Налоговые проверки необходимы для контроля внесения обязательных налоговых сумм предпринимателями, выявления и устранения нарушений. Налоговая служба контролирует корректность расчётов и своевременность оплаты.
Реализация налоговых проверок упрощается. Вводятся нестандартные методы контроля.
В планах налоговой политики на 2019 год увеличить поступление в бюджет налогов, не допуская повышения налоговой нагрузки. Инструментов для получения аргументации необходимости проверок стало больше.
Существенно изменилось администрирование, отчётность по взносам. Правила начисления некоторых налогов так же претерпели изменения.
Налоговые органы контролируют внесение страховых взносов в ФСС, ПФР, ФФОМС.
Расчёт предоставляется ежемесячно, не позднее 30 числа текущего месяца (за предыдущий месяц). Оплата же осуществляется в следующем месяце до 15 числа.
С 1.01.17 получат право пользования данной системой плательщики, чей совокупный доход за 9 месяцев не превысил 90 млн. рублей. Если же за год он не превысит 120, работа в УСН продолжится. Предельная остаточная стоимость средств в условиях перехода на УСН не должна превышать 150 млн. рублей.
Применяется для магистральных газопроводов и добычи газа. Сюда же относятся разработка полезных ископаемых, недр, производство гелия, объекты капитального строительства. Полный перечень объектов утверждён правительством РФ.
Не облагаются налогами единовременные поощрительные выплаты по спортивным проектам, а именно, за призовые места в играх Олимпийских, Сурдлимпийских, Паралимпийских участникам и их тренерам (специалистам, участвующим в подготовке).
Плюсы для налогоплательщиков:
Проверки представлены камеральными и выездными, плановыми и внеплановыми.
Проводится в налоговом органе с использованием данных налоговых деклараций. Правомерна проверка документации, если (ст. 88 НК РФ):
При выявлении правонарушений по итогам камеральной проверки может быть инициирована выездная.
Для избежания стрессовых ситуаций необходимо к таким встречам всегда быть готовым. Сведения могут поступить от контрагента, налогового инспектора. База данных закрыта для общего доступа.
Проверки выездного типа предусматривают тщательное изучение финансовой отчётности с возможностью последующего назначения санкций (от штрафа до ареста). О предстоящем визите нельзя узнать заранее. Но на 2019 год выездную проверку налоговики обязаны осуществлять по итогам камеральной проверки при наличии недочётов.
Этапы проведения:
Что в первую очередь хотят найти налоговики? Если ранее в приоритете поиска были необоснованные расходы для дополнительного начисления прибыли и НДС, то теперь добавился поиск незадекларированной выручки. Рассматриваются даже жалобы уволенных из организации сотрудников. Суды чаще принимают сторону налоговиков.
Проверка налогоплательщиков (выездная или камеральная) может быть приостановлена в следующих случаях:
Продление может быть реализовано по многим причинам:
Длительность стандартной выездной проверки – два месяца (можно увеличить до 4-6).
Плановые проверки проводятся в основном один раз в трёхгодичный срок. О них компания ставится в известность не позже, чем за три дня. Но существуют и внеплановые. Их может проводить Роспотребнадзор в местах общественного питания и продажи лекарств.
В таблице представлены ситуации , которые могут стать причиной инициирования внепланового налогового контроля в 2019 году.
Что является сигналом к проверке (причины контроля) | Какие нарушения предполагаются |
---|---|
Снижение налоговой нагрузки по отношению к среднеотраслевому уровню (на 10% и ниже) | Появляется подозрение в экономии на налогах |
Отсутствие активного общения в период заключения договора, нарушение правил его оформления, отсутствие достоверных сведений о местонахождении площадей | Взаимодействие с контрагентами, вызывающими подозрительность (недоверие) |
Превышение темпов увеличения расходов над доходами | Предположение о занижении доходов, завышении расходов |
Продолжительные убытки | Несоответствие убытков повышению выручки от реализации |
Низкая зарплата сотрудников (ниже среднего по отрасли на 10%) | Подозрение на выплаты «в конвертах» |
Сомнительность договоров с существующими посредниками | Подозрение, например, на манипуляции с товаром, который в данном объёме, в данное время просто не мог быть произведён. Несоответствие обозначенных материальных ресурсов фактическим данным, другое. |
Изменение местонахождения | Специальная отсрочка для исправления выявленных нарушений |
Несоответствие среднеотраслевому уровню рентабельности | Занижение показателей |
Распространёнными мерами налоговиков для поиска информации и доказательств являются следующие :
Советы по оптимальным вариантам поведения директора в случае проверки могут быть следующие :
В 2019 году предприятия будут включены в план налоговых проверок в следующих случаях:
Инспекция вправе применить к предпринимателям, юридическим лицам санкции налоговой ответственности. Некоторые документы могут быть переданы в ОВД для возбуждения уголовного дела. Степень наказания зависит от выявленных нарушений и условий, отягчающих их либо смягчающих.
Снятие налоговой ответственности предполагается в следующих случаях : при истечении срока давности, невиновности в правонарушении, связанном с налогами. Исключают вину стихийные бедствия, форс-мажорные обстоятельства, исполнение указаний в письменном виде контролирующих ведомств.
Список смягчающих и отягчающих условий отражён в статье 112 НК РФ . Налоговая ответственность не гарантирует освобождение от уголовной или административной.
ФНС изменила правила налоговых проверок — коротко о новациях
С 1 января 2017 года в силу вступил целый ряд изменений в НК РФ, основанных на требованиях законов, принятых в прошедшем, 2016 году. Среди них можно выделить:
Среди новшеств 2017 года следует также отметить и закон «О внесении…» от 18.07.2017 № 163-ФЗ, нормы которого согласно ст. 2 этого закона распространяют свое действие на проверки, проводимые с 19 августа 2017 года. Цель данного закона — дополнение НК РФ новой ст. 54.1, определяющей пределы возможностей налогоплательщика использовать преимущества необоснованной экономии за счет налоговых платежей.
Каждый из перечисленных законов нуждается в подробном анализе, при этом для удобства читателей будем ссылаться на нормы НК РФ в новой редакции с учетом изменений 2017 года.
П. 1 ст. 2 НК РФ определяет, что нормы НК РФ с 1 января 2017 года в полном объеме распространяются на уплату страховых взносов. Исходя из п. 3 ст. 8 НК РФ нормы налогового законодательства распространены:
В то же время, исходя из требований п. 3 ст. 2 НК РФ, нормы НК РФ по-прежнему не распространяются на страхование от травматизма на производстве и страхование безработных граждан.
Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками взносов являются:
В обязанности перечисленных субъектов согласно ст. 23 НК РФ входят:
Отчетность по страховым взносам согласно ст. 80 и 423 НК РФ направляется ежеквартально в форме расчета, в котором указываются обобщенные данные обо всех застрахованных лицах, начисленных им суммах и полученном ими доходе, размере базы, облагаемой взносами, исчисленных взносах и т. д. Порядок заполнения и форма отчетности утверждены приказом ФНС РФ «Об утверждении…» от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551.
Передача функций по администрированию и контролю над платежами по страховым взносам ФНС предполагает, что в 2017 году вся отчетность по взносам сдается в налоговую инспекцию. Соответственно, на нее автоматически распространяются нормы о проведении камеральной проверки, проводимой в соответствии со ст. 88 НК РФ. В то же время все вопросы по отчетности, возникшие до передачи функций контроля в ФНС РФ, по-прежнему остаются в ведении соответствующих фондов, поскольку передача отчетной документации в органы ФНС РФ не предполагается.
При проведении проверки на практике налоговики смогут опираться лишь на документы и сведения, полученные ими от налогоплательщика, начиная с 1-го квартала 2017 года, так как ст. 4 закона 243-ФЗ правом проведения контрольных мероприятий и доначисления платежей по взносам до 1 января 2017 года ФНС РФ не наделяет.
Аналогичный порядок действует и в отношении выездных проверок. То есть в рамках выездной проверки, проводимой согласно ст. 89 НК РФ, может быть проверена лишь документация по взносам только за 2017 год и последующие периоды.
Практикам также следует обратить внимание на письмо ФНС РФ от 16.11.2016 № 03-04-12/67082, которое определяет, что все подзаконные акты, а также разъяснения Минтруда РФ по вопросам исчисления взносов, изданные до 2017 года, остаются действующими, так как сам порядок начисления и уплаты взносов не изменяется. При этом правом разъяснения всех возникающих вопросов по взносам в 2017 году обладает уже ФНС РФ.
Не знаете свои права?
Пункт 2 ст. 4 закона 243-ФЗ определяет, что правом взыскания неуплаченных взносов, накопившихся пеней и штрафов, которые образовались до 1 января 2017 года, обладает уже ФНС РФ.
Взыскания проводятся в порядке и сроки, которые определены ст. 46-48 НК РФ. Для исполнения данной функции п. 2 ст. 4 закона 243-ФЗ обязывает соответствующие фонды передать сведения о накопившейся задолженности по взносам налоговикам.
Одновременно с правом взыскания недоимок к налоговым органам переходят права и относительно возврата переплат по взносам за периоды до 2017 года согласно ст. 78 и 79 НК РФ. Кроме того, на долги, возникшие до 2017 года, распространяется режим, предусмотренный ст. 64 НК РФ относительно предоставления отсрочек или рассрочек по таким платежам.
Стоит также помнить, что при утрате возможности взыскания страховых взносов, недоимок, пеней и штрафов за периоды до 2017 года вследствие ненадлежащей передачи сведений о них в налоговые органы или по иным причинам, согласно п. 3 ст. 4 закона 243-ФЗ, такая задолженность признается безнадежной и подлежит списанию.
Новый п. 8.6 ст. 88 НК РФ расширяет полномочия налоговых органов в рамках проведения проверок отчетности налогоплательщиков. С 1 января 2017 года при камеральной проверке налоговики помимо документов, касающихся начисления и уплаты страховых взносов, вправе требовать также письменное подтверждение льгот или иных оснований для освобождения сумм, выплаченных физическим лицам, от обложения страховыми взносами либо применения в их отношении льготных (пониженных) тарифных ставок.
Также закон 401-ФЗ устанавливает ряд новшеств, касающихся последствий проведения налоговых проверок:
Цель добавления новой ст. 54.1 в НК РФ — это имплементация ранее сложившейся судебной практики по разграничению реальных и фиктивных сделок, с необходимостью чего сталкиваются при проведении проверок специалисты налоговых органов. Основой новой статьи послужило постановление ВАС РФ «Об оценке…» от 12.10.2006 № 53. В нем изложены основные принципы определения степени добросовестности налогоплательщика при уменьшении налогооблагаемой базы, получения налогового вычета или иной налоговой льготы, на что обращают пристальное внимание налоговики.
П. 1 ст. 54.1 НК РФ устанавливает прямой запрет на получение налоговых выгод путем искажения отчетности, сведений о фактах хозяйственной деятельности либо имуществе, которое подлежит налогообложению.
Однако на практике нередки ситуации, когда предприниматели заключают юридически правильно оформленные сделки, которые не имеют под собой экономического смысла и направлены лишь на уменьшение налогооблагаемой базы.
Именно на борьбу с подобными явлениями и направлены нормы п. 2 ст. 54.1 НК РФ, которые определяют 2 обязательных критерия для признания сделки действительной для целей налогообложения:
Согласно п. 5 ст. 82 НК РФ проверка сделки по признакам экономической целесообразности осуществляется при проведении налогового контроля, то есть в ходе камеральных или выездных проверок согласно ст. 88 и 89 НК РФ.
При этом доказывание того факта, что сделка не имеет экономического смысла (фиктивная), вменяется в обязанность специалистам налоговых органов. Положения п. 3 ст. 54.1 НК РФ указывают на 3 обстоятельства, которые не являются подтверждением вины налогоплательщика в совершении именно фиктивной сделки:
В свою очередь, п. 4 ст. 54.1 НК РФ определяет, что аналогичные критерии для определения фиктивности сделок могут использовать плательщики не только налогов, но и сборов, а также страховых взносов.
Подводя итог, отметим, что принятые или вступившие в силу в 2017 году нормативные акты устанавливают значительное число новшеств, которые коснутся практически всех налогоплательщиков как при исчислении налоговых и иных платежей, так и при проведении проверок и реализации их результатов.
Дата публикации: 27.01.2017 04:54 (архив)
Законодатель отмечает, что при представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не будут считаться представленными.
Как и раньше, на подготовку и отправку документа дается 5 дней с даты получения требования о представлении пояснений. К пояснению могут быть приложены и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, но все они также должны быть в электронном формате.
Во-вторых, появился новый вид ответственности за совершение налоговых правонарушений.
За непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений, указанных в пункте 3 статьи в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации с 1 января 2017 будет применяться ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса (пункт 13 статьи 1 Федерального закона N 130-ФЗ).
Напомним, пунктом 3 статьи 88 Кодекса предусмотрено три основания для направления требования о представлении пояснений: если выявлены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия между сведениями, представленными налогоплательщиком, и сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа, и полученными им в ходе налогового контроля; в случае, когда в декларации заявлен убыток или же когда подана "уточненка", в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет.
Таким образом, ответственность возникает за непредставление (несвоевременное представление) пояснений, а также в случае представления пояснений по НДС на бумажном носителе, в виде штрафа в размере 5000 руб., а те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, штраф уже составит 20 000 руб.
Кроме того, в пункт 6 статьи 88 Кодекса были внесены изменения, позволяющие налоговому органу при проведении камеральной налоговой проверки требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы.
Министерства и ведомства утверждают планы проверок. Если вашей организации или ИП в этих перечнях нет, значит, плановые проверки вам не грозят. Но не забывайте, что при необходимости контролирующее ведомство вправе провести внеплановую проверку.
Планы проверок ведомства размещают на своих официальных сайтах. Об этом сказано в частях 3 и 5 статьи 9 главы 2 Закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ.
Примечание : С 18 апреля 2016 года аудиторские организации контролирует Федеральное казначейство (Указ Президента РФ от 2 февраля 2016 № 41, п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 № 703).
На сайте Генеральной прокуратуры есть сервис поиска по ежегодному сводному плану проверок. Через него можно определить, есть ли организация в списках, и если да, то когда и кто ее будет проверять. Чтобы узнать информацию, введите реквизиты организации (ОГРН, ИНН и т. п.).
Поиск в сервисе осуществляется по реквизитам компании.
С 1 января 2019 по 31 декабря 2020 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и ИП, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в Единый реестр субъектов МСП.
Чтобы узнать, попал ли ваш бизнес в план проверок какого-либо контролирующего ведомства (например, трудовой инспекции, МЧС или Роспотребнадзора) нужно ввести в специальную форму следующие данные (все сразу или только некоторые из них):
Если в отношении компании или ИП в 2018 году планируется провести ревизию, помимо цели проверки (например, проверка соблюдения трудового законодательства или требований пожарной безопасности), вы узнаете, сколько рабочих дней/часов отведено проверяющим на ревизию.
Примечание : Налоговые проверки в опубликованный план не входят.
Министерство/ведомство | Ссылка на план проверок |
---|---|
Минфин России/Федеральная налоговая служба | (сводный) |
Минфин России/Федеральное казначейство | Контроль аудиторских организаций |
Фонд социального страхования/Пенсионный фонд России | Плановые выездные проверки ФСС России и ПФР проводят совместно. План-график таких проверок можно найти регионального отделения ФСС России |
Минтруд России/Федеральная служба по труду и занятости | Организации и предприниматели |
Прокуратура | Организации и предприниматели |
Минэкономразвития России/Федеральное агентство по управлению государственным имуществом | Имущество в федеральной собственности |
Минэкономразвития России/Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии | Земельный надзор |
Минэкономразвития России/Федеральная служба по интеллектуальной собственности | Организации |
Минздрав России/Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения | Организации и предприниматели |
Минздрав России/Федеральное медико-биологическое агентство | Организации и предприниматели |
Минпромторг России/Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | Организации и предприниматели |
Минприроды России/Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | Организации |
Минприроды России/Федеральное агентство лесного хозяйства | Организации и предприниматели |
Минприроды России/Федеральная служба по надзору в сфере природопользования | Организации и предприниматели |
Минобороны России/Федеральная служба по техническому и экспортному контролю | Экспортный контроль |
Минтранс России/Федеральное агентство воздушного транспорта | Организации и предприниматели |
к меню
Примечание : Постановление Правительства РФ от 26.11.15 № 1268
Малые компании получили инструкцию, как исключить себя из плана проверок надзорных органов (утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.15 № 1268).
С 2016 по 2018 год освобождаются от плановых проверок надзорных органов (ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
«Надзорные каникулы» для малышей продлили
Мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства продлен до конца 2020 года.
Примечание : Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ
Ранее планировалось, что 2018 год станет последним годом действия «надзорных каникул».
Новый этап проверочного моратория имеет свои особенности. Освобождение распространяется только на те виды проверок, которые назначаются без применения риск-ориентированного подхода.
Помимо этого, как и прежде, запрет на плановые проверки не коснется «малышей», ведущих деятельность в области здравоохранения или образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения или электроэнергетики. Организации и ИП, которые были наказаны на грубые нарушения, лишены лицензий или дисквалифицированы в течение последних трех лет, также будут включаться в «проверочный» план на общих основаниях.
Внимание! Под освобождение не подпадают организации и индивидуальные предприниматели сферы здравоохранения, образования и др. Не вправе воспользоваться освобождением организации и предприниматели в течение трех лет с момента, как контролеры выявили допущенные нарушения.
Если контролеры по ошибке включили организацию в план проведения проверок, она вправе подать заявление об искючении ее из плана. Форма заявления приведена в приложении к постановлению № 1268. К заявлению организация прикладывает документы, подтверждающие статус малого предприятия: выписку из реестра акционеров общества, заверенные копии отчета о финансовых результатах и о среднесписочной численности работников.
Орган государственного или муниципального контроля рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней с даты его получения. Через три дня после того, как решение будет принято, его отправят заявителю.
к меню