Проводить сыскные действия, нарушающие тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища.

Разрешенные частным охранным предприятиям виды деятельности по сбору информации реализуются следующими методами (согласно Закону): устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг.

Несмотря на такую жесткую регламентацию, отдельные положения Закона очень часто нарушаются.

Для сбора разведывательных данных используются самые различные методы. Многие из них не отличаются особой корректностью, однако, все они неизменно эффективны. Это:

Закупка товаров конкурента;

Присутствие на ярмарках, выставках, конференциях и т.п. с целью сбора всей доступной информации и фотографирования всего, что возможно;

Посещение предприятий;

Финансирование контрактов на выполнение научно-исследовательских работ за рубежом с целью проникновения на фирму;

Отправка на учебу за рубеж студентов и стажеров;

Бесконечные безрезультатные переговоры, в процессе которых постоянно запрашивается дополнительная информация;

Похищение чертежей и технической информации;

Шпионаж и заурядное воровство. Ну и, конечно же, основной канал получения информации - это изучение различных открытых публикаций и изданий.

Доля получаемой за счет этого информации в среднем составляет 50%, а по некоторым исследовательским лабораториям достигает даже 70%. Исходя из этого, к примеру, Правительство Японии еще в 1957 году организовало Японский научно-технологический информационный центр, который ежегодно анализирует 11 тыс. журналов, в том числе 7 тыс. зарубежных, 15 тыс. технических отчетов и докладов и рассылает 500 тыс. резюме.

Представляющими особый интерес для экономической разведки областями являются:

Научно-исследовательские и конструкторские работы;

Финансовые операции компаний, в том числе финансирование проектов и инвестиционная политика;

Особенности технологического процесса, спецификация продукции, результаты испытаний;

Маркетинг, и, в частности, режим поставок, список заказчиков, конъюнктура рынка, сведения о заключаемых сделках, а также отчеты о реализации продукции;

Организация производства, в том числе данные о вводе в строй новых, расширении или модернизации существующих производственных мощностей, объединении с другими фирмами;

Коммерческая философия руководителей фирм-конкурентов, стратегия их бизнеса и т.д.

Информация о конкурентах, полученная как законными, так и незаконными методами имеет свойство устаревать.

По опубликованным данным, оперативно-тактическая информация теряет ценность примерно по 10% в день (например, в случаях предупреждения вымогательства, краткосрочного кредитования, предложения приобрести партию товара в срок до 1 месяца). Информация стратегического, долговременного характера теряет ценность примерно по 10% в месяц (сведения о крупных клиентах и торговых партнерах, преступных группировках и т.д.). Информация о неизменных объектах (промышленная инфраструктура, природные ресурсы) теряет ценность примерно по 15% в год.

В современных условиях при проведении промышленного шпионажа негосударственными структурами широко применяются технические средства. На рынках России, имеется широкий выбор микрофонов, микромагнитофонов, радиозакладок, закамуфлированных под бытовые предметы, приборы ночного видения и т.п., что позволяет достаточно эффективно и в короткие сроки осуществлять операции по техническому проникновению на объекты.

Для осуществления промышленного шпионажа используется ряд специально разработанных средств. Среди них можно назвать:

Специальная звукозаписывающая аппаратура;

Приборы для съема информации с телефонных линий связи;

Мини-радиозакладки;

Аппаратура для съема информации с окон с помощью лазерных излучателей;

Направленные микрофоны;

Специальные системы наблюдения и передачи видеоизображения;

Специальная фотоаппаратура;

Приборы наблюдения;

Приборы ночного видения;

Аппаратура для выявления радиоактивного и иного излучения.

Важная деталь современной разведывательной деятельности - простота, доступность и дешевизна современных средств тайного съема информации.

Комплект оборудования мобильного поста перехвата, позволяющий осуществить дистанционный съем информации на расстоянии 1 км стоит не более 400 долларов.

Практика показывает, что работу по перехвату, допустим, пейджинговых сообщений может выполнить частное лицо (к примеру, бывший работник спецслужб или даже средний программист) с помощью компьютера с процессором Pentium-200 и сканирующего приемника.

Ситуация усугубляется тем, что за подобные действия практически не предусмотрена уголовная ответственность. Статья 138 УК РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений) сулит нарушителям штраф в размере от 100 до 300 минимальных окладов или арест - на срок от двух до четырех месяцев.

Информация как основной фактор эффективной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. До начала 90-х гг. прошлого века (советский период) отечественные предприятия, в частности предприятия АПК, практически не испытывали никаких рисков в своей деятельности, поскольку они находились в государственной собственности и были связаны договорам-обязательствам госзаказа. В свою очередь, государственные интересы в отрасли экономики жестко защищались правоохранительными органами и спецслужбами.

Теперь ситуация кардинально изменилась. Любой хозяйствующий субъект, независимо от объема его рабочих активов, находится в окружении разнообразных рисков, которые способны мгновенно уничтожить финансовые и материальные ресурсы. В то же время государственные структуры, имеющие стоять на защите предпринимательства, фактически не действуют.

Если попробовать провести анализ причин провала большинства крупных и малых предприятий Украины, в том числе и предприятий АПК, то можно прийти к выводу: основная причина неудач - это неумение, не осознание важности, а также иногда не желание заниматься уборкой, обработкой и анализом информации в отношении окружающей среды предприятия.

Кроме того можно отметить недостаточный уровень научных разработок в данной области. Так, в Украине этим вопросом занимается лишь несколько специалистов, среди которых A.A. Чернявский, Г.А. Андрощук, П.П. Крайнев, Г.К. Никифоров. Несколько лучше ситуация в России, где в последнее время наблюдается рост количества научных и практических разработок в области информационно-аналитической работы на предприятии. К сожалению, только сейчас на эту проблему начали обращать внимание некоторые украинские предприниматели, но мало кто из них может определить тип необходимой для предприятия информации, квалифицированно организовать ее поиск, избежать эффекта дезинформирования, умело использовать полученную информацию при принятии решений и для организации текущего контроля финансово-хозяйственной деятельности.

В условиях рыночной экономики предприятие не может эффективно работать без глубокого понимания ее движущих сил, не имея новой информации о состоянии рынка, на котором оно работает. При этом необходимо учитывать возможности предприятия, а также интер e си других участников рынка и отдельных лиц, которые могут не всегда руководствоваться только требованиями рынка.

Исходя из изложенного, становится понятной необходимость создания на предприятии такого структурного подразделения, на который будут возложены функции информационного центра с задачами сбора, обработки и анализа информации, которая будет обеспечивать принятия руководством взвешенных управленческих решений. На современном украинском предприятии таким подразделением может быть подразделение (служба) экономической разведки предприятия.

Основными целями данного подраздела могут быть:

1. Своевременное обеспечение руководства надежной и полной информации о внешнем среда предприятия. Выявление факторов риска для предприятия.

2. Организация максимально эффективной информационной работы, что исключит дублирование функций различными подразделениями.

3. Отработка краткосрочных и долгосрочных прогнозов влияния внешней среды на хозяйственную деятельность агропромышленного предприятия. Разработка рекомендаций по локализации и нейтрализации выявленных рисков.

4. Усиление благоприятных и снижения неблагоприятных воздействий внешней среды на хозяйственную деятельность предприятия

5. Поиск новых идей, технологических разработок, методов работы и т.д., которые могут быть внедрены на предприятии и дадут возможность достичь преимуществ в конкуренции.

Для продуктивного ведения хозяйственной деятельности руководству предприятия необходимо принимать решения различного уровня, информационную поддержку которых обеспечивает система экономической разведки.

Управление крупной компанией может предусматривать следующие уровни: управление внутри компании, управление деятельностью компании на внутреннем рынке страны, управления деятельностью на международном рынка, управления текущей деятельностью и управления стратегическим развитием. Но как минимум любое предприятие включает управление текущей деятельностью и управление стратегическим развитием.

Характер информации для каждого уровня принимаемых решений, будет значительно отличаться. Соответственно работу подразделения экономической разведки предприятия целесообразно разделить хотя бы на две составные.

Стратегическая составляющая экономической разведки занимается сбором и анализом стратегической информации о глобальных процессах в экономике, политике, технологии и т.п., которые могут повлиять на развитие предприятия.

Основными принципами планирования разведывательной деятельности в экономике является сначала определение целей проведения разведки, затем определяются потребности в информации, и уже после этого определяются источники получения необходимой информации.

Целью стратегического уровня принятия решений (расширение производства, диверсификация, переход в другую отрасль, внедрение нового продукта и т.д.) является определение направления дальнейшего развития предприятия. Такие решения определяют потребность сориентироваться на рынке и проанализировать перспективы его развития.

К сожалению, в нашей стране руководители предприятий очень мало внимания уделяют стратегическому управлению, и это приводит к тому, что более 90% рабочего времени тратится на решение неожиданных проблем, осложнений, улаживание срывов дел.

Оперативно-тактическая составляющая экономической разведки занимается сбором и анализом оперативно-тактической информации для принятия руководством обоснованных решений по текущим проблемам предприятия.

Целью оперативно-тактического уровня принятия решений (реконструкция цехов, закупка нового оборудования, обучение работников для выпуска новой продукции или выполнения нового вида работ) при видимом направлении дальнейшего развития является выбор оптимального пути его достижения и минимизация затрат при этом.

Цели разведывательной деятельности жестко структурированные. Каждая цель определяется целью высшего порядка, оставаясь при этом независимой по характеру своих потребностей и источниками информации. Так, после стратегической цели - определение направления - определяется оперативно-тактическая цель - выбор наилучшего пути развития и продвижения по нем.

Предварительное планирование разведывательной деятельности необходимо также, чтобы в будущем не произошло перегрузки информацией, что накапливается. Каждое предприятие имеет свою специфику, поэтому определенная информация для одного предприятия является жизненно важным, для другого - абсолютно ненужной.

Особенно важно, чтобы на предприятии существовал замкнутый цикл подготовки материалов, начиная от определения показателей сбора информации, ее классификации, автоматизированной обработки и заканчивая ее анализом, разработкой прогнозов и практических рекомендаций. Такой разведывательный цикл можно разделить на составляющие:

Планирование и направление на исполнение - составление задачи разведки, подготовка плана сбор информации, отдача приказа исполнителям задачи и контроль за ходом выполнения;

Сбор - добывания информации и передача ее специалистам для обработки;

Обработки - исходное обработки собранной информации, придание ей определенной формы (перевод, переформатирование компьютерных данных);

Оценка - преобразование собранной информации в данные разведки (обобщение, анализ и синтез, всесторонняя оценка);

Выводы - создание прогнозов, выработки практических рекомендаций, моделирование ситуаций;

Распространение - передача данных разведки заказчикам.

Но необходимая информация может поступать в значительных количествах. Поэтому для упрощения доступа и эффективной работы с ней необходимо формировать компьютерные информационные базы данных для сохранения и обработки имеющейся разведывательной информации. Вид и форма таких информационных баз данных может разрабатываться на каждом предприятии самостоятельно с учетом его требований и особенностей (программистами предприятия или на заказ сторонней организацией).

Особое внимание следует уделять изучению доступных источников информации и получению необходимых данных из официальных источников информации. С одной стороны, это экономически выгодно, поскольку требует значительно меньших затрат, чем применение полулегальных и нелегальных методов выведывания данных, с другой стороны, именно легальные источники дают около 95% всей необходимой информации (даже в военном деле).

Также необходимо выяснить, кто из сотрудников на предприятии имеет информационные связи в государственных органах управления, министерствах, ведомствах, банковских структурах, правоохранительных органах, средствах массовой информации и т.п. Анализ таких связей проводится с целью учета возможностей их эффективного использования.

Таким образом становится понятно, что работа по поиску необходимой для предприятия информации не должна полагаться только на сотрудников подразделения экономической разведки. К такой работы должны приобщаться также (в соответствии с возможностями) работники других подразделений. Но необходимо отметить, что такая работа должна всячески поощряться, что позволит повысить качество информации и скорость ее поступления.

Поскольку для работы руководителям предприятия нужна информация разного характера (общеполитическая, экономическая, технологическая, банковская, рыночная, отраслевая и т.д.), будет целесообразным, кроме подписки на специализированные периодические издания, установления отделом экономической разведки контактов со специализированными фирмами, которые накапливают и обрабатывают информацию по определенной тематике.

В целом об эффективности разведки можно судить не по численности сотрудников, количеством отделов, технической оснащенности, а по трем показателям:

1. Своевременность получаемой информации.

2. Точность информации.

Эффективность любой деятельности определяется по схеме “затраты - эффект”, так, для разведывательной деятельности можно назвать четыре вида эффекта:

Прибыль;

Экономия ресурсов;

Удержание рыночных позиций в кризисных ситуациях (минимальные убытки);

Предупреждение материального и морального вреда.

Поскольку на предприятии большая часть информации, которая используется, не является секретной, то создание компьютерной локальной сети, которая будет связывать различные подразделения, решит проблему своевременного распространения открытых информационных документов.

Информация оперативно-тактического и стратегического характера должна предоставляться должностным лицам, которые занимаются планированием и несущим ответственность за принятие решений, в соответствии с имеющегося у них допуска к конфиденциальной информации.

Система экономической разведки должна не только обеспечивать необходимой информацией всех заинтересованных лиц, а и одновременно обеспечивать контроль за ее целевым использованием. К ознакомление с конфиденциальными документами сотрудники предприятия могут допускаться только после проверки на лояльность и при наличии производственной необходимости.

В наше время, когда роль информации как производственного ресурса постоянно растет, нельзя оставлять сферу информационного обеспечение управления предпринимательской деятельностью без достаточного внимания. Данное вопрос требует насущных теоретических и практических разработок. Работа системы экономической разведки предприятия даст определенный мультипликационный эффект, совмещая интересы обеспечения экономической безопасности предприятия с решением вопросов маркетинга, поскольку на ее основе вырабатывается эффективная экономическая политика предприятия.

Схема организации экономической разведки в крупных корпорациях. Большинство крупных корпораций, как правило, является олигополистами и имеют на рынке 2-4 подобных себе конкуренты. Имея большие капиталовложения и мощную производственную инфраструктуру, они не могут пойти в рыночную нишу как, например, “Кока-Кола” или “Жиллет”, и обречены судьбой на вечное конкурентную борьбу между собой. Поэтому все они имеют хорошо разветвленные сети экономической разведки и службы безопасности. В начале 80-х гг. корпорации США терпели убытки от экономического шпионажа около 20 млрд. долларов ежегодно. По некоторым данным, в то же время крупные корпорации на организацию разведки тратили около 1,5 млрд. долларов, то есть на каждый доллар затрат по добыче секретной информации получено более 13 долларов дохода . В традиционном бизнесе хорошим считается прибыль в размере 15-25 центов, в венчурном предпринимательстве - 1-2 доллара прибыли на доллар затрат. Как видим, сфера деятельности разведки настолько выгодна, что не может оставаться вне поля зрения крупных корпораций. Некоторые корпорации имеют тысячи и даже десятки тысяч агентов экономической разведки и службы безопасности . Эффективность разведки много многом зависит от организации.

Разведывательная служба великой корпорации чаще всего отделена в форме холдинговой компании, штаб-квартира которой также находится подальше от глаз сотрудников компании. Компании с годовыми оборотами в десятки миллиардов долларов имеют рынки внутри страны базирования и в десятках зарубежных государств. Поэтому все спецслужбы разведывательной организации корпорации делятся на две группы :

1) спецслужбы страны базирования;

2) спецслужбы в иностранных странах.

Спецслужбы в стране базирования, как и зарубежные, ведут работу по различным направлениям: связь с государственными разведывательными службами, лоббизм в государственных и местных законодательных и исполнительных органах власти, непосредственная разведка конкурента. Прежде всего разведка корпорации пытается установить связь с государственной разведывательной службой. Эти связи устанавливаются на основе личных, когда в спецслужбы корпораций принимаются на работу разведчики, что уходят в отставку, из государственных служб. Государственные спецслужбы могут передавать “побочную” продукцию разведки корпорациям, что не представляет ценности с точки зрения военно-политических целей и которая имеет важное значение для фирмы.

Лоббизм формируется с помощью обеспечение политической карьеры преданных фирме кандидатов в депутаты парламента и местных органов власти. Функцию лоббиста может выполнять и советник парламентария, правительственного функционера .

Непосредственная разведка конкурента в организационном плане осуществляется через деятельность филиалов разведывательной службы корпорации, размещенных в отдельных регионах страны базирования. При этом они могут специализироваться по отдельным направлениям экономической разведки: финансовой, технологической, кадровой и др.

Наряду с филиалами центральной штаб-квартиры спецслужбы корпорации в ее системе могут быть и относительно самостоятельные агентства, также работают по многим направлениям. В отличие от филиалов агентства могут выполнять и заказы на секретную информацию извне, хотя всю основную деятельность, разумеется, подчиняют интересам корпорации.

Как штаб-квартира разведывательной службы, так и ее агентства имеют самостоятельных агентов и резидентов с соответствующим подчинением. Этих разведчиков, которые выполняют различные самостоятельные задачи, классифицировал еще 400 лет до н.э. китайский полководец Сунь-Цзы, и эта классификация, по словам А. Даллеса, остается актуальной до наших дней . Сунь-Цзы выделил пять категорий разведчиков.

“Местные разведчики” - современной языке - это агенты из рядовых работников предприятия, организации конкурента, имеющие доступ к информации. “Внутренние” разведчики, названные Сунь-Цзы, также являются завербованными агентами, но из управленческого персонала объекта разведки. Местные и внутренние разведчики классифицируются теперь, как агенты на месте объекта. Разведчики, “возвращаются”, по классификации Сунь-Цзы, - это, как правило, вскрыты службой безопасности и перевербовані агенты противника (конкурента). их называют “двойными агентами”. Они используются для дезинформации конкурирующей стороны. “Разведчики смерти” - современным языком “агенты, которые не возвращаются”, доставляют ложную информацию противнику, и могут погибнуть. В экономической разведке не используются. Наконец, “разведчики жизнь” или “ проникающие агенты” в современном понятии. Они проникают на объект, добывают необходимую информацию и возвращаются с ней в штаб-квартиру. Этот вид агентов также используется в экономическом шпионаже. В этих пяти групп агентов, а точнее, вместо “агенты, не возвращаются” стоит ввести новую категорию: агента-эксперта, что, обрабатывая легальные материалы, отыскивает необходимую экономическую информацию о конкуренте.

Например, межотраслевые балансы, что готовил Госкомстат СССР, были тайной и публиковались в статистических сборниках с разрывом примерно в пятнадцать - двадцать лет. Президент компании “Интеллиджент Десижи Системо” из Беркли (США) Д. Стайнберг межотраслевой баланс СССР 1988 г. реконструировал за две недели (правда, на балансы за 1970-1987 гг. нужно было по 6-7 месяцев . Как известно, в бюджетах СССР, которые публиковались, военные расходы определялись в размере 20 млрд. руб. Д. Стайнберг установил, что в 1987 г. военные расходы СССР составили 119,5 млрд. руб. в текущих ценах. По словам М.с.горбачева удельный вес военных расходов составляла 18% национального дохода страны, что равнозначно 114 млрд. руб. Как видим, исследование эксперта оказалось очень точным .

Особое место в организации разведывательной работы корпорации занимает создание разного рода благотворительных фондов, обществ. Особую роль фонды и общества играют в обеспечении лоббизма .

Следующей составной частью организации экономической разведки является ее зарубежная сеть. В первую очередь она разворачивается в странах базирования филиалов корпорации - рынков капитала, сырья и сбыта продукции. Затем - в странах, где есть потенциальные рынки, на которые планируется выход корпорации. Развертывание разведывательной сети осуществляется также по нескольким направлениям.

Прежде всего, организуются филантропические фонды, как правило, в странах, которые переживают серьезные социально-политические и структурные экономические кризисы. Внутренние рынки этих стран потенциально-перспективные, здесь дешевая рабочая сила и острая нужда иностранных инвестиций. Поэтому благотворительные фонды дают прекрасную возможность для вербовки агентов со сбора необходимой информации и соответствующего их вознаграждения, обеспечение лоббизма .

Для обеспечения более солидных внутренних агентов создаются разного рода совещательные комитеты, комитеты поддержки отдельных акций. Они организуются в странах с различным уровнем развития экономики для обеспечения контактов с банковскими, промышленными и политическими кругами

страны, что представляет интерес для корпорации. Разумеется, они их притягивают высокими гонорарами, за что получают “деликатную” информацию. Разного рода комитеты создают “Форд моторз компани”, “Дженерал моторз” и др. Последнее создан в 1974 г. “Европейский совещательный комитет”, бюджет которого равен бюджету государственной разведывательной службы Франции .

Задачи лобби сводится к созданию благоприятной атмосферы во внешней среде корпорации и нейтрализации влияния неблагоприятных факторов этой среды. Поэтому лоббизм разворачивается в политической, экономической, социальной сферах, в средствах массовой информации.

Важную роль в организации разведывательной работы корпораций за рубежом играют ее филиала. Подавляющее большинство сотрудников, в том числе и среди управленческого персонала, являются гражданами страны базирования филиала. Поскольку их благосостояние обеспечивается зарубежной фирмой, их экономические интересы невольно склоняются в пользу зарубежной корпорации.

Наконец, за рубежом могут работать самостоятельные агентства и агенты. Агентства занимаются вербовкой “местных” и “внутренних” агентов. Проникающие агенты зачастую вербуются из “местных” и “внутренних” агентов. Подготовка “своего” проникающего агента - дело дорогое и сложное, он готовится годами со студенческой скамьи.

Схема организации разведки крупных коммерческих корпораций представлена на рис. 4 .

Не исключается, что разведслужбы крупных корпораций могут использовать услуги независимых разведывательных агентств. Есть много таких фирм, среди которых наиболее известны “Джорж Уокнехт, “Континентл телефон энд сеплай компани”, “Спайз инкорпорейтед” и др. Эти независимые агентства насчитывают в отдельных случаях тысячи агентов, их услугами пользуются сотни и тысячи корпораций .

Организация разведки в средних фирмах. Разумеется, средние компании не могут позволить себе содержание могучей и широкой сети экономической разведки, поскольку не обладают соответствующими финансовыми ресурсами. Вместе с тем у них достаточно средств, чтобы удерживать хотя и небольшую, но специализированную службу разведки .

Принципиальные особенности организации разведки заключаются в следующем:

1. Организация разведывательной работы ведется узким кругом людей (в пределах нескольких человек).

2. К разведывательной работы на конфиденциальной основе привлекаются квалифицированные специалисты фирмы.

3. В большей степени используются услуги независимых разведывательных агентств и специалистов.

Независимо от того, кто конкретно организует разведывательную работу, общее руководство осуществляет один из первых лиц администрации фирмы - первый президент, генеральный директор или первые их заместители, которые наделены широким кругом распорядительных функций, что особенно необходимо для оперативного решения вопросов в разведывательной работе.

Среднее предприятие может позволить себе содержать специальный разведотдел или группу, о которой знает очень узкий круг лиц. Отдел может быть самостоятельным или группой какого-либо подразделения фирмы. Он может называться “отдел исследования внешней среды”. Этот отдел организует экономическую разведку за такими основными направлениями:

Обработка легальной экономической информации о конкурентах служащими фирмы;

Рис. 4. Схема организации разведки крупных предприятий

Вербовка “местных” и “внутренних” агентов у конкурентов;

Установление контактов с независимыми агентствами и агентами;

Организация лобби на местном уровне.

Все отмеченные направления работы требуют бюджетного обеспечения, кроме расходов на содержание организаторов разведки, то есть специальных работников. Задача последних сводится не столько к добыванию информации, сколько к организации такого добывания, причем в основном в скрытой форме. Эти затраты определяются объемом и ценностью информации, перерабатываемой .

Прежде всего необходимо обработать доступен, но иногда объемный материал о конкурентах, что содержится в открытой информации: газетные, теле - и радиоматериалы, статистическая отчетность, проспекты, поставщики, покупатели и др. Задача состоит в том, чтобы во всех отделах и службах найти специалистов, которые могли бы отбирать и обрабатывать соответствующую информацию о конкурентах. Этим работникам необходимо обеспечить доступ к информационных материалов, дать возможность посещать выставки, библиотеки, обзоры и т.п. Данная работа может быть организована на конфиденциальной основе. Она может частично относиться в служебные обязанности, а частично должна поощряться соответствующими надбавками к заработной плате, премиями, льготами и т.д. Финансист должен следить за финансовой устойчивостью, платежеспособностью конкурентов, покупателей, поставщиков. Служба главного инженера, технолога - по НИОКР, патентами, лицензиями, организацией производства; работникам кадровых служб легче следить за персональными перемещениями во внешней среде.

Работа по вербовке местных и внутренних агентов не может быть передоручена кому-то, кроме непосредственных работников отдела - это очевидно. Контакты с независимыми разведывательными агентствами и агентами также должны вестись этими же лицами. В то же время к работы по обеспечению лоббизма могут привлекаться специалисты фирмы, что за сферой своей работы могут иметь контакты с местной администрацией. Для этих целей также могут использоваться отдельные благотворительные акции, организуются фирмой .

Особенности организации разведки малыми предприятиями. Малые предприятия также должны вести коммерческую разведку той среды, в которой они функционируют. Поскольку малые предприятия работают на свободных, хотя и локальных рынках, у них в отличие от крупных корпораций и средних фирм есть множество конкурентов. Организация службы экономической разведки относительно них становится нецелесообразным с точки зрения эффективности.

Организатором сбора этой информации выступает менеджер малого

предприятия. Информацию он может получить:

а) у консультантов специальных консалтинговых фирм, на основе обзора открытой информации могут дать соответствующее заключение о состоянии того или иного подразделения рыночной инфраструктуры;

б) у работников подразделений рыночной инфраструктуры, которые могут работать консультантами в малом предприятии на условиях совместительства и за соответствующие гонорары представлять необходимую информацию, давать советы;

в) в независимых разведывательных агентств и агентов;

г) наконец, если малое предприятие имеет спонсором крупную фирму, оно может получать некоторую информацию от ее службы.

Таким образом, особенности организации экономической разведки на предприятиях различных типов сводятся к изменению соотношение между внешними и внутренними источниками получаемой информации. В мере увеличения размеров предприятия относительно сокращается доля информации, агентов, что покупается в независимых разведывательных агентствах, консалтинговых фирмах и консультантов и возрастает значение специальных разведывательных подразделений корпораций.


Так уж сложилось, что нашей стране на разных этапах своей истории часто приходилось догонять другие более развитые в экономическом отношении страны, что диктовало необходимость постоянного добывания необходимой информации, материалов и образцов. Разумеется, для решения этой задачи нужна была организация эффективной экономической разведки.

«Грозное» начало и «Великое» продолжение

Начало отечественной разведке, в том числе экономической, положил Иван Грозный, который в 1549 году учредил Посольский приказ - первую российскую спецслужбу. Дальнейшее развитие российская разведка получила при Алексее Михайловиче Романове, который в 1654 году создал Приказ тайных дел. Именно два этих царя заложили основы того, что мы сегодня называем экономической безопасностью. И именно благодаря им российская экономическая разведка приобрела свои характерные особенности, главной из которых на протяжении многих веков являлось активное использование знаний и навыков иностранных специалистов, которым создавались настолько комфортные условия для работы в России, что они охотно делились секретами своей страны.

Громадный вклад в развитие экономической разведки и обеспечение экономической безопасности страны в целом внес Петр Первый, который активно способствовал развитию и становлению спецслужб. Именно он впервые в воинском уставе 1716 года подвел правовую базу под разведывательную работу. И именно при нем возникла новая форма представительства России за рубежом - двойное представительство, официальное и тайное. То есть официальные российские посольства продолжали добывать политическую, военную и экономическую информацию за рубежом, но кроме этого стали целенаправленно создаваться и другие структуры (в современной терминологии - действующие «под глубоким прикрытием»), которые также занимались шпионажем в пользу России.

В петровские времена резко расширилась практика приглашения в нашу страну иностранных специалистов, которые рассматривались как необходимый и важный элемент развития отечественной промышленности. Наряду с этим Петр активно посылал на учебу и стажировку за границу офицеров армии и флота, боярских и дворянских недорослей, которые кроме непосредственного обучения выполняли разведывательные задания.

В 1697 году Петр учредил Преображенский приказ, функции которого со временем сосредоточились на разведке, контрразведке, а также пресечении преступлений против царя и государства. Руководил приказом лично Ф. Ю. Ромодановский - очень неординарный, крайне талантливый, без меры жестокий и безгранично преданный Петру и России человек, личность которого заслуживает серьезного исторического исследования - не меньшего, чем личность Петра, поскольку без Ромодановского Петр не смог бы стать тем, кем он вошел в историю.

Екатерина Великая успешно продолжила дело Петра. Именно Екатерина II в июле 1763 года издала Указ об учреждении Канцелярии опекунства иностранных переселенцев, который полностью соответствовал курсу внутренней политики - привлекать иностранцев для процветания Российской империи. Немцы внесли немалый вклад в развитие сельского хозяйства, французы - торговли. С октября 1764 года по начало 1766 года в Поволжье было организовано 104 колонии с 23 тысячами немецких переселенцев, после чего их переезд в Россию был прекращен.

За 34 года правления Екатерины поступления в казну увеличились в четыре раза, вдвое возросло население страны, в том числе за счет завоевания новых территорий, было добыто право свободного судоходства по Черному морю, а также через проливы Босфор и Дарданеллы, завоеван Крым, что расширяло возможности торговли южных районов России с сопредельными и более дальними странами (сухопутная доставка товаров обходилась в 50 раз дороже транспортировки водным путем). Екатерина Великая успешно покровительствовала промышленникам и купцам, которые, в свою очередь, радели за государственные интересы. Так, в 1823–1824 годах заводчик Демидов нанял огромное количество высококвалифицированных механиков и рабочих для своих металлургических заводов, чем вызвал крайнее недовольство и беспокойство в Европе - французы даже умудрились арестовать несколько нанятых Демидовым специалистов, но так и не смогли доказать их вины. Российские ткацкие фабрики в это же время успешно переманивали французских ткачей и даже заводчиков, в результате чего к нам отправлялись и специалисты, и современные ткацкие станки.

Одной из особенностей экономической разведки России в XIX веке было то, что ей занимались по линии Министерства иностранных дел, Военного министерства, Министерства финансов, ведущих российских промышленных компаний, но не только они. Необходимые для страны данные добывали великие князья, министры, военные агенты (позднее - атташе), заводчики и банкиры, известные ученые, писатели и даже простолюдины.

Как бы странно это ни звучало, но известные сейчас на весь мир отец и сын Черепановы ранее были обычными механиками нижнетагильских горных заводов Демидовых. Папаша Черепанов, будучи в 1821 году в командировке в Англии, добыл не только техническую документацию о первой водоотливной машине, но и усовершенствовал ее, а его сын во время поездки в Англию сумел собрать максимум информации по технологиям создания первых паровозов и железнодорожных путей. Из всего этого опыта они извлекли максимум возможного, сделав паровозы и построив железнодорожные колеи, которые намного превосходили иностранные аналоги. Казалось бы, что в этом уникального - получили информацию, обработали и внедрили? Но здесь речь идет именно об особом (но не единственном в истории российской разведки) случае - отец и сын Черепановы были неграмотными, они просто запоминали все, что видели и слышали.

Мощный стимул развитию экономической и тесно связанной с ней научно-технической разведки был дан в 30-е годы XIX века, когда правительство России поставило задачу ликвидировать отставание Российской армии в сфере технического оснащения. В ноябре 1830 года Николай I дал указание постоянно и целенаправленно собирать сведения обо всех открытиях, изобретениях, усовершенствованиях и технологиях, «как по части военной, так и вообще по части мануфактур и промышленности» и немедленно «доставлять об оных подробные сведения». Начиная с этого момента и до краха Российской империи военное министерство стало основным источником получения экономической и научно-технической информации.

Институт военных агентов был введен в европейскую дипломатическую практику постановлением Венского конгресса в 1815 году, но в России он был развит слабо, получив развитие в 30-е годы XIX века при военном министре А. Чернышеве, который в 1810–1811 годах, будучи личным представителем Александра I при императоре Наполеоне, проявил себя искусным разведчиком, постоянно снабжавшим Петербург секретнейшими сведениями о положении дел во Франции и Европе, о состоянии армии и промышленности, о планах и намерениях французского правительства. В деятельности военных агентов органично сочетались легальная разведка, где основными источниками получения сведений были личные наблюдения, пресса, опубликованные официальные отчеты, статистические сборники, уставы, инструкции и т. п., и агентурная, которая давала в тот период существенную часть информации.

Всё - для России, все - в разведку

18 февраля 1855 года скончался император Николай I. В предсмертном обращении к своему сыну Александру он сказал: «Сдаю тебе мою команду, к сожалению, не в таком порядке, как желал, оставляю тебе много трудов и забот». На плечи нового императора Александра II легла тяжелейшая задача по восстановлению экономики страны и укреплению ее военной мощи. И уже 10 июня 1856 года в утвержденной Александром II первой инструкции о работе военных агентов были поставлены новые задачи военной разведке. В частности, указывалось, о каких «предметах» агент должен стремиться получить «наивозможно точные и положительные сведения»: «…5. Об опытах правительства над изобретениями и усовершенствованиями оружия и других военных потребностей, имеющих влияние на военное искусство» (в то время, как и в последующие годы, главным стимулом развития промышленности, технологий, техники и науки были армия и флот, поэтому данная задача касалась в целом промышленности). Для решения поставленных задачи также были предприняты меры по значительному увеличению числа военных агентов.

В 1863 году в России создаются первые централизованные органы военной разведки, она выделяется в особый вид деятельности, и Министерство иностранных дел перестало быть основным организатором сбора развединформации военного характера за границей, но МИД продолжил активно использовать «политические сношения» с иностранными государствами для добывания секретной информации. Всем российским посольствам при европейских дворах было предписано в обязательном порядке обращать особое внимание на все появившиеся в странах их пребывания изобретения, открытия и усовершенствования «как по части военной, так и вообще по части мануфактур и промышленности» и немедленно «доставлять об оных подробные сведения».

Примечательно, что экономической и научно-технической разведкой занимались известные всему миру российские писатели и ученые. Мало кому известно, что главной причиной длительного пребывания во Франции Ивана Тургенева была не любовь к Полине Виардо (эта связь являлась хорошей легендой), а служба своей стране в качестве резидента российской разведки во Франции. И до сих пор остаются актуальными слова Тургенева о том, что без каждого из нас Родина может прожить, но любой из нас без Родины прожить не может. Конечно, это не относится к калугиным - гордиенко - носенко и подобным им предателям, для которых Родина - пустое понятие.

Напомнить бы им, что даже величайший русский ученый Д. И. Менделеев в ходе своей поездки в США в июне 1876 года на празднование 100-летнего юбилея принятия Декларации независимости США выполнял важные разведзадания. Дело в том, что в России в это время очень актуальной проблемой было удешевление процесса добычи нефти, поскольку российские нефтедобывающие компании не выдерживали конкуренции с поставщиками американской дешевой нефти. В связи с этим перед Менделеевым была поставлена задача выяснить, за счет чего нефтяные компании США смогли резко снизить себестоимость нефтедобычи. И наш ученый с блеском справился: смог добыть необходимую информацию и представил свои рекомендации по удешевлению добычи нефти в России. Другой разведзадачей, которую предстояло выполнить Менделееву, было получение технологии производства бездымного пороха. И здесь он также добился блестящих результатов: не только смог получить секретные формулы, но и разработал на их основе более эффективный порох.

Работа экономической разведки вносила серьезный вклад в развитие российской экономики в XVIII–XIX веках. За период 1765–1896 годов число фабрик выросло в 146,5 раза, производительность труда - в 549 раз. В результате к концу XIX века Российская империя занимала первое место в мире по размеру государственного бюджета, что позволяло финансировать на достаточном уровне армию и флот, образование и науку, строить железные дороги.

На рубеже XIX–XX веков в России все более широкое распространение получило ведение разведдеятельности отдельными министерствами и ведомствами. В частности, активно работало на разведывательной ниве Министерство финансов, которое имело в Париже своего представителя А. Раффоловича - крупного банковского воротилу. Он, используя свои связи во французской прессе, добивался крупных кредитов для России на максимально выгодных для нее условиях. Хорошее расположение французской прессы обходилось российской казне в 200 тысяч золотых франков ежемесячно, но при этом Российская империя получала миллионы. Таким образом, разведка способствовала более быстрому росту экономики страны за счет создания привлекательного инвестиционного климата, а значит - и укреплению ее экономической безопасности.

Однако в период между двумя революциями, который характеризовался небывалой коррупцией, продажностью и активизацией враждебных для Российской империи сил, началось ослабление системы обеспечения экономической безопасности страны. В 1906 году на специальном совещании, организованном Генеральным штабом и посвященном «составлению программы для военных агентов», выяснилось, что экономическая и научно-техническая разведка работает крайне неэффективно. Представители всех главных управлений Генерального штаба высказали резко отрицательное мнение об эффективности работы военных разведчиков - дипломатов. Если Александр II и Александр III укрепляли и совершенствовали спецслужбы, понимая их место и роль в обеспечении экономической безопасности Российской империи, то Николай II в данной сфере не сделал ничего позитивного.

Между тем, многие все же понимали, насколько велико значение экономической разведки для развития страны, в связи с чем в начале 1917 года был поставлен вопрос об организации межведомственного особого центрального органа для сбора всех получаемых различными ведомствами сведений об экономической жизни противников - Центрального бюро экономической разведки, или Бюро экономической войны. Однако этот орган так и не был создан. Более того, в первые недели своего правления Временное правительство фактически ликвидировало разведку и контрразведку, сохранило их только де-юре и сделав страну совершенно беспомощной против подрывной работы иностранных спецслужб (чем и воспользовался немецкий Генеральный штаб). В итоге система экономической безопасности России, создаваемая веками, рухнула.

Восставшая из праха

Советской власти в наследство от Временного правительства достались полностью разрушенные системы экономической безопасности России, как, впрочем, и вся доведенная до коллапса экономика страны - неработающие заводы, фабрики, научные институты. Все пришлось буквально создавать заново.

На протяжении всех лет существования СССР одним из важнейших направлений разведдеятельности являлась экономическая и научно-техническая разведка. 20 декабря 1920 года был создан Иностранный отдел (ИНО) ВЧК - первое самостоятельное разведывательное подразделение, штат которого составил 70 человек. В соответствии с инструкцией ВЧК для ИНО при каждой дипломатической и торговой миссии РСФСР создавалась резидентура. В 1921 году в органах госбезопасности было организовано Экономическое управление, которое функционировало с небольшими перерывами (февраль-июль 1941 года и т. д.) до 1960 года. Структура Экономического управления изменялась в соответствии с развитием советской экономики. Так, в 1931 году были созданы подразделения по оперативному обслуживанию основных отраслей народного хозяйства, прежде всего оборонных отраслей промышленности. В 1960–1970-е годы этими вопросами занимались промышленные отделы (отделения), которые структурно входили во 2-е службы (отделы), т. е. контрразведку, территориальных управлений КГБ и которые надежно защищали промышленные и научные секреты страны. В 1983 году по инициативе Ю. А. Андропова, который прекрасно осознавал необходимость обеспечения экономической безопасности страны, было создано Шестое управление КГБ (и, соответственно, службы и отделы в территориальных органах), которое занималось экономической контрразведкой.

В начале 1920-х годов экономической и научно-технической разведкой занимались три разведоргана: ИНО ГПУ, Разведуправление РККА и Отдел международных связей (ОМС) Коминтерна. Кроме того, этим же занимались многочисленные внешнеторговые организации, среди которых наиболее известны три: «Аркос» (работа по Англии), «Амторг» (США) и «Востваг» (Германия). С момента своего создания в 1920 году и до ликвидации в 1943 году ОМС Коминтерна был координирующим органом и связующим звеном между внешней разведкой, Разведуправлением РККА и подразделениями Коминтерна в различных странах.

В середине 1920-х годов руководство страны поставило перед разведкой важнейшую задачу - добывание на Западе разнообразных технических секретов, жизненно необходимых для модернизации советской экономики. С этой целью 26 октября 1925 года Ф. Э. Дзержинский предложил организовать при ИНО особый орган по добыванию информации о технических достижениях за границей (официально принято считать эту дату днем рождения советской научно-технической разведки). Вскоре такое подразделение было создано, и уже со второй половины 1920-х годов по каналам научно-технической разведки в центр начала поступать информация об испытаниях новой авиационной техники, артиллерийских систем, о радиоаппаратуре военного применения, новых отравляющих веществах, переработке нефти и использовании ее побочных продуктов и т. п.

Французские «разведкоры» на службе советской разведке

Стоит отметить, что на руку советской разведке играло то обстоятельство, что контрразведка Запада всерьез не воспринимала Советскую Россию, спецслужбы которой испытывали катастрофический кадровый, агентурный и финансовый голод. В этих условиях советская разведка использовала в разведывательной деятельности не профессиональных разведчиков, а рядовых иностранных граждан - коммунистов или просто симпатизирующих нашей стране, которые в подавляющем большинстве случаев даже не подозревали, чьи поручения они выполняют. Обоснование помощи с позиции пролетарской солидарности или партийного долга делало такой способ разведки доступным, дешевым и массовым. Это позволяло создавать огромные агентурные сети (100 и более человек), работой которых руководили функционеры местных органов коммунистической партии и отраслевых профсоюзов.

Особенностью советской экономической и научно-технической разведки того периода была ее массовость и, как правило, бескорыстность. Именно в это время были заложены истоки могущества отечественной экономической и научно-технической разведки в XX веке. Для реализации этого советской разведке приходилось активно использовать Коминтерн, точнее, его специальную службу.

Особенных успехов удалось добиться во Франции, которая после Первой мировой войны превратилась в наиболее могущественную державу в Европе. Ее военная промышленность набирала силу, развивалось самолетостроение, появились химическое оружие и новые виды артиллерийского вооружения, со стапелей сходили новые военные корабли. Поэтому Франция стала главной целью советской разведки. Сначала была создана агентурная сеть во французской авиационной промышленности, организатором и руководителем которой был Ж. Томмази, член ЦК Французской коммунистической партии и один из руководителей профсоюза рабочих авиационной промышленности, который был привлечен к сотрудничеству с советской разведкой благодаря представителю Коминтерна во Франции С. Минаеву. В 1924 году на смену Томмази пришел Ж. Креме, член ЦК ФКП, а с 1926 года - член политбюро. Кроме того, он был одним из секретарей Союза рабочих металлургической промышленности и секретарем профсоюза судостроителей. Креме значительно расширил агентурную сеть, которая практически накрыла всю Францию: авиастроительные и пороховые заводы, авиационные исследовательские центры, артиллерийские парки, предприятия по производству танков, военно-морские верфи, сталелитейные заводы.

Для агентурной сети был специально разработан вопросник. Метод работы был достаточно простым, но опасным. Так, агент обращался к коммунисту или сочувствующему с просьбой предоставить конфиденциальную или секретную информацию, которая якобы необходима для защиты рабочего класса. Естественно, что при такой массовости информаторов неизбежны были проколы. Так, в октябре 1925 года механик из арсенала в Версале и секретарь ассоциации профсоюзов сообщил дирекции арсенала о своих подозрениях и странных вопросах со стороны отдельных лиц. После длительной проверки в феврале 1927 года военная контрразведка Франции приняла решение о разгроме агентурной сети Креме. В результате было арестовано более 100 человек. Но вот что удивительно - суд признал виновными лишь восемь человек, среди которых двое - граждане СССР, один из них кадровый военный разведчик Узданский-Еленский, который с 1925 года под именем Бернштейна работал во Франции и руководил работой Креме (советская военная разведка было организована 4 апреля 1921 года). При этом приговоры, по нынешним меркам, были смехотворными: французские агенты получили от 3-х до 16 месяцев тюрьмы. Просто в то время европейское законодательство еще не готово было к адекватной оценке степени ущерба от экономической разведки и относилось к этому снисходительно.

Период с 1928-го по 1933 год был расцветом деятельности советской разведки во Франции, где активно работали как сотрудники ИНО, так и военной разведки. К концу 1920-х годов советская разведка стала использовать рабкоровское движение в интересах экономической и научно-технической разведки, финансируя его и создав таким образом сеть «разведкоров». При газете «Юманите» была создана специальная комиссия из шести человек, которая должна была читать и классифицировать сообщения рабкоров, которые приходили со всех концов страны. Заметки сортировались, после чего часть из них попадала на полосы газеты, а та часть, которая содержали факты и цифры, интересовавшие советскую разведку, направлялась советскому военному атташе (точнее - сотруднику военной разведки, работавшему в посольстве под дипломатическим прикрытием, так как до 1938 года официальных военных атташе не было). Он изучал корреспонденцию и, если она представляла интерес, пытался встретиться с рабкором и получить дополнительную информацию. Рабкоры никогда не догадывались, что их использует в своих интересах советская разведка. Координацию взаимодействия советской военной разведки и рабкоров осуществлял двадцатипятилетний И. Бир, который также регулярно переправлял в Москву образцы новой военной техники. Известен случай, когда под видом агента по торговле бельем он сумел провезти в чемодане среди кружевных панталон мину, недавно принятую на вооружение во французской армии.

Рабкоровский сектор советской экономической и научно-технической разведки во Франции так и остался бы нераскрытым, если бы в 1932 году один из членов специальной комиссии Рикье не донес обо всем в полицию, которой потребовалось пять месяцев на проведение расследования, во время которого на военном заводе в Туре исчезли чертежи нового авиационного пулемета. Суд приговорил Бира к трем годам тюрьмы, французские агенты получили сроки от 13-ти до 15 месяцев.

От Берлина до Нью-Йорка

Необходимо отметить, что плодотворной работе советской разведки во Франции в тот период способствовало и то, что немецкая разведка в это же время создавала свою агентурную сеть в этой стране, что существенно затрудняло деятельность французской контрразведки. Однако и в Германии советская разведка работала весьма успешно.

Вообще, место Германии в системе советской разведки несколько отличалось от других стран. Для нашей страны в 1920-е годы немецкая армия не представляла угрозы, а военно-морской флот и военная авиация в то время практически не существовали. Но при этом в Германии стремительно развивались аэронавтика, химия и оптика, поэтому она очень интересовала советскую разведку по экономической и научно-технической линии. Как и во Франции, советская разведка активно использовала возможности компартии Германии. Хотя отношения между советской разведкой и КПГ по форме были такими же, что и во Франции, тем не менее в Германии они существенно отклонились от французского варианта. Дело в том, что немецкие ученики советской разведки оказались подготовлены гораздо лучше, чем многие другие представители компартий. С их вошедшей в поговорку аккуратностью, дисциплиной и техническими навыками немецкие агенты быстро усваивали методы конспирации, более того, совершенствовали их и в некоторых случаях даже превзошли своих учителей.

В 1926 году в структуре подпольной КПГ появилась новая секция ББ-Аппарат (рабкоры, экономическая разведка). Как и их французские коллеги, немецкие рабкоры, внедренные на заводы, снабжали специалистов подробной информацией о промышленных проектах и их технических характеристиках. Правда, сеть в Германии была довольно скромной - несколько сотен человек, в то время как во Франции насчитывалось более 2 тысяч собкоров. С успешными операциями отечественной научно-технической разведки в Германии связано воплощение в жизнь плана ГОЭЛРО. Об этом не принято говорить, но производство электрических лампочек в СССР наладили с активным использованием немецкого и частично американского опыта.

С 1928 года, когда началась эра пятилетних планов, наша страна вступила на путь индустриализации. Германия оказалась самой близкой и наиболее интересной страной для наблюдения за методами перевооружения промышленности. Все, что можно было сделать легальным путем - пригласить немецких инженеров для работы на советских заводах, предоставить Германии некоторые концессии, - было сделано. Однако отдача от них была слишком ничтожной по сравнению со сталинскими проектами. Поэтому радикальным решением стало наращивание разведывательных операций, причем главное внимание уделялось химической индустрии, металлургической промышленности, электротехнической отрасли и самолетостроению. Особый интерес вызывали научные исследования, прежде всего в Институте кайзера Вильгельма и авиационном исследовательском институте. Там нашлось много людей, которые симпатизировали советской власти и были согласны помочь ей. Нередко Москва узнавала о новых немецких изобретениях еще до того, как они шли в серийное производство в Германии.

Успех работы советской разведки в Германии был связан с тем, что общественное мнение в стране формировалось Министерством иностранных дел, которое было склонно рассматривать советские шпионские дела как отдельные эпизоды, не обязательно связанные с политическим курсом СССР, который с 1926 года считался дружественной страной. Кроме того, немецкий уголовный кодекс признавал шпионаж только тогда, когда дело касалось военных секретов. В случае промышленного шпионажа могло быть применено максимальное наказание в виде одного года заключения, что облегчало работу разведки. Однако участившиеся случаи активной деятельности советской разведки, регистрируемые немецкими правоохранительными органами, привели к ужесточению законодательства. 1 марта 1932 года президент Гинденбург подписал Декрет о защите национальной экономики, который увеличил до трех лет максимальное наказание за кражу промышленных секретов, а в случае их передачи за границу - до пяти лет. Нацистское правительство еще больше ужесточило наказание и ввело смертную казнь за промышленный шпионаж.

Интересная оценка деятельности легальных структур дипломатических и торговых представительств СССР по добыванию экономической и научно-технической информации дана в справке гестапо от 3 декабря 1941 года «Об организации и деятельности советской разведки»: «Как неоднократно было установлено, советские торговые представительства, как и дипломатические представительства, втянуты в разведслужбу. Письменные материалы, захваченные после начала германо-русской войны в здешних торговых представительствах, дали многочисленные доказательства того, что торговые представительства занимались главным образом шпионажем».

В конце 1920-х годов ИНО стал активно работать в США. Однако активная работа началась только в 1930-е годы, когда были получены ценные материалы по химической промышленности (по оценке, экономия составила 1 миллион долларов). Источники советской разведки смогли добыть документальную информацию о технологии переработки сернистой нефти, производстве смазочных масел и авиабензина, синтетического каучука и полиэтилена, о новейшем химическом оборудовании, последних достижениях радиотехники и многом другом. В 1939–1940 годы только в США было добыто более 450 важных информационных документов (около 30 тысяч листов), 955 чертежей и 163 образца различных технических новинок. Наиболее важными являлись сведения о технологии производства синтетического бензина, чертежи станка для нарезки стволов артиллерийских орудий и нового эсминца.

В годы войны получение научно-технической информации по-прежнему оставалось одним из приоритетных направлений деятельности внешней разведки. Были получены данные по радиолокации, реактивным двигателям, гидроакустическим средствам обнаружения кораблей, высотным и специальным самолетам и приборам для них, новейшим технологиям переработки нефти, получения высокооктанового бензина, синтетического каучука и т. д. Полученные по линии научно-технической разведки сведения сыграли большую роль в развитии науки и техники в СССР и укреплении обороноспособности страны.

Необходимо отметить, что в 1941 году возникло новое направление в экономической и научно-технической разведке: атомная разведка. По признанию академиков А. П. Александрова, Ю. Б. Харитона и других, именно благодаря информации внешней разведки И.В. Курчатов смог избежать больших ошибок, а ученые не растрачивали усилия на работу по тупиковым направлениям, сумев создать атомную бомбу в СССР всего за три года с минимальными затратами, тогда как в США на это потратили четыре года, израсходовав 5 миллиардов долларов.

Термин экономический, промышленный, коммерческий, научно-технический шпионаж (разведка) означает активные действия, направленные на сбор, хищение, накопление и обработку ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц, ведущиеся негосударственными организациями и частными лицами.

Наиболее полное с юридической точки зрения определение экономической разведки дает Интерпол: "Это приобретение любым обманном путем интеллектуальной собственности, принадлежащей какому-либо юридическому лицу, которая была создана или законно приобретена этим юридическим лицом с целью произвести что-то, что имеет или может иметь промышленную ценность и, в более широком плане, ценность для национальной экономики".

Неотъемлемой частью экономической разведки стал и промышленный шпионаж, ведущийся негосударственными организациями и частными лицами.

Промышленный шпионаж осуществляется с целью овладения рынками сбыта, подделки товаров, дискредитации или устранения конкурентов, срыва переговоров по контрактам, перепродажи фирменных секретов, шантажа определенных лиц, создания условий для подготовки и проведения террористических и диверсионных акций..

При планировании разведывательной деятельности опираются на три главных принципа:

Определение целей разведывательной деятельности;

Определение потребности в информации для достижения этих целей;

Определение источников получения необходимой информации.

Число частных организаций, специализирующихся на добывании сведений о конкурентах, постоянно растет. Промышленный шпионаж является единственной предпринимательской отраслью, которая не страдает от возникающих периодически кризисов экономики. Мало того, по мере роста инфляции, усиления конкуренции и социальной напряженности промышленный шпионаж лишь активизируется.

Практика свидетельствует, что негосударственные организации, занимающиеся промышленным шпионажем, проявляют наибольший интерес к ряду показателей фирм, организаций и банков:

Финансовые отчеты и прогнозы;

Маркетинг и стратегия цен;

Технические параметры существующей и перспективной

Условия контрактов;

Перспективные планы развития производства;

финансовое положение компаний;

Условия продажи или слияния фирм;

Организационная структура корпорации;

Элементы систем доступа к информационным сетям и центрам.

Затраты на разведку составляют в среднем 1,5% торгового оборота крупных концернов. Так, в некоторых японских фирмах разведывательной работой постоянно занимаются до 250 человек.

По данным журнала "Тайм", из-за хищения производственных секретов американские фирмы терпят убытки примерно в 20 млрд. долл. в год. Эта цифра, видимо, сильно занижена. Образованы специальные службы транснациональных корпораций, сотрудничающие с государственной разведкой, такие, как "Американское сообщество по промышленной безопасности".


Существует множество способов получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов. Условно их можно разделить на две большие группы: законные и незаконные методы, что, собственно, и подразумевает деление добывания информации на экономическую разведку и промышленный шпионаж.

Законные методы (т.е. методы экономической разведки):

Сбор и анализ информации из официально публикуемых источников;

Посещение выставок, ярмарок, устраиваемых конкурента-ми;

Приобретение и изучение продукции конкурентов и т.п. Незаконные методы (т.е. методы промышленного шпионажа:

Выведывание интересующей информации у специалистов-конкурентов;

Сманивание специалистов для получения от них информации;

Подкуп сотрудников из закрытых подразделений конкурента;

Засылка агентов на фирму или в окружение ведущих специалистов;

Похищение чертежей, документов и образцов изделий;

Негласный контроль за деловой корреспонденцией;

Незаконное получение информации у государственных чиновников;

Получение информации с использованием технических

средств; ложные переговоры и последующий отказ от них после

получения необходимой информации и др.

В России положение с легальной и незаконной экономической разведкой двойственное. Оно регламентируется двумя федеральными законами: "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. и " О частной детективной и охранной деятелъности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 г.

В соответствии с Законом РФ "О6 оаеративно-розыскаой деятельности" право осуществлять оперативио-розыскные действия
предоставляется только оперативным подразделениям государственных силовых структур:

Органов внутренних дел РФ;

Органов Федеральной службы безопасности;

Федеральных органов налоговой полиции;

Службе безопасности Президента России;

Органов Федеральной пограничной службы РФ;

Таможенных органов РФ;

Службы внешней разведки РФ

Ну и, конечно же, основной канал получения информации - это чтение различных открытых публикаций и изданий.

Доля получаемой за счет этого информации в среднем составляет 50%, а по некоторым исследовательским лабораториям достигает даже 70%. Исходя из этого, к примеру, правительство Японии еще в 1957 г. организовало Японский научно-технологический информационный центр, который ежегодно анализирует 11 тыс. журналов, в том числе 7 тыс. зарубежных, 15 тыс. технических отчетов и докладов и рассылает 500 тыс. резюме.

Представляющими интерес для экономической разведки и промышленного шпионажа областями являются:

Научно-исследовательские и конструкторские работы;

Финансовые операции компаний, в том числе финансирование проектов и инвестиционная политика;

Особенности технологического процесса, спецификация продукции, результаты испытаний;

Маркетинг и, в частности, режим поставок, список заказчиков, конъюнктура рынка, сведения о заключаемых сделках, а также отчеты о реализации продукции;

Организация производства, в том числе данные о вводе в строй новых, расширении или модернизации существующих производственных мощностей, объединении с другими фирмами;

Коммерческая философия руководителей фирм-конкурентов, стратегия их бизнеса и т.д.

Информация о конкурентах, полученная как законными, так и незаконными методами, имеет свойство устаревать.

предупреждения вымогательства, краткосрочного кредитования, предложения приобрести партию товара в срок до 1 месяца). ,; Информация стратегического, долговременного характера теряет ценность примерно по 10% в месяц (сведения о крупных клиентах и торговых партнерах, преступных группировках и т.д.). Информация о неизменных объектах (промышленная инфраструктура, природные ресурсы) теряет ценность примерно по 15% в год. В современных условиях при проведении промышленного шпионажа негосударственными структурами широко применяются технические средства. На рынках развитых стран, в том числе и России, имеется широкий выбор микрофонов, микрома-гнитофонов, радиозакладок, закамуфлированных под бытовые предметы, приборы ночного видения и т.п., что позволяет достаточно эффективно и в короткие сроки осуществлять операции по техническому проникновению на объекты.

Для осуществления промышленного шпионажа используется ряд специально разработанных средств. Среди них следующие:

Специальная звукозаписывающая аппаратура;

Приборы для съема информации с телефонных линий связи;

Мини-радиозакладки;

Аппаратура для съема информации с окон с помощью лазерных излучателей;

Направленные микрофоны;

Специальные системы наблюдения и передачи видеоизображения;

Специальная фотоаппаратура;

Приборы наблюдения;

Приборы ночного видения;

Аппаратура для выявления радиоактивного и иного излучения.

Важная деталь современной разведывательной деятельности - простота, доступность и дешевизна современных средств тайного съема информации.

Комплект оборудования мобильного поста перехвата, позволяющий осуществить дистанционный съем информации на расстоянии 1 км, стоит не более 400 долл.

Практика показывает, что работу по перехвату, допустим, пейджинговых сообщений может выполнить частное лицо (к примеру, бывший работник спецслужб или даже средний программист) с помощью компьютера с процессором РепИит-200 и сканирующего приемника.

Ситуация усугубляется тем, что за подобные действия практически не предусмотрена уголовная ответственность. Статья 138 УК РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений) предусматривает штраф в размере от 100 до 300 минимальных окладов или арест на срок от 2 до 4 месяцев.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История становления экономической разведывательной деятельности, ее состояние на современном этапе и перспективы дальнейшего развития. Сущность и методики конкурентной разведки, направления получения информации. Главные принципы промышленного шпионажа.

    реферат , добавлен 05.02.2010

    Роль и основные функции деятельности службы безопасности на предприятиях. Перечень объектов, которые нуждаются в защите. Мероприятия деловой разведки. Законные и незаконные методы получения конфиденциальной информации. Основные направления ее сбора.

    контрольная работа , добавлен 22.05.2014

    Свойства и функции экономической безопасности, ее виды. Место экономической безопасности в системе национальной безопасности. Формирование основ экономической безопасности в банковской деятельности. Трудности в решении экономической безопасности в России.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2014

    Система экономической безопасности предприятия как составной элемент общей системы корпоративного управления бизнесом. Теоретические основы изучения системы экономической безопасности предприятия. Организация процесса защиты коммерческой тайны компании.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Организация аналитической работы на предприятии. Система экономической информации. Особенности микроуровневой информационной системы. Система показателей анализа хозяйственной деятельности. Способы измерения влияния факторов в детерминированном анализе.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2011

    Национальная экономическая безопасность, определение ее уровня и обеспечение. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Спектр угроз экономической безопасности страны, основные предпосылки и последствия их возникновения.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2013

    Основные направления и виды аналитической деятельности на предприятии на примере ООО "Родник", разработка мероприятий по ее совершенствованию. Система функций и задач аналитической службы предприятия. Анализ производственно-экономической деятельности.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2016