Государственного регулирования. Прямое государственное регулирование Задачи и цели государственного регулирования

06.04.2024 Btl

Необходимость государственного регулирования экономики определяется, во-первых, теми «несовершенствами» которые присущи рыночному механизму и, во-вторых, потребностью обеспечения, с общественной точки зрения, оптимального и эффективного функционирования экономики.

Выясним, какие же сферы социально-экономической жизни общества подвергаются государственному регулированию?

1. В мировой экономической науке, прежде всего, принято отмечать деятельность государства по созданию правового режима работы хозяйствующих субъектов. Сюда относится законотворческая деятельность государства в области хозяйственного права, направленного на регулирование экономического поведения субъектов, обеспечение соблюдения обязательных для всех «правил игры» на обширном экономическом пространстве.

2. Широкий круг проблем государственного регулирования связан с предотвращением или хотя бы ослаблением так называемых негативных последствий развития и функционирования рыночной экономики. Речь идет о периодически повторяющихся спадах производства, сопровождающихся ростом безработицы, углублением инфляции, обострением социальных конфликтов. Антикризисное регулирование национальной экономики осуществляется методами финансовой, кредитно-денежной, таможенной, инвестиционной политики, направленных на сглаживание циклических колебаний.

3. Значительна роль государства в качестве собственника средств производства, а, следовательно, в качестве субъекта воспроизводственного процесса. Это относится к таким сферам экономики, которые не представляют интереса для частного капитала в силу тех или иных причин (низкая рентабельность, длительный срок окупаемости и т.п.). В этих сферах сосредоточены средства производства, удовлетворяющие общественные потребности (естественные монополии, различные отрасли инфраструктуры, НИОКР, освоение космоса и пр.). К ним примыкает военная промышленность, сферы экономики, подвергающиеся экологическим явлениям. Государственный сектор (государственное предпринимательство) имеет место во всех Западных странах и масштабы его значительны, хотя в последние годы произошло его сокращение.

4. Особо можно выделить государственное регулирование деятельности субъектов микроэкономике. Такое регулирование позволяет успешно координировать частнопредпринимательскую деятельность крупного и малого бизнеса. По отношению к крупному бизнесу меры государства направлены на предотвращение негативных последствий монополизма, а по отношению малого – на всестороннюю его поддержку. Для развития нормальных рыночных отношений государство берет на себя обязательство по созданию относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм (предприятий).


5. Важным объектом регулирующей деятельности государства является социальная сфера. Это регулирование уровней и динамики доходов различных слоев населения, поддержка социально уязвимых слоев: содержание инвалидов, детей, пенсионеров, малоимущих. Государство регулирует занятость, удерживая в официально установленных границах численность безработных. Социальная политика, с одной стороны, является заботой общества о благополучии всех слоев населения, с другой – направлена на поддержание социального мира, на обеспечение социальных гарантий гражданам.

6. Государство организует денежное обращение, организует внешнеторговые отношения, платежный баланс, валютные курсы.

7. Государство разрабатывает стратегию социально-экономического развития. При этом учитываются все аспекты развития национальной экономики: отраслевой, региональный, социальный, экологический и другие. Теоретическое обновление данной стратегии – функция фундаментальной науки. На государство же возлагается ответственность за ее реализацию, за координацию деятельности хозяйствующих субъектов в направлении решения стратегических задач.

Многосторонняя деятельность государства проявляется через его функции. В экономической литературе в качестве основных функций государства отмечаются следующие:

1. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства (правовой основы).

2. Стабилизация экономики (стимулирование экономического роста, контроль за уровнем занятости и инфляции и прочее)

3. Социально-ориентированное распределение имеющихся ресурсов в стране (создание условий для развития сельского хозяйства, транспорта, связи, определение расходов на оборону, космос, науку, образование, здравоохранение)

4. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии (минимума заработной платы, пенсий, пособий и т.д.).

Для наглядности функции государства можно дать схемой.

Из анализа направлений и функций государства в экономической области можно заключить, что государственное регулирование необходимо как для сохранения и развития самого рыночного механизма, так и для решения экономических проблем, перед лицом которых рынок обнаруживает либо полную свою несостоятельность, либо недостаточную эффективность.

При изучении данного вопроса необходимо обратить внимание на то, что с точки зрения направленной экономической политики классификация форм государственного воздействия на экономику будет несколько иной, она не совпадает с классификацией экономических функций государства. Здесь обычно выделяют: фискальную политику, денежную политику, политику регулирования доходов, внешнеэкономическую политику. Такой подход и классификацию отмечают П. Самуэльсон и В. Нордхаус в своем учебнике «Экономикс» (гл. 32).

В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляют государственные учреждения, наделенные определенными обязанностями. В качестве субъектов регулирования здесь выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы.

Государственному регулированию присущи определенные недостатки. Государственные органы, например, не застрахованы от того, что могут выбрать более дорогой и наименее эффективный путь решения той или иной проблемы. В ряде стран мира был значительно расширен государственный сектор, хотя он оказался менее эффективным, чем частное хозяйство.

Государственное регулирование экономики осуществляется с помощью прямых (административных) и косвенных (экономических) методов. Однако границы между ними нередко условны, а поэтому некоторые методы регулирования являются смешанного типа.

К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Административное регулирование включает в себя меры по лицензированию, квотированию и т. д. С помощью административных мер (меры разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, ставкой процента.

Среди методов прямого государственного регулирования используются различные формы целевого финансирования секторов экономики регионов, предприятий, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические последствия для страны. Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства, путем поддержки отдельных предприятий совместной собственности.

Государство поддерживает такие сферы, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, развитие науки. Эти отрасли являются постоянным объектом субсидирования многих государств, также как сельское хозяйство, добывающая промышленность, транспорт и т. д.

К прямым методам относятся также установления обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Стандарты в основном социального характера: экологические, санитарные и другие обязательные нормы.

Государство осуществляет антимонопольные меры, оказывает прямое регулирующее воздействие на экспорт, на национальный рынок.

Особой формой прямого государственного регулирования является программирование, прогнозирование и планирование. Они связаны с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных подходов в достижении сложных макроэкономических задач. Объектами целевых программ являются важные отрасли национальной экономики, направления научных исследований и т. д.

К косвенным методам относятся бюджетное, налоговое, денежное, кредитное государственное регулирование экономики. Подробно эти вопросы изучаются в специальных темах курса экономической теории.

Итак, выполняя свои функции, государство применяет разнообразные формы и методы воздействия на экономику. Есть ли какие особенности и ограничения, в их использовании, связанные с рыночными отношениями? Да, они имеют место и о них надо иметь четкое представление.

В принципе исключаются любые действия государства, разрушающие связи в рыночном механизме. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, всеохватывающий административный контроль над ценами (хотя государство в определенной мере заминается и планированием, и ценами).

Государственное регулирование рынком должно осуществляться в основном косвенными, экономическими методами. Причем этими методами надлежит пользоваться осторожно, не ослабляя, а тем более, не заменяя рыночные стимулы. Известно, например, какое влияние может оказать на экономику денежная или налоговая политика, если государство будет игнорировать данное требование.

Отмеченные особенности государственного регулирования следует учитывать, анализировать и выявлять результаты. Это обстоятельство, особенно важное значение имеет для России.

GOVERNMENT REGULATION

На протяжении всей истории США развивалась тенденция регулирования по двум направлениям - социальному и экон. Социальное регулирование осуществляют: Агентство по защите окружающей среды, Управление охраны труда, Комиссия по безопасности потребительских товаров и др. организации. Список органов экон. регулирования включает Федеральную торговую комиссию, Управление гражданской авиации, Комитет по межштатному транспорту и торговле и др. Вопросы политики, затрагивающие интересы общества, концентрируются вокруг проблем антитрестовской политики, равенства экон. возможностей, равенства в вопросах занятости, охраны труда, защиты прав потребителя и окружающей средыГос. комитет по делам правительства (The State Governmental Affairs Committee) характеризует орган федерального регулирования как `орган: 1) имеющий право принимать решения; 2) определяющий стандарты или направления предоставления льгот и введения ограничений в сфере профессиональной этики; 3) действующий главным образом в сфере нац. предпринимательства; 4) чей руководитель и члены назначаются президентом и 5) чьи юр. процедуры в основном регулируются положениями Закона об административных процедурах`.Конгресс США принял основные антитрестовские законы, направленные на поддержание конкуренции и против ограничения торговли. Эти законодательные акты также жестко ограничивают недобросовестную конкуренцию.В Антитрестовском законе Шермана (1890 г.) подчеркивалось, что `любой контракт, объединение... или сговор, имеющие целью ограничение торговли и деловых связей между несколькими штатами, настоящим объявляются незаконными`, и, что `любое лицо, к-рое монополизирует или... путем объединения или сговора постарается монополизировать любой участок торговли или деловых связей между несколькими штатами... будет считаться виновным в совершении мисдиминора1`.Суды в целом придерживались той позиции, что прежде чем признать ограничение незаконным, оно должно быть признано `неправильным` и `неразумным`. Суды признавали, что размер или масштабность предпринимательства сами по себе не являются доказательством нарушения закона. К подобным делам должен применяться `принцип разумного` (`principle of reason`). В частности, Закон Шермана запрещал ценовую дискриминацию, в случае, если она имела тенденцию к ограничению конкуренции в любой сфере торговли. Закон также запрещал продавцам требовать от своих покупателей, чтобы те воздерживались от покупки товаров у своих конкурентов, если подобная политика вела к созданию монополии (напр., определенные меры, направленные на ограничение прав контрагента или меры навязывания сделок на особых условиях, в соответствии с к-рыми партнер не имел права обращаться к др. контрагенту).Закон Клейтона, принятый в 1914 г., был направлен против создания объединений корпораций, ограничиваций, ограничивающих торговлю или развитие деловых связей. Касаясь вопросов антитрестовской политики, Закон Клейтона определил, что `недобросовестные методы конкуренции в торговле или затрагивающие торговлю, а также недобросовестные или вводящие в заблуждение действия или практика в торговле, или затрагивающие торговлю, настоящим объявляются незаконными`. В частности, закон запрещает ценовую дискриминацию, следствием к-рой может быть ослабление конкуренции или тенденция к образованию монополии; ограничительные статьи в контрактах, обязывающие покупателей товаров не приобретать товары у конкурента продавца; приобретение одной корпорацией акций др. корпорации с целью ослабления конкуренции; создание взаимосвязанных и взаимозависимых управленческих структур (директоратов). Недавнее совершенствование антитрестовского законодательства в 1977 г. ужесточило наказание за нарушение антитрестовских законов, начиная с мисдиминоров и кончая фелонией1, путем установления штрафов в размере до 1 млн дол. для корпорации и 100 тыс. дол. для частного лица и тюремного заключения до 3 лет.Поправки в Закон Клейтона были внесены в 1936 г. путем принятия Закона Робинсона-Патмана. Этот закон был нацелен на предотвращение недобросовестной конкуренции в торговле путем предоставления или получения скидок или услуг, если подобные действия приводили к дискриминации и существенному снижению конкуренции. Ценовая дискриминация может иметь место, когда поставщик продает один и тот же товар двум конкурирующим оптовым покупателям по разным ценам, в результате чего может быть нанесен ущерб конкуренции. Закон также объявляет незаконными действия покупателя, направленные на намеренное снижение цен или пользование дискриминационными, заниженными ценами. Дифференциация может иметь законный характер, если не наносит ущерба конкуренции, если она является результатом разницы в издержках по продаже товара различным клиентам, если используется для реализации устаревших, трудно реализуемых товаров, если добросовестно предлагается, не избегая ценовой конкуренции со стороны конкурента, и если цены предлагаются клиентам, не связанным с конкуренцией. Закон также запрещает продавцам предлагать различного вида скидки с целью компенсации затрат на рекламу товара или с целью компенсации услуг по продвижению товара на рынок, если подобного рода скидки ими не предлагаются всем клиентам `на пропорционально равных условиях`.Закон Робинсона-Патмана был изменен в 1950 г. путем принятия Закона против слияния или поправки Селлера-Кефаувера (Celler-Kefauver Amendment), к-рая объявила незаконной приобретение одной корпорацией активов др. компании, если подобное приобретение существенным образом ослабляет конкуренцию, ограничивает торговлю или ведет к образованию монополии.Закон о Федеральной торговой комиссии 1914 г. определил, что `недобросовестные методы конкуренции в торговле настоящим объявляются незаконными. Комиссия настоящим уполномочивается и инструктируется предотвратить использование недобросовестных методов торговли всеми частными лицами, товариществами, корпорациями, за исключением банков, и организациями общественного транспорта, чья деятельность определяется законами, регулирующими сферу торговли`. Закон Уилера-Ли (The Wheeler-Lea Act) 1938 г. уполномочил комиссию ограничивать деловую активность в определенных сферах, если она сочтет, что такая деятельность наносит ущерб общественным интересам, особенно что касается ложной, недостоверной рекламы и фальсификации произведенных товаров.Альтернатива Г.р. предполагала бы большую свободу для бизнеса в сфере достижения социально значимых целей, растущее взаимодействие деловых кругов и правительства с целью установления реальных стандартов качества работы, желание со стороны деловых кругов признать законный характер социальных целей и позволить рынку реализовать желаемые изменения в поведении деловых кругов.В прилагаемой схеме показан функциональный анализ существующей системы федерального регулирования банковской деятельности, включенный в Доклад Буша за 1984 г.

Основные направления экономической деятельности государства . Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.

Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих целей:

Создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма

Обеспечение устойчивых темпов роста;

Регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно технической революции;

Обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;

Решение экологических проблем.

Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства. Некоторые из них отражены на рис. 12.1. Рассмотрим каждое из них более подробно.


Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности . Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных

документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

Создание общественных благ - другое важное направление государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.

Мировая практика свидетельствует, что рынку свойственна тенденция к монополизации, которая приводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату производителей над потребителями, а вследствие этого - к стагнации. Проведение антимонопольной политики , направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренции может быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство.

Рыночный механизм не в состоянии решить проблему

регулирования внешних или побочных эффектов . Внешний эффект

Это эффект, оказывающий влияние на фирмы и потребителей при производстве товаров и услуг. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Загрязнение окружающей среды в связи со строительством железных дорог является отрицательным внешним эффектом. Пример положительного внешнего эффекта представляет строительство оросительной системы одним фермером, в результате, которого улучшается качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций. В современной экономике регулирование внешних эффектов берет на себя государство. Надо отметить, что существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участие в этом вопросе государства.

А. Пигу, английский экономист, основатель теории государства всеобщего благоденствия, обосновывает налоговый путь разрешения этого вопроса, предполагающий активную роль государства в решении проблемы внешних эффектов.

Р.Коуз, американский экономист, теоретик неоклассической школы, выступает за расширение рыночных отношений для преодоления внешних эффектов. Р. Коуз вводит понятие трансакционных издержек . Это издержки, связанные не с производством как таковым, a c соответствующими ему затратами (поиском информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок, издержках заключения хозяйственного договора, контролем за его исполнением и т. д.). Р. Коуз считает, что регулирование внешних эффектов наиболее эффективно на основе частных соглашений собственников.

Вопрос о том, как разрешить проблему компенсации внешних издержек, тем не менее, остается одним из самых сложных в экономической науке. Это особенно справедливо для тех случаев, когда трудно установить ответственность субъекта, что характерно для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов. Кто, например, должен нести ответственность за кислотные дожди и озоновые дыры в атмосфере?

Задача, очевидно, состоит в разумном сочетании государства и рынка, с целью сближения общественных и частных издержек. Как справедливо отметил известный американский экономист К. Д. Эрроу, определение трансакционных издержек в различных условиях и при различных системах распределения ресурсов должно стать основным вопросом исследования по теории общественного благосостояния.

Создание инфраструктуры экономики – другое важное направление государственного регулирования экономики. Эффективная экономика требует наличия соответствующей инфраструктуры - комплекса организаций, обеспечивающих условия воспроизводства. Выделяют несколько видов инфраструктуры:

Производственная (сеть энергоснабжения, транспорта и связи);

Институциональная (государственный аппарат управления);

Социальная (учебные, медицинские, культурные заведения);

Информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).

В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства государственным предпринимательством . Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, a c другой стороны, как особый общественный предприниматель. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал. Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.

Перераспределение доходов - это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы перераспределения доходов, некоторые из которых показаны на рис. 12.2.

Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта, получение прибыли. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости, благосостояния.

Важными каналами перераспределения доходов являются государственные кредиты и субсидии . Они предоставляются государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.

Налоговое перераспределение доходов - это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развитие малого бизнеса и др.

Рыночной экономике присуща неравномерность, цикличность развития, которая сопровождается потерей работы, расслоением населения по доходам. Государство берет на себя функцию по выплате пособий безработным, семьям с детьми, инвалидам и иным группам населения, нуждающимся в социальной помощи. Государство поддерживает социальные программы, обеспечивающие доступность населения к образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре и спорту.

Государство в социально ориентированной рыночной экономике выполняет также такую необходимую функцию, как макроэкономическая стабилизация экономики . Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики. К основным мерам, направленным на достижение макроэкономической стабилизации, относятся: изменение государственных расходов, налогов и др.

Фискальная политика - это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определенных макроэкономических целей. Если экономика действует ниже своих возможностей, то государство проводит расширительную фискальную политику. Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к росту бюджетного дефицита. Для преодоления инфляционных разрывов используется ограничительная фискальная политика, которая предполагает сокращение правительственных расходов и рост налоговых ставок.

К мерам государственного регулирования экономики относится также поддержка малого бизнеса. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку развитию малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг (образовательных, консультационных и др.).

Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности . Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешней среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.

Одной из функций государства в социально ориентированной рыночной экономике является поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно технической и инновационной политики.

Современная экономика базируется на проведении эффективной научно технической и инновационной политики. Неотъемлемым ее признаком является постоянное создание новой техники, технологий, являющихся результатом достижений научно технического прогресса. Развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений являются существенным фактором инновации. В США государство финансирует более половины фундаментальных исследований, практически полностью создание наиболее сложных и дорогостоящих установок фундаментальной науки. Государство берет на себя значительную часть расходов на проведение НИОКР (научно исследовательских и опытно конструкторских работ). Особенно активно государство принимает участие в финансировании НИОКР, связанных с военным производством. В России в условиях ограниченности государственного бюджета наметилась опасная тенденция к сокращению объема финансирования фундаментальной науки, что ставит под угрозу сохранение интеллектуального потенциала общества.

Обеспечение экологической безопасности важная функция государства в социальной рыночной экономике. Вторая половина XX века показала, что экстенсивное развитие экономики сопровождается рядом отрицательных последствий. Одними из них являются разрушение экосистем, потери части ВВП. Ежегодные потери только от атмосферных загрязнений в 70 x годах составили во Франции 0,7-0,9% ВВП, в Италии - 0,7%, в Великобритании - 1,7-2,3%, в США - 2,2-2,9% ВВП. Общий ущерб, нанесенный окружающей среде в результате хозяйственной деятельности, например, в европейских странах оценивается в 3-5% ВВП. Такие потери приводят к негативным экономическим, финансовым и социальным последствиям. Их можно устранить или снижением темпов экономического развития, или осуществлением комплекса мер по экологизации производства. Для современной экономики приемлемым является второй путь. Его реализация предоставляется государству. Оно организует систему контроля, оценки и слежения за изменениями состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Государство создает сеть стационарных станций наблюдения, с помощью авиакосмических средств контроля над изменениями параметров, характеризующих состояние среды. Государство посредством законов, налоговой политики ведет оперативное управление охраной окружающей среды, принуждая предпринимателей к соблюдению природоохранных мер. Государство контролирует эксплуатацию природных ресурсов, устанавливает запреты и ограничения на производство некоторых продуктов, административные санкции за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм.

Пределы государственного вмешательства в экономику . Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное

функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение им несвойственных функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы.

Влияние государства на экономические процессы с целью создания оптимальных условий для развития и поддержки существующего рыночного механизма, и его изменений в случае необходимости.

В истории экономической мысли всегда происходили дискуссии о степени вмешательства государства в экономику. «За» — выступали меркантилисты, а представители классической школы политэкономии отстаивали лозунг «экономической свободы». XX столетие — век мировых войн и экономических кризисов перераспределил чашу весов в сторону государственного регулирования. Победу одержали теоретические обоснования Дж. М. Кейнса, получившие название кейнсианской модели экономики. Его расцвет приходится на 50 — 60 гг., однако в 70-е хронический дефицит госбюджетов привел к ослаблению его позиций и их замене на неолиберализм и современную теорию «экономики предложения».

Задачи и цели государственного регулирования

Регулирование призвано обеспечить эффективное функционирование экономической системы государства, что заключается во взаимодействии всех сфер, прежде всего, финансовой, правовой и социальной. В этой связи существуют теоретический аспект и практическое воплощение. К первому относится прогнозирование и составление моделей действия. Практика предусматривает проведение конкретных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на регуляцию.

Главная цель госрегулирования — улучшение благосостояния общества в целом, что подразумевает собой благосостояние каждого его члена. Цели государственного регулирования, принято структурировать на экономические, социальные и политические. При этом главными составляющим являются:

  • стабильное экономическое развитие и рост;
  • политика обеспечения занятости населения;
  • поддержание стабильности национальной валюты и ценообразование;
  • социальная защита населения;
  • внешнеэкономическая деятельность.

Выполнение первых 4 направлений и их взаимосвязь обеспечивают достижение равновесия в макроэкономической сфере. В условиях процесса глобализации результаты их комплексного взаимодействия напрямую оказывают влияние на внешнеэкономическую сферу государственной деятельности. На определенном историческом этапе развития общества последовательность достижения целей может меняться.

Следует отметить, что методы государственного регулирования разделяют на прямые и косвенные. Прямые предусматривают административно-правовые мероприятия, а их воздействие заключается в том, что экономические субъекты действуют исходя из государственных предписаний, и не могут в полной мере руководствоваться свободным экономическим выбором. Они являются элементом смешанной экономики и продемонстрировали высокую эффективность, особенно в тех странах, где она развита недостаточно.

Косвенные методы, как правило, носят экономический характер и создают предпосылки для самостоятельного выбора субъектов экономических отношений в пользу достижения общеэкономических целей. Грамотное взаимодействие методов между собой обеспечивает решение главной задачи — повышения благосостояния общества.

Функции и инструменты государственного регулирования

Что касается функций государства, то важнейшей является создание необходимой законодательной базы, обеспечение правовой основы для функционирования рыночной экономики. Важная функция государства — активизация инновационной и предпринимательской деятельности, стимулирование инвестиционной политики.

В современной рыночной экономике государство выступает как гарант в сфере социальной защиты населения. Инструментом для этого служит функция перераспределения доходов в пользу менее защищенных групп населения. Социальная политика по значимости не уступает такому инструменту как управление госсектором экономики, поскольку она препятствует росту социальной напряженности в обществе и способствует достижению социальной безопасности. Что касается использования государственной собственности, то она выступает как базовый элемент для реализации долгосрочных задач, особенно в тех областях, которые требуют значительных капиталовложений.

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Государственное регулирование экономики – определение термина

(ГРЭ) - комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Принципами ГРЭ являются:

  1. Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
  2. Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
  3. Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
  4. Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
  5. Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.

Методы ГРЭ:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.