Внеплановые проверки в году. Налоговикам нужны веские основания, чтоб начать выездную проверку

Налоговые проверки необходимы для контроля внесения обязательных налоговых сумм предпринимателями, выявления и устранения нарушений. Налоговая служба контролирует корректность расчётов и своевременность оплаты.

Реализация налоговых проверок упрощается. Вводятся нестандартные методы контроля.

Изменения в налоговой политике в 2019 году

В планах налоговой политики на 2019 год увеличить поступление в бюджет налогов, не допуская повышения налоговой нагрузки. Инструментов для получения аргументации необходимости проверок стало больше.

Существенно изменилось администрирование, отчётность по взносам. Правила начисления некоторых налогов так же претерпели изменения.

Администрирование страховых выплат

Налоговые органы контролируют внесение страховых взносов в ФСС, ПФР, ФФОМС.

Расчёт предоставляется ежемесячно, не позднее 30 числа текущего месяца (за предыдущий месяц). Оплата же осуществляется в следующем месяце до 15 числа.

С 1.01.17 получат право пользования данной системой плательщики, чей совокупный доход за 9 месяцев не превысил 90 млн. рублей. Если же за год он не превысит 120, работа в УСН продолжится. Предельная остаточная стоимость средств в условиях перехода на УСН не должна превышать 150 млн. рублей.

По нулевой ставке налогообложения

Применяется для магистральных газопроводов и добычи газа. Сюда же относятся разработка полезных ископаемых, недр, производство гелия, объекты капитального строительства. Полный перечень объектов утверждён правительством РФ.

В поощрительных выплатах

Не облагаются налогами единовременные поощрительные выплаты по спортивным проектам, а именно, за призовые места в играх Олимпийских, Сурдлимпийских, Паралимпийских участникам и их тренерам (специалистам, участвующим в подготовке).

Что эти изменения значат для налогоплательщиков

Плюсы для налогоплательщиков:


  1. Уменьшение срока подачи возражений по итогам экспертиз, других мероприятий. Его длина уменьшилась до 10 рабочих дней со времени завершения спорного мероприятия.
  2. Правомочность требования инспекцией дополнительной информации по налоговым льготам. Кроме подтверждающих документов может инициироваться предоставление пояснений по проблемам имущества, операций в сфере льгот. Эта информация должна быть предоставлена в течение 5 дней. Все пояснения по НДС принимаются только в электронном виде. Бумажный вариант деклараций неприемлем. За непредоставление электронного варианта документа назначаются штрафные санкции.
  3. Более частая проверка достоверности информации ЕГРЮЛ. Причём рассматриваются все жалобы и претензии (к примеру, от конкурента). По поступившим сигналам инициируются дополнительные проверки, осуществляемые в течение месяца. Любое подозрение на фиктивность фирмы или её юридического адреса вызывает подозрение. Например, на одном адресе зарегистрированы несколько ЮЛ. На время проверки сомнительной информации налоговый контроль имеет право приостановления регистрации компании. Но по времени это должно длиться не более месяца. При подтверждении наличия недостоверных сведений деловой репутации руководителя и всей компании наносится ущерб.

Что чаще будут проверять в 2019 году

  1. Регистрация, постановка на учёт. Функционирование компании без регистрации квалифицируется как «незаконное предпринимательство» (грозит до 5 лет лишения свободы).
  2. Легальность доходов и полная выплата по ним налогов. Учитывается заработная плата, иной доход сотрудников. Выясняется наличие «серых» зарплат, хотя нарушения эти трудно доказуемы. При доначислении взносов учитываются только конкретно изысканные суммы.
  3. Создание «левых» фирм. При незаконном создании ЮЛ и использования документов с этой целью есть риск лишиться свободы до 5 лет, а за обналичивание финансовых средств через подставные компании – до 7.
  4. Искусственное завышение себестоимости, закупочных цен. В 2019 году действует повышение налоговых санкций за применение нерыночных цен.

Виды проверок

Проверки представлены камеральными и выездными, плановыми и внеплановыми.

Камеральная

Проводится в налоговом органе с использованием данных налоговых деклараций. Правомерна проверка документации, если (ст. 88 НК РФ):

  • в декларации заявлен налог к бюджетному возмещению;
  • подана заявка организацией на уменьшение налога, увеличение суммы убытков через 2 года после первой декларации;
  • обнаружен ряд несоответствий или противоречий;
  • заявлено использование налоговой льготы.

При выявлении правонарушений по итогам камеральной проверки может быть инициирована выездная.

Выездная

Для избежания стрессовых ситуаций необходимо к таким встречам всегда быть готовым. Сведения могут поступить от контрагента, налогового инспектора. База данных закрыта для общего доступа.

Проверки выездного типа предусматривают тщательное изучение финансовой отчётности с возможностью последующего назначения санкций (от штрафа до ареста). О предстоящем визите нельзя узнать заранее. Но на 2019 год выездную проверку налоговики обязаны осуществлять по итогам камеральной проверки при наличии недочётов.

Этапы проведения:

  1. Анализ документации. Проводится на территории организации (предприятия) с предварительным сообщением и предъявлением служебного удостоверения. Процедуры: запрос документации, получение необходимых пояснений, осмотр территорий, выемка необходимых финансовых документов. Проверка по длительности не должна быть более 2 месяцев. До 4 месяцев продление правомочно в следующих случаях: принадлежность объекта к числу крупнейших налогоплательщиков, форс-мажорные обстоятельства.
  2. Подведение результатов с отчётом. В отчёте составляется налогооблагаемая база, анализируются выявленные нарушения, формируются рекомендации по их исправлению. При необходимости производится доначисление суммы налогов, назначаются санкции.

Что в первую очередь хотят найти налоговики? Если ранее в приоритете поиска были необоснованные расходы для дополнительного начисления прибыли и НДС, то теперь добавился поиск незадекларированной выручки. Рассматриваются даже жалобы уволенных из организации сотрудников. Суды чаще принимают сторону налоговиков.

Приостановка и продление

Проверка налогоплательщиков (выездная или камеральная) может быть приостановлена в следующих случаях:

  • реализация встречной проверки;
  • выемка необходимых документов;
  • осуществление экспертизы.

Продление может быть реализовано по многим причинам:

  • если налогоплательщик – один из крупнейших;
  • по имеющейся информации из разных источников о налоговых правонарушениях;
  • при произошедших ЧС непреодолимой силы (пожар, наводнение, другие);
  • при наличии обособленных подразделений у компании;
  • при непредоставлении вовремя запрошенных документов;
  • по другим обстоятельствам.

Длительность стандартной выездной проверки – два месяца (можно увеличить до 4-6).

Налоговые проверки планового и внепланового типа

Плановые проверки проводятся в основном один раз в трёхгодичный срок. О них компания ставится в известность не позже, чем за три дня. Но существуют и внеплановые. Их может проводить Роспотребнадзор в местах общественного питания и продажи лекарств.

В таблице представлены ситуации , которые могут стать причиной инициирования внепланового налогового контроля в 2019 году.

Что является сигналом к проверке (причины контроля) Какие нарушения предполагаются
Снижение налоговой нагрузки по отношению к среднеотраслевому уровню (на 10% и ниже) Появляется подозрение в экономии на налогах
Отсутствие активного общения в период заключения договора, нарушение правил его оформления, отсутствие достоверных сведений о местонахождении площадей Взаимодействие с контрагентами, вызывающими подозрительность (недоверие)

Превышение темпов увеличения расходов над доходами
Предположение о занижении доходов, завышении расходов
Продолжительные убытки Несоответствие убытков повышению выручки от реализации
Низкая зарплата сотрудников (ниже среднего по отрасли на 10%) Подозрение на выплаты «в конвертах»
Сомнительность договоров с существующими посредниками Подозрение, например, на манипуляции с товаром, который в данном объёме, в данное время просто не мог быть произведён. Несоответствие обозначенных материальных ресурсов фактическим данным, другое.
Изменение местонахождения Специальная отсрочка для исправления выявленных нарушений
Несоответствие среднеотраслевому уровню рентабельности Занижение показателей

Распространёнными мерами налоговиков для поиска информации и доказательств являются следующие :

  1. Опрос контрагентов (сотрудников по договору), всех возможных свидетелей.
  2. Штрафование свидетелей за неявку.
  3. Посещение свидетелей, при их неявке по вызову, на дому с составлением протокола и фиксацией на видео.
  4. Использование возможностей участкового инспектора в поиске свидетелей, допрос его с целью приобретения информации.
  5. Поиск неформального подхода, альтернативных источников, использование фото, аудио, видео фиксации фактов, которые с мая 2016 года правомочны как доказательства в суде.
  6. Поиск информации, улик в интернете, в базе 2-НДФЛ, по запросам в банках, ГИБДД, ПРФ.
  7. Изъятие вещественных доказательств (жёстких дисков, компьютеров) в присутствии полицейских.
  8. Использование распечаток звонков сотовой связи и социальных телефонных опросов.

Советы по оптимальным вариантам поведения директора в случае проверки могут быть следующие :

В 2019 году предприятия будут включены в план налоговых проверок в следующих случаях:

  1. Если сумма нарушений выше 10 млн. рублей.
  2. При наличии грубых нарушений или полном игнорировании требований налоговой отчётности.
  3. Если организация внесена в план на 2019 год по итогам камеральной проверки.
  4. При нулевом балансе, инициировании процесса ликвидации.
  5. При вхождении в число крупнейших налогоплательщиков.
  6. По поручению правоохранительных органов.

Ответственность по итогам

Инспекция вправе применить к предпринимателям, юридическим лицам санкции налоговой ответственности. Некоторые документы могут быть переданы в ОВД для возбуждения уголовного дела. Степень наказания зависит от выявленных нарушений и условий, отягчающих их либо смягчающих.

Снятие налоговой ответственности предполагается в следующих случаях : при истечении срока давности, невиновности в правонарушении, связанном с налогами. Исключают вину стихийные бедствия, форс-мажорные обстоятельства, исполнение указаний в письменном виде контролирующих ведомств.

Список смягчающих и отягчающих условий отражён в статье 112 НК РФ . Налоговая ответственность не гарантирует освобождение от уголовной или административной.

ФНС изменила правила налоговых проверок — коротко о новациях

С 1 января 2017 года в силу вступил целый ряд изменений в НК РФ, основанных на требованиях законов, принятых в прошедшем, 2016 году. Среди них можно выделить:

  • закон «О внесении…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ, цель которого — отнесение ФНС полномочий по взиманию страховых взносов и распространение норм налогового законодательства о проверках на организации и граждан, являющихся плательщиками средств, направляемых в ПФР, ФОМС и ФСС;
  • закон «О внесении…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ, предоставляющий возможность заинтересованным лицам вносить налоговые платежи вместо налогоплательщика, определяющий степень ответственности поручителей налогоплательщика, устанавливающий порядок начисления пеней и особенности проведения налоговых проверок.

Среди новшеств 2017 года следует также отметить и закон «О внесении…» от 18.07.2017 № 163-ФЗ, нормы которого согласно ст. 2 этого закона распространяют свое действие на проверки, проводимые с 19 августа 2017 года. Цель данного закона — дополнение НК РФ новой ст. 54.1, определяющей пределы возможностей налогоплательщика использовать преимущества необоснованной экономии за счет налоговых платежей.

Каждый из перечисленных законов нуждается в подробном анализе, при этом для удобства читателей будем ссылаться на нормы НК РФ в новой редакции с учетом изменений 2017 года.

Страховые взносы — новое в проверке отчетности

П. 1 ст. 2 НК РФ определяет, что нормы НК РФ с 1 января 2017 года в полном объеме распространяются на уплату страховых взносов. Исходя из п. 3 ст. 8 НК РФ нормы налогового законодательства распространены:

  • на платежи на пенсионное страхование в ПФР;
  • платежи на медстрахование в ФОМС;
  • платежи в ФСС, направляемые на социальное страхование и в связи с рождением детей.

В то же время, исходя из требований п. 3 ст. 2 НК РФ, нормы НК РФ по-прежнему не распространяются на страхование от травматизма на производстве и страхование безработных граждан.

Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками взносов являются:

  • организации и ИП, которые в своей деятельности выплачивают вознаграждение физическим лицам;
  • граждане (нотариусы, адвокаты, оценщики и т. д.), вне зависимости от того, платят ли они вознаграждение другим физическим лицам или нет.

В обязанности перечисленных субъектов согласно ст. 23 НК РФ входят:

  • уплата взносов;
  • подача расчета по взносам;
  • подача документов и сведений для проверки обоснованности произведенных начислений;
  • хранение в течение 6 лет документов, которые требуются для проведения расчетов по взносам.

Отчетность по страховым взносам согласно ст. 80 и 423 НК РФ направляется ежеквартально в форме расчета, в котором указываются обобщенные данные обо всех застрахованных лицах, начисленных им суммах и полученном ими доходе, размере базы, облагаемой взносами, исчисленных взносах и т. д. Порядок заполнения и форма отчетности утверждены приказом ФНС РФ «Об утверждении…» от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551.

Налоговые проверки по взносам в 2017 году

Передача функций по администрированию и контролю над платежами по страховым взносам ФНС предполагает, что в 2017 году вся отчетность по взносам сдается в налоговую инспекцию. Соответственно, на нее автоматически распространяются нормы о проведении камеральной проверки, проводимой в соответствии со ст. 88 НК РФ. В то же время все вопросы по отчетности, возникшие до передачи функций контроля в ФНС РФ, по-прежнему остаются в ведении соответствующих фондов, поскольку передача отчетной документации в органы ФНС РФ не предполагается.

При проведении проверки на практике налоговики смогут опираться лишь на документы и сведения, полученные ими от налогоплательщика, начиная с 1-го квартала 2017 года, так как ст. 4 закона 243-ФЗ правом проведения контрольных мероприятий и доначисления платежей по взносам до 1 января 2017 года ФНС РФ не наделяет.

Аналогичный порядок действует и в отношении выездных проверок. То есть в рамках выездной проверки, проводимой согласно ст. 89 НК РФ, может быть проверена лишь документация по взносам только за 2017 год и последующие периоды.

Практикам также следует обратить внимание на письмо ФНС РФ от 16.11.2016 № 03-04-12/67082, которое определяет, что все подзаконные акты, а также разъяснения Минтруда РФ по вопросам исчисления взносов, изданные до 2017 года, остаются действующими, так как сам порядок начисления и уплаты взносов не изменяется. При этом правом разъяснения всех возникающих вопросов по взносам в 2017 году обладает уже ФНС РФ.

Не знаете свои права?

Недоимки по взносам

Пункт 2 ст. 4 закона 243-ФЗ определяет, что правом взыскания неуплаченных взносов, накопившихся пеней и штрафов, которые образовались до 1 января 2017 года, обладает уже ФНС РФ.

Взыскания проводятся в порядке и сроки, которые определены ст. 46-48 НК РФ. Для исполнения данной функции п. 2 ст. 4 закона 243-ФЗ обязывает соответствующие фонды передать сведения о накопившейся задолженности по взносам налоговикам.

Одновременно с правом взыскания недоимок к налоговым органам переходят права и относительно возврата переплат по взносам за периоды до 2017 года согласно ст. 78 и 79 НК РФ. Кроме того, на долги, возникшие до 2017 года, распространяется режим, предусмотренный ст. 64 НК РФ относительно предоставления отсрочек или рассрочек по таким платежам.

Стоит также помнить, что при утрате возможности взыскания страховых взносов, недоимок, пеней и штрафов за периоды до 2017 года вследствие ненадлежащей передачи сведений о них в налоговые органы или по иным причинам, согласно п. 3 ст. 4 закона 243-ФЗ, такая задолженность признается безнадежной и подлежит списанию.

Новации закона 401-ФЗ

Новый п. 8.6 ст. 88 НК РФ расширяет полномочия налоговых органов в рамках проведения проверок отчетности налогоплательщиков. С 1 января 2017 года при камеральной проверке налоговики помимо документов, касающихся начисления и уплаты страховых взносов, вправе требовать также письменное подтверждение льгот или иных оснований для освобождения сумм, выплаченных физическим лицам, от обложения страховыми взносами либо применения в их отношении льготных (пониженных) тарифных ставок.

Также закон 401-ФЗ устанавливает ряд новшеств, касающихся последствий проведения налоговых проверок:

  1. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога или иных платежей, в том числе пеней и штрафов, за налогоплательщика может исполнить другое лицо. В то же время такое лицо не вправе требовать возврата излишне уплаченных сумм налога или иного платежа.
  2. Согласно п. 3 ст. 74 НК РФ при наличии поручительства по уплате налогов налогоплательщик и поручитель несут солидарную ответственность. При неисполнении налогоплательщиком своих обязанностей недоимки и налоговые санкции могут быть взысканы с поручителя во внесудебном порядке согласно требованиям ст. 46-48 НК РФ.
  3. Пунктом 4 ст. 75 НК РФ водится новый порядок расчета пени за каждый день просрочки уплаты налога. С 1 января 2017 года пеня начисляется в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. В отношении организаций размер пени удваивается в том случае, если просрочка составляет более 30 дней.

Новации закона 163-ФЗ

Цель добавления новой ст. 54.1 в НК РФ — это имплементация ранее сложившейся судебной практики по разграничению реальных и фиктивных сделок, с необходимостью чего сталкиваются при проведении проверок специалисты налоговых органов. Основой новой статьи послужило постановление ВАС РФ «Об оценке…» от 12.10.2006 № 53. В нем изложены основные принципы определения степени добросовестности налогоплательщика при уменьшении налогооблагаемой базы, получения налогового вычета или иной налоговой льготы, на что обращают пристальное внимание налоговики.

П. 1 ст. 54.1 НК РФ устанавливает прямой запрет на получение налоговых выгод путем искажения отчетности, сведений о фактах хозяйственной деятельности либо имуществе, которое подлежит налогообложению.

Однако на практике нередки ситуации, когда предприниматели заключают юридически правильно оформленные сделки, которые не имеют под собой экономического смысла и направлены лишь на уменьшение налогооблагаемой базы.

Именно на борьбу с подобными явлениями и направлены нормы п. 2 ст. 54.1 НК РФ, которые определяют 2 обязательных критерия для признания сделки действительной для целей налогообложения:

  • наличие делового интереса, то есть сделка преследует не только цели уменьшения налоговых платежей;
  • обязательства по сделке исполнены другой стороной.

Проверки подозрительных сделок

Согласно п. 5 ст. 82 НК РФ проверка сделки по признакам экономической целесообразности осуществляется при проведении налогового контроля, то есть в ходе камеральных или выездных проверок согласно ст. 88 и 89 НК РФ.

При этом доказывание того факта, что сделка не имеет экономического смысла (фиктивная), вменяется в обязанность специалистам налоговых органов. Положения п. 3 ст. 54.1 НК РФ указывают на 3 обстоятельства, которые не являются подтверждением вины налогоплательщика в совершении именно фиктивной сделки:

  • документы по сделке со стороны контрагента подписаны неустановленным лицом либо субъектом, не имеющим таких полномочий;
  • нарушение контрагентом налогового законодательства;
  • возможность получения аналогичного экономического результата иным путем.

В свою очередь, п. 4 ст. 54.1 НК РФ определяет, что аналогичные критерии для определения фиктивности сделок могут использовать плательщики не только налогов, но и сборов, а также страховых взносов.

Подводя итог, отметим, что принятые или вступившие в силу в 2017 году нормативные акты устанавливают значительное число новшеств, которые коснутся практически всех налогоплательщиков как при исчислении налоговых и иных платежей, так и при проведении проверок и реализации их результатов.

Дата публикации: 27.01.2017 04:54 (архив)

Законодатель отмечает, что при представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не будут считаться представленными.

Как и раньше, на подготовку и отправку документа дается 5 дней с даты получения требования о представлении пояснений. К пояснению могут быть приложены и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, но все они также должны быть в электронном формате.

Во-вторых, появился новый вид ответственности за совершение налоговых правонарушений.

За непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений, указанных в пункте 3 статьи в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации с 1 января 2017 будет применяться ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса (пункт 13 статьи 1 Федерального закона N 130-ФЗ).

Напомним, пунктом 3 статьи 88 Кодекса предусмотрено три основания для направления требования о представлении пояснений: если выявлены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия между сведениями, представленными налогоплательщиком, и сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа, и полученными им в ходе налогового контроля; в случае, когда в декларации заявлен убыток или же когда подана "уточненка", в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет.

Таким образом, ответственность возникает за непредставление (несвоевременное представление) пояснений, а также в случае представления пояснений по НДС на бумажном носителе, в виде штрафа в размере 5000 руб., а те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, штраф уже составит 20 000 руб.

Кроме того, в пункт 6 статьи 88 Кодекса были внесены изменения, позволяющие налоговому органу при проведении камеральной налоговой проверки требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы.

Министерства и ведомства утверждают планы проверок. Если вашей организации или ИП в этих перечнях нет, значит, плановые проверки вам не грозят. Но не забывайте, что при необходимости контролирующее ведомство вправе провести внеплановую проверку.

Планы проверок ведомства размещают на своих официальных сайтах. Об этом сказано в частях 3 и 5 статьи 9 главы 2 Закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ.

Примечание : С 18 апреля 2016 года аудиторские организации контролирует Федеральное казначейство (Указ Президента РФ от 2 февраля 2016 № 41, п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 № 703).

На сайте Генеральной прокуратуры есть сервис поиска по ежегодному сводному плану проверок. Через него можно определить, есть ли организация в списках, и если да, то когда и кто ее будет проверять. Чтобы узнать информацию, введите реквизиты организации (ОГРН, ИНН и т. п.).

Опубликован сводный план проверок на 2019 год

Поиск в сервисе осуществляется по реквизитам компании.

С 1 января 2019 по 31 декабря 2020 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и ИП, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в Единый реестр субъектов МСП.

Чтобы узнать, попал ли ваш бизнес в план проверок какого-либо контролирующего ведомства (например, трудовой инспекции, МЧС или Роспотребнадзора) нужно ввести в специальную форму следующие данные (все сразу или только некоторые из них):

  • ОГРН;
  • наименование организации;
  • месяц проверки;
  • наименование органа госконтроля;
  • адрес.

Если в отношении компании или ИП в 2018 году планируется провести ревизию, помимо цели проверки (например, проверка соблюдения трудового законодательства или требований пожарной безопасности), вы узнаете, сколько рабочих дней/часов отведено проверяющим на ревизию.

Примечание : Налоговые проверки в опубликованный план не входят.

Министерство/ведомство Ссылка на план проверок
Минфин России/Федеральная налоговая служба (сводный)
Минфин России/Федеральное казначейство Контроль аудиторских организаций
Фонд социального страхования/Пенсионный фонд России Плановые выездные проверки ФСС России и ПФР проводят совместно. План-график таких проверок можно найти регионального отделения ФСС России
Минтруд России/Федеральная служба по труду и занятости Организации и предприниматели
Прокуратура Организации и предприниматели
Минэкономразвития России/Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Имущество в федеральной собственности
Минэкономразвития России/Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Земельный надзор
Минэкономразвития России/Федеральная служба по интеллектуальной собственности Организации
Минздрав России/Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Организации и предприниматели
Минздрав России/Федеральное медико-биологическое агентство Организации и предприниматели
Минпромторг России/Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Организации и предприниматели
Минприроды России/Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Организации
Минприроды России/Федеральное агентство лесного хозяйства Организации и предприниматели
Минприроды России/Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Организации и предприниматели
Минобороны России/Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Экспортный контроль
Минтранс России/Федеральное агентство воздушного транспорта Организации и предприниматели

к меню

Проверки "малышей" запрещены, Как избежать проверок малым предприятиям

Примечание : Постановление Правительства РФ от 26.11.15 № 1268

Появился новый способ избежать вычеркнуть себя из плана проверок

Малые компании получили инструкцию, как исключить себя из плана проверок надзорных органов (утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.15 № 1268).

С 2016 по 2018 год освобождаются от плановых проверок надзорных органов (ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

«Надзорные каникулы» для малышей продлили

Мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства продлен до конца 2020 года.

Примечание : Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ

Ранее планировалось, что 2018 год станет последним годом действия «надзорных каникул».

Новый этап проверочного моратория имеет свои особенности. Освобождение распространяется только на те виды проверок, которые назначаются без применения риск-ориентированного подхода.

Помимо этого, как и прежде, запрет на плановые проверки не коснется «малышей», ведущих деятельность в области здравоохранения или образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения или электроэнергетики. Организации и ИП, которые были наказаны на грубые нарушения, лишены лицензий или дисквалифицированы в течение последних трех лет, также будут включаться в «проверочный» план на общих основаниях.

Внимание! Под освобождение не подпадают организации и индивидуальные предприниматели сферы здравоохранения, образования и др. Не вправе воспользоваться освобождением организации и предприниматели в течение трех лет с момента, как контролеры выявили допущенные нарушения.

Если контролеры по ошибке включили организацию в план проведения проверок, она вправе подать заявление об искючении ее из плана. Форма заявления приведена в приложении к постановлению № 1268. К заявлению организация прикладывает документы, подтверждающие статус малого предприятия: выписку из реестра акционеров общества, заверенные копии отчета о финансовых результатах и о среднесписочной численности работников.

Орган государственного или муниципального контроля рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней с даты его получения. Через три дня после того, как решение будет принято, его отправят заявителю.

к меню

Вопросы о причинах назначения выездных налоговых проверок и периодичности их проведения не перестают волновать налогоплательщиков. Как узнать, заинтересуются ли ревизоры деятельностью хозяйствующего субъекта и начнется ли в ближайшее время в отношении него выездная проверка? Как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора?

В помощь налогоплательщикам контролирующие ведомства регулярно выпускают разъяснения, касающиеся названных вопросов. Опираясь на них, автор статьи раскрывает некоторые тонкости процедуры отбора организаций для проведения в отношении них выездных налоговых проверок.

НК РФ о выездной проверке.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ в обязанность налоговых органов входит контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Одной из форм такого контроля является в отношении хозяйствующего субъекта, право на проведение которой прямо закреплено в пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Порядок проведения выездных проверок, сроки и периодичность их проведения регулируются ст. 89 НК РФ. Согласно п. 5 данной статьи налоговые органы не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, так же как не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за некоторым исключением).

Минфин в Письме от 14.02.2017 № 03-02-08/7955 подчеркнул, что основной задачей налогового контроля является соблюдение баланса интересов государства и бизнеса. С одной стороны, снижается давление на добросовестных налогоплательщиков, своевременно и в полном объеме исполняющих обязательства перед бюджетом, а с другой – обеспечивается неотвратимость наказания для тех, кто сознательно уклоняется от уплаты налогов и нарушает налоговое законодательство.

Одна из главных установок фискалов на сегодняшний день – проведение оптимального количества выездных налоговых проверок. Для этого постоянно совершенствуется своевременная система налогового контроля и администрирования, которая построена на основе аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Отбор кандидатов для проведения проверки.

Выездные проверки не проводятся сплошным методом. Инспекция путем анализа информации о деятельности налогоплательщика осуществляет отбор заинтересовавших ее кандидатов. Результатом проводимой аналитической работы является включение налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок. Об этом финансовое ведомство напомнило в Письме от 15.02.2017 № 03-02-07/1/8547.

Чиновники также указывают, что основным документом, использующимся в аналитической работе налоговиков, является Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (далее – Концепция). Она определяет 12 критериев налоговых рисков, по которым осуществляется отбор.

Для чего нужен самоанализ?

Немаловажно, что критериями рисков могут воспользоваться наравне с налоговыми органами сами налогоплательщики, чтобы провести оценку своей деятельности и уточнить налоговые обязательства, не дожидаясь проведения выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 21.02.2017 № 03-02-07/1/10004). Данные критерии являются общедоступными.

К сведению.

Критерии рисков размещены на сайте ФНС (www.nalog.ru) и регулярно обновляются. ФНС рекомендует каждому налогоплательщику ознакомиться со сведениями, размещенными на сайте, для самостоятельной оценки рисков.

В состав расчета налоговой нагрузки не включаются НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, а также суммы уплаченных страховых взносов (письма Минфина России от 11.01.2017 № 03-01-15/208, ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@).

Рассчитанные таким образом показатели налоговой нагрузки сравниваются со среднеотраслевыми значениями (приведены в приложении 3 к Концепции).

Важно, что расчет среднеотраслевых значений налоговой нагрузки в Концепции произведен ФНС с учетом поступлений по НДФЛ. Ведомство разъясняет: показатель рассчитывается как отношение всех уплаченных организацией налогов, в том числе тех, по которым она выступала в качестве налогового агента, к выручке (на сайте ФНС в разд. «Часто задаваемые вопросы» размещена финансовая консультация по вопросу: как рассчитывается критерий «налоговая нагрузка», применяемый в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок?).

В Концепции не уточнено, за какой период следует определять данный показатель. ФНС ведет расчет за календарный год. Следовательно, в целях сопоставимости рассматриваемых показателей при расчете организацией налоговой нагрузки также целесообразно использовать соотношение уплаченных налогов и полученного дохода за год.

Налоговая нагрузка признается контролерами низкой, если ее значение меньше средних показателей по соответствующей отрасли.

Обратите внимание.

Если показатель налоговой нагрузки организации ниже его среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), то в отношении него может быть назначена выездная проверка.

Приведем примеры расчета показателей налоговой нагрузки организации, находящейся на ОСНО, и индивидуального предпринимателя, применяющего «упрощенку», для сравнительного анализа их с отраслевыми значениями.

Пример 1.

Организация осуществляет деятельность в сфере химического производства. Выручка за 2016 год равна 90 млн руб. Сумма уплаченных налогов составила 10 млн руб. Также организация удержала и перечислила НДФЛ с выплат работникам в сумме 250 тыс. руб.

Значение налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере химического производства, оставляет 4,2 %.

Налоговая нагрузка организации равна 11,4 % ((10 000 000 руб. + 250 000 руб.) / 90 000 000 руб. x 100 %), что значительно больше среднего значения по отрасли (11,4 % > 4,2 %).

В таком случае риск возникновения интереса у инспекции к деятельности налогоплательщика предельно минимален.

Пример 2.

Индивидуальный предприниматель ведет деятельность в сфере ресторанного бизнеса. Полученный доход за год, согласно данным налогового учета, равен 12 млн руб. По итогам года коммерсант уплатил единый на УСНО в размере 720 тыс. руб. НДФЛ за наемных работников перечислен в сумме 100 тыс. руб.

В сфере ресторанов и гостиниц среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 9 %.

0 руб.) / 90 000 000 руб. x 100 %), что значительно больше среднего значения по отрасли (11,4 % > 4,2 %).

Налоговая нагрузка предпринимателя равна 6,8 % ((100 000 руб. + 720 000 руб.) / 12 000 000 руб. х 100 %).

Следовательно, налоговая нагрузка коммерсанта меньше, чем средняя по отрасли (6,8 % < 9 %). В таком случае налогоплательщику не избежать вопросов со стороны контролеров и дальнейшего предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности с целью включения в план выездной проверки.

Если зарплата ниже среднего уровня по отрасли.

В числе налоговых рисков, как отмечено выше, учитываются показатели выплаты работодателями заработной платы ниже среднего уровня по отрасли в регионе, а также ведение хозяйственной деятельности с применением схем уклонения от уплаты налогов. На это также обращено внимание в Письме Минфина России от 14.02.2017 № 03-02-08/7955.

Как и где получить информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ? Можно обратиться к таким источникам, как:

Фискалы отказались от тотального контроля и перешли к контролю, основанному на критериях риска, в основу которого положен комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Как указывается в Концепции, приоритетными для включения в план выездных проверок являются те субъекты, в отношении которых у контролеров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Систематическое проведение же налогоплательщиком самостоятельного анализа своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства. И если показатели деятельности, оцененные по названным в статье критериям, отличаются от установленных ФНС, то целесообразно представить налоговикам (по своей инициативе или по их требованию) пояснения, а если имеется такая необходимость – скорректировать свои налоговые обязательства в уточненной декларации, которая должна сопровождаться пояснительной запиской . Игнорировать в таком случае общение с контролерами не рекомендуем.

Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указаны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Ряд схем построения финансово-хозяйственной деятельности с использованием цепочки контрагентов без наличия деловой цели приведен в приложении к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Если документы утрачены в результате форс-мажорных обстоятельств (пожара, затопления, наводнения, порчи и пр.), но не восстановлены, налоговики также будут иметь все основания для включения налогоплательщика в план проведения выездных проверок.

Расчет показателя по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 3 к Концепции.

Размещена на сайте ФНС России www.nalog.ru в разд. «Часто задаваемые вопросы».

Информация об адресах интернет-сайтов территориальных органов Росстата размещена на сайте Росстата (www.gks.ru).

Информация об адресах интернет-сайтов управлений ФНС по субъектам РФ размещена сайте ФНС (www.nalog.ru).

Форма пояснительной записки приведена в приложении 5 к Концепции.