Декрет «о тунеядцах» спускают на тормозах. Минтруда и соцзащиты подготовило поправки в документ о социальном иждивенчестве Сколько оплачивается и можно ли после родов заменить его на отпуск по уходу за ребенком

Цели Декрета: активизация деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам (к гражданам относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в Республике Беларусь) в трудоустройстве, стимулирование занятости, проведение мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.

В соответствии с п.1. Декрета одними из основных показателей эффективности работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов отныне считаются проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержку предпринимательской инициативы, обеспечение легализации трудовой деятельности.

Согласно п.3 для реализации Декрета:
— местными исполнительными и распорядительными органами используется база данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (далее — база данных), порядок формирования и ведения которой определяется Советом Министров Республики Беларусь;
— предоставление, сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

В соответствии с п.4 районными (городскими) исполнительными комитетами (местными администрациями) создаются постоянно действующие комиссии. В состав комиссии включаются депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, жилищно-коммунального хозяйства, внутренних дел, других подразделений районного (городского) исполнительного комитета (местной администрации). В состав комиссии также могут входить представители республиканских государственно-общественных объединений, иных общественных объединений.

Такая Комиссия действует на основании положения, утвержденного соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. Примерное положение о комиссии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Особый интерес обоснованно вызывают следующие пункты Декрета №3 в новой редакции.

Так, согласно п.5 Декрета начиная с 1 января 2019 г. , оплачивают услуги, определяемые Советом Министров Республики Беларусь, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (далее — услуги с возмещением затрат), после включения этих граждан в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат.

Список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат, формируется комиссией и утверждается решением соответствующего исполнительного комитета (местной администрации). Данный список является основанием для предъявления указанным гражданам платы за услуги с возмещением затрат.

Между тем, понятие «трудоспособных граждан, не занятых в экономике» в самом Декрете не определяется .

Можно предположить, что данный вопрос должен быть решен на уровне Совета Министров Беларуси.

Пунктом 6 Декрета вышеуказанным комиссиям предоставлено право принимать решения по следующим ключевым вопросам:
1) полном или частичном освобождении граждан, не занятых в экономике, в связи с нахождением их в трудной жизненной ситуации (под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей) от обязанности, предусмотренной в части первой пункта 5 Декрета, по заявлениям таких граждан или членов их семей;
2) необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.

При этом, до 1 апреля 2018 г. Совет Министров Республики Беларусь должен утвердить примерное положение о комиссии, а также определить: услуги с возмещением затрат и условия их предоставления; порядок расчета и внесения платы за услуги с возмещением затрат и внести на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по: ограничению предоставления трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, безналичных жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений; совершенствованию законодательства в сфере профилактики правонарушений, о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории и нахождении в них.

В соответствии с п.2. Декрета №1 плательщики сбора на финансирование государственных расходов, основания для уплаты которого возникли до вступления в силу Декрета №1, освобождены от уплаты этого сбора. Тем, кто успел оплатить указанный сбор деньги должны быть возвращены в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, нельзя говорить о том, что Декрет № 3 от 2 апреля 2015 г. полностью отменен. Он всего лишь модифицирован Декретом от 25 января 2018 г. № 1.

Что радует: Радует то, что власть слышит свой народ, видит свои ошибки и пытается их исправить. Доказательством чего является отмена сбора.

Что заставляет задуматься:

1) Как быть, когда совокупный доход отдельно взятой семьи, в которой один или несколько членов не работают по трудовому договору, превышает доход среднестатистической белорусской семьи, в которой все ее члены работают. К примеру, в первой семье работает муж и получает 4000р, по понятным причинам жена занимается домашним хозяйством. Во второй семье трудятся оба супруга, и получают «по 500» (в долларах «конечно»). Получается, что первая семья платит в два раза больше налогов, чем вторая (грубо говоря). По какой причине тогда первая семья должна, оплачивать услуги в большем размере, чем вторая? Где обещанная справедливость?

2) Искусственное вмешательство в какие-либо закономерные процессы зачастую приводит не только к положительным, но и ко многим отрицательным результатам. В данной ситуации в след за жесткими мерами от государства может последовать не только недовольство части населения, но искусственное увеличение количества рабочих мест. Представляется, что многие из них могут быть просто «фиктивными». А на что влияет появление на предприятии (организации) нового «ненужного» рабочего места. Безусловно, увеличивается размер налоговых отчислений в бюджет. А с другой стороны? Урезается заработная плата других работников и (или) все ложится на себестоимость продукции (товаров, услуг). В конечном итоге увеличивается цена конечного продукта. Кто при этом страдает? Где справедливость?

3) Никак не получается забыть про НДС. Ведь все граждане являются потребителями тех или иных товаров и (или) услуг, приобретая которые, оплачивают, в том числе НДС. Как можно говорить, что кто-то из них может быть не занят в экономике?

Вопросов много, ответов мало. Но, будем надеяться, что в скором времени вопросы будут сняты.

Скачать, почитать полный текст Декрета Президента Республики Беларусь 25 января 2018 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» можно на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, где он 26.01.2018 был официально опубликован (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.01.2018, 1/17499). Ссылка http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=Pd1800001&p1=1



Если проанализировать декрет № 3 с поправками, то получается, что основной смысл нормативного акта - взять деньги у обеспеченных семей.

После внесения в начале нынешнего года изменений в декрет № 3 от 2 апреля 2015 года «О предупреждении социального иждивенчества» политический смысл этого нормативного акта поменялся. Были сняты некоторые раздражающие общество факторы, но одновременно внесены новые раздражители.

А началось все с совещания 13 января 2015 года, на котором президент Беларуси поставил задачу разработать направленный против тунеядцев нормативный акт: «Проект декрета должен быть абсолютно адекватен складывающейся в этой сфере обстановке. Не надо ничего бояться. Тунеядцы, бездельники должны работать. Кто не платит налоги - должен платить. Это нормальная, цивилизованная норма».

Следует отметить, что в 2015 году ситуация в экономике уже ухудшилась и Александр Лукашенко лишь по инерции говорил о необходимости мотивировать к труду тех, кто почему-то отлынивает. На самом деле власти стали искать лишнюю копейку для пополнения бюджета. Население же и так искало рабочие места и не могло найти.

Решили пополнить бюджет

На том совещании глава государства подчеркнул: около 500 тысяч трудоспособных жителей Беларуси официально нигде не работают, не платят налоги, но при этом пользуются социальными благами.

«Государство вправе с них спросить: за чей счет вы, господа, будете жить? Эти люди должны работать, платить налоги и жить за свой счет. Социального иждивенчества быть не должно», - говорил тогда Лукашенко, обращаясь к чувству справедливости основной массы населения, которое работало и, соответственно, платило налоги.

Тогда президент дал месяц на разработку декрета, но на подписание нормативного акта вышли лишь в апреле. Разработчикам нужно было продумать, как соблюсти формальности: налоги нельзя вводить задним числом, поэтому вводился не налог, а сбор; в отличие от СССР в Беларуси труд является не обязанностью, а лишь правом, поэтому основной фокус в декрете сделали на борьбу с нелегальными доходами; было необходимо предусмотреть льготы определенным категориям населения.

Но как только декрет «О предупреждении социального иждивенчества» был подписан, он сразу подпал под огонь критики. Нашлись прямые аналогии с подушным налогом (окладом), которым до конца XIX века в царской России облагались крестьяне и мещане. Податные сословия были ограничены свободой передвижения по стране, а вот декрет № 3 ограничил выезд за границу тем, кто не участвует в финансировании государственных расходов.

Собрали негусто

Власти мечтали получить по 20 базовых величин (в 2015 году базовая величина составляла 180 тыс. старых белорусских рублей, или около 10 евро) с каждого из «тунеядцев», только правительство видело уже не 500 тысяч «податных душ», как президент, а порядка 125 тысяч. То есть был ориентир на привлечение 450 млрд старых рублей (или 45 млн новых, или около 25,5 млн евро).

13 января 2017 года в пресс-центре БелТА начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил Рассолько сообщил: «Налоговыми органами в адрес плательщиков направлено около 400 тысяч извещений. Около 24 тысяч граждан уже уплатили сбор. В бюджет поступило более 7 млн рублей. С учетом того, что внесены изменения в декрет, каким-то гражданам будет уменьшена сумма сбора либо его уплата будет полностью отменена. Отдельным гражданам извещения еще будут направлены».

В общем-то, уже можно предварительно оценить, сколько удалось собрать, так как основной срок уплаты сбора декретом № 3 предусматривался до 15 ноября прошлого года. Собрали в шесть раз меньше, чем планировали. Впрочем, подписанный 12 января декрет № 1 перенес окончательный срок уплаты сбора на 20 февраля 2017 года. После этого можно будет подвести окончательный итог.

Если учесть человеко-часы, затраченные чиновниками на поиск социальных иждивенцев, переписку с 400 тысячами потенциальных плательщиков сбора (одних писем отправили минимум на 144 тысячи рублей, или 69 тысяч евро), то понятно, что администрирование этого сбора получается очень дорогим.

Бедных могут пожалеть

Но декрет № 1 изменил политический смысл декрета № 3 и фактически позволил свернуть его действие с полным сохранением лица.

Независимые профсоюзы, оппозиционные партии, депутат Анна Канопацкая призывали отменить декрет № 3, а глава государства его всего лишь уточнил. Декретом № 1 введена норма: «Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора граждан в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации».

В нормативном акте уточняется, что в этом смысле «под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей».

Таким образом, согласно декрету № 1 в Беларуси будет сразу несколько категорий социальных иждивенцев:

Те, кто официально не работает, не имеет личных официальных доходов и платит предусмотренный декретом № 3 сбор;

Те, кто вроде бы должен платить сбор, если не платил налоги, но освобожден от уплаты, поскольку состоит в творческом союзе, находится в списочном составе национальной или сборной команды Беларуси по видам спорта, является военнослужащим и т.д.;

Те, кто освобожден от уплаты сбора по бедности.

Оговорка, освобождающая от уплаты сбора «находящихся в трудной жизненной ситуации», почти отменяет декрет № 3 для бедных (хотя формулировка там широкая, могут быть разные трактовки), но оставляет его действующим в отношении законопослушных жителей, которые не имеют необходимости работать для получения зарплаты.

Интересно, что декрет № 3 распространяется на всех, кто живет в Беларуси более полугода вне зависимости от гражданства, а местные Советы могут освобождать от уплаты сбора только граждан Беларуси.

Лукашенко неоднократно говорил, что декрет № 3 не направлен против домохозяек, воспитывающих детей и поэтому не работающих. Однако декретом № 1 с 2017 года вводится норма, что воспитывающее ребенка лицо освобождается от сбора только «при условии, что ребенок в возрасте от 3 до 7 лет не получает дошкольное образование».

Фокус сместился на зажиточных

Если проанализировать декрет № 3 с поправками, внесенными декретом № 1, то получается, что основной смысл нормативного акта - взять деньги у обеспеченных семей, где один из супругов не работает, а также у тех, кому проще заплатить сбор (теперь 20 базовых величин составляют 460 рублей, или 221 евро), чем объяснять, за счет чего он живет.

Можно предположить, что уже многие «тунеядцы» нашли уловку, позволяющую законно не платить сбор (попали в трудные жизненные обстоятельства, переселились в село, стали ремесленниками, вступили в творческие союзы и т.д.), и число плательщиков в последующем уменьшится на порядок.

Но в бюджете эта сумма все равно будет заметна. Поэтому маловероятно, чтобы президент пошел на полную отмену сбора.

Некоторые представители оппозиции ожидали, что население взбунтуется из-за явно несправедливого «налога с безработных». Недовольство действительно звучало, но глухо. Когда же в 2017 году Лукашенко окончательно сфокусировал сбор с социальных иждивенцев на узкой группе зажиточных людей, то вероятность народных волнений на почве декрета стала и вовсе нулевой.

Вряд ли мы увидим массовые примеры, когда супруги экспатов, банкиров или айтишников откажутся платить сбор и предпочтут сидеть «сутки» и подметать улицы. Многим же из простых людей не так сложно будет доказывать, что они попали в сложную жизненную ситуацию.


Минтруда и соцзащиты внесло в Правительство предложения по изменениям и дополнениям в этот документ. Тем временем вопрос трудоустройства граждан сейчас находится на особом контроле. Основной посыл: работы должно хватать всем.
В Министерстве труда и социальной защиты отметили: в проект поправок легли все предложения людей, с которыми они приходили в региональные комиссии.

Все предложения - исключительно та практика, которую мы наработали и с которой столкнулись в ходе реализации Декрета № 3, - прокомментировала министр труда и социальной защиты Ирина Костевич в эфире телеканала «Беларусь 1».

Ирина Костевич также отметила: в настоящее время Министерство по налогам и сборам совместно с органами исполнительной власти работают над уточнением списков плательщиков сбора. Минтруда также имеет свой информационный источник - это данные фонда соцзащиты населения.



Президент поручил до 1 апреля разработать и внести поправки в Декрет № 3, чтобы устранить те моменты, которые вызвали критику со стороны общества.
В том числе это касается и уточненных списков тех, кто должен быть освобожден от сбора, и тех, кто должен его уплачивать.
Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ


Всем желающим трудоустроиться максимально будут помогать найти место работы. В стране последние два года, несмотря ни на какие экономические проблемы, вопросы трудоустройства взяты на карандаш. Планы о создании рабочих мест не только доводятся, но и контролируются. Например, за 2016 год создали около 54 тысяч новых рабочих мест. Сегодня требования в этом вопросе выглядят еще жестче: до 1 мая вопрос трудоустройства всех безработных должен быть решен.


Ирина Костевич в эфире телеканала ОНТ обратила внимание, что, образно говоря, есть два вида безработных:

Безработные, которым нужно предоставить постоянную работу, и безработные, для которых сегодня нет вакансий на рынке труда по их квалификации. Здесь в качестве временной финансовой поддержки безработного можно привлекать к оплачиваемым общественным работам. Службы занятости и райисполкомы должны определить такие базовые точки, где будет размещена информация: какая эта работа, какие деньги человек получит за нее. То есть такая открытая, прозрачная информация, чтобы человек мог понимать, где он сегодня может заработать деньги.

Gовышение уровня оплаты труда - это еще одна важная задача. Ведь некоторые из нежелающих работать ссылаются на низкую заработную плату. Рассуждают так: раз зарплата невысокая, то зачем ради нее напрягаться.

Министр труда и социальной защиты отметила, что сегодня в Правительстве развернута работа с каждым органом государственного управления, а уже облисполкомы развернули работу на уровне предприятий. Главное определить факторы роста - за счет чего будет обеспечен рост уровня заработной платы. Над этим уже несколько месяцев работает Правительство, чтобы действительно определить факторы роста, не разбалансировать экономику, но при этом обеспечить решение поставленной задачи.

При этом мотивационный фактор - это важное направление в системе оплаты труда, уверена Ирина Костевич:

И деньги должны быть заработаны. И тут жесткая сцепка «производительность труда - рост заработной платы». Возвращаясь к теме факторов роста заработной платы, если растет производительность труда, мы должны понимать, за счет чего это происходит. Если рост объемов производства - надо помнить про рынки сбыта, чтобы не привести к затоваренности складов. И это все задача не только Минтруда и соцзащиты, но и задача Минэкономики - задача общая, где мы действительно вместе должны выстроить «дорожную карту», план действий по ее решению. Понятно, что не по каждому предприятию заработная плата к декабрю 2017-го может быть на уровне не менее 1000 рублей. Здесь необходим дифференцированный подход: в зависимости от отрасли и финансового состояния каждого предприятия.

Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее – Декрет № 3) принят в целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей.

В соответствии со статьей 56 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

С точки зрения социальной справедливости уплата налогов должна быть обеспечена всеми трудоспособными гражданами в трудоспособном возрасте. За счет средств государственных дотаций из бюджета страны ежегодно обеспечивается финансирование систем здравоохранения, образования, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, связи, объектов социальной инфраструктуры. Расходы на предоставление этих услуг компенсируются гражданами в виде уплаты различных налогов (например, подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения и др.).

В настоящее время большинство граждан в трудоспособном возрасте исполняют данную конституционную обязанность посредством уплаты установленных налогов и сборов (пошлин) по доходам, получаемым ими от работы по найму, военной службы, от различных форм самозанятости.

Декретом № 3 предусмотрена обязанность по ежегодной уплате сбора на финансирование государственных расходов (далее – сбор) для трудоспособных граждан, которые на протяжении соответствующего года не участвовали в финансировании государственных расходов либо участвовали в таком финансировании менее 183 дней в году.

Суммы сбора в соответствии с Декретом № 3 зачисляются в бюджеты базового уровня и бюджет г.Минска, что позволит увеличить ресурсную базу местных органов власти и направить дополнительные средства на решение актуальных задач, стоящих перед такими органами (пункт 6 Декрета № 3 ).

Пунктом 3 Декрета № 3 определены категории граждан, которые освобождаются от уплаты сбора за соответствующий налоговый период. Например, это лица пенсионного возраста; признанные инвалидами, недееспособными; граждане, которые фактически находились на территории Республики Беларусь менее 183 календарных дней и другие (подпункт 3.1 ); граждане, которые за соответствующий налоговый период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения, в том числе путем осуществления им зачета налогов, сборов (пошлин), пеней в счет уплаты указанных налогов и (или) проведения взаимозачета указанных налогов, подлежащих уплате гражданами, и денежных обязательств получателей бюджетных средств из республиканского и местных бюджетов перед ними, в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода (подпункт 3.2 ). В качестве уплаченного подоходного налога с физических лиц учитываются также суммы такого налога, на которые он был уменьшен в результате применения стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов. Плательщиками данных налогов являются все физические лица, осуществляющие трудовую, предпринимательскую и (или) иную деятельность.

Пунктом 5 Декрета № 3 в качестве участия граждан в финансировании государственных расходов предусмотрены не только периоды работы по трудовому договору (контракту) (подпункт 5.1 ), но и периоды самозанятости граждан. К ним можно отнести выполнение работ по гражданско-правовым договорам (подпункт 5.3 ), осуществление предпринимательской (подпункт 5.2 ), ремесленной (подпункт 5.8 ) деятельности, ведение личного подсобного хозяйства (подпункт 5.11 ), осуществления видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 295 Налогового кодекса Республики Беларусь (репетиторство, услуги по чистке и уборке жилых помещений, уход за взрослыми и детьми, услуги, выполняемые домашними работниками, а также некоторые другие виды деятельности) (подпункт 5.4 ), и иные виды деятельности.

Также пунктом 5 Декрета № 3 определены периоды, которые учитываются как участие граждан в финансировании государственных расходов, когда гражданин не занимался никакими видами деятельности по уважительным причинам. Например, периоды получения государственных пенсий и пособий(за исключением пособий, носящих единовременный характер) (подпункт 5.17 ), временной нетрудоспособности (подтверждается листком нетрудоспособности или справкой о временной нетрудоспособности) (подпункт 5.13 ), зарегистрированной безработицы (подпункт 5.12 ).

Указанные периоды суммируются, если они не совпадают по времени. В случае совпадения по времени периодов, учитывается только один из таких периодов (пункт 6 Декрета № 3 ).

Порядок взимания сбора за 2015 год следующий.

Размер сбора за налоговый период составляет 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января 2015 г. (18 рублей) (пункт 4 Декрета № 3 ).

При уплате налогов (указаны в подпункте 3.2 пункта 3 Декрета № 3 ) в размере менее 20 базовых величин подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на сумму налогов, уплаченных в соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 (пункт 8 Декрета № 3) .

Согласно пункту 9 Декрета № 3 подлежащая уплате сумма сбора могла быть уменьшена на 10 процентов в случае самостоятельного представления плательщиком сбора в налоговый орган с 1 августа 2015 г. по 31 мая 2016 г. уведомления о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней в 2015 году.

Тем гражданам, которые не уплатили сбор за налоговый период 2015 года самостоятельно, налоговым органом до 20 января 2017 г. вручены извещения на уплату сбора не позднее 20 февраля 2017 г.

Гражданин, получивший извещение, вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора либо о неправильном исчислении сумм сбора в соответствии с нормами Декрета № 3.Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке , установленном налоговым законодательством (пункт 11 Декрета № 3 ).

Об изменениях, внесенных в Декрет № 3

Декрет Президента Республики Беларусь от 12­­­ января 2017 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет № 1) разработан во исполнение поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 29 апреля 2015 г. при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь.

Органами государственного управления проведен мониторинг обращений граждан, юридических лиц, их предложений, а также предложений депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. На основании этого, а также в связи с принятием новых актов законодательства сформированы предложения по изменениям и дополнениям в Декрет № 3.

Большинство норм Декрета №1 распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 г. Например, это нормы, которые вводят новые периоды участия граждан в финансировании государственных расходов, а также нормы, касающиеся зачета (взаимозачета) налогов, уплаченных гражданами, учета стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов при уплате подоходного налога с физических лиц и др.

Периоды участия в финансировании государственных расходов дополнены новыми периодами, в течение которых гражданин:

проходил альтернативную службу – в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 4 июня 2015 года «Об альтернативной службе» (подпункт 5.5 пункта 5 Декрета № 3) . Действие данной нормы распространено на отношения, возникшие с 1 июля 2016 г. (с даты вступления вышеназванного закона в силу);

находился в списочном составе национальной или сборной команды Республики Беларусь по видам спорта (подпункт 5.20 пункта 5 Декрета № 3 );

к гражданину применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие ему участвовать в финансировании государственных расходов (подпункт 5.21 пункта 5 Декрета № 3 ).

Также исключены дополнительные условия, предусмотренные:

  • подпунктом 5.2 пункта 5 Декрета № 3, касающееся уплаты налогов за осуществление предпринимательской деятельности. Данное условие исключено в целях соблюдения единого подхода по признанию участвующими в финансировании государственных расходов граждан, осуществляющих трудовую и иную деятельность;
  • подпунктом 5.7 пункта 5 Декрета № 3, касающееся срока уплаты сбора за осуществление деятельности в сфере агроэкотуризма. В Декрете № 3 факт и период осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом. Это является достаточным условием.

В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2016 г. № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» внесены изменения редакционного характера в норму об освобождении от уплаты сбора на финансирование государственных расходов граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста и старше (абзац третий подпункта 3.1 пункта 3 Декрета № 3).

Нормы, которые распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2017 г., дополнены определенными условиями.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2016 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» дополнены требования к периоду, когда гражданин, зарегистрированный в качестве безработного, признается участвующим в финансировании государственных расходов (подпункт 5.12 пункта 5 Декрета № 3 ). Безработные должны выполнять свои обязанности, а именно, формально не отказываться от предложенной работы, обращаться к нанимателям в установленный срок, участвовать в оплачиваемых общественных работах, качественно осваивать содержание образовательной программы обучающих курсов и др.

Период воспитания одним из родителей ребенка в возрасте до 7 лет (подпункт 5.14 пункта 5 Декрета № 3 ) дополнен условием, что в этот период ребенок в возрасте с 3 до 7 лет не получает дошкольное образование, предусмотренное Кодексом об образовании Республики Беларусь. Данное условие не коснулось родителей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей.

В Декрет № 3 внесены и другие, в том числе редакционные правки.

Следует особо отметить, что в Декрете № 1 учтено предложение депутатов Палаты представителей Национального собрания. В Декрет № 3 добавлена норма, которая будет распространять свое действие на отношения с 1 января 2015 г., о предоставлении местным Советам депутатов или по их поручению местным исполнительным и распорядительным органам права освобождать граждан от уплаты сбора в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации (пункт 151 Декрета № 3 ).

Под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей.

Данное основание является дополнительным наряду с нормой части четвертой пункта 4 статьи 43 Налогового кодекса Республики Беларусь , в соответствии с которой местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты, отдельным плательщикам – физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, но только исходя из их имущественного положения.

Справочно. В соответствии с административной процедурой 18.16. «Принятие решения о предоставлении льгот по уплате местных налогов, сборов, республиканских налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в местные бюджеты, а также арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» Перечня административных процедур , осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» , граждане могут обратиться в местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы с заявлениями о предоставлении льгот по уплате сбора.

Только рассмотрение на местах каждого конкретного случая позволит учесть все множество возможных ситуаций, когда гражданина следует освободить от уплаты сбора без учета его имущественного положения.