Полномочия налоговых агентов. Какими правами и обязанностями обладает налоговый агент

Налоговыми агентами (ст. 24 НК РФ) признаются лица, на которых в соответствии с настоящим НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, за исключением случаев предусмотренных НК РФ:

– получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

– получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления – по вопросам применения соответствующего законодательства;

– использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

– получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

– на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

– представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

– присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

– получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

– требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

– не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие законодательству;

– обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

– требовать соблюдения налоговой тайны;

– требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налоговые агенты обязаны:

– правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

– в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

– вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

– представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В качестве налогоплательщиков законодательство признает граждан и организации, на которых возложена обязанность осуществлять регулярные безвозмездные и безвозвратные отчисления в бюджет. В предусмотренных нормативными положениями случаях, такими субъектами выступают иностранные структуры, не являющиеся юрлицами. В законодательстве также предусмотрена такая категория, как налоговые агенты. Их обязанности несколько шире и, соответственно, ответственность выше. Рассмотрим далее, чем отличаются налогоплательщики и налоговые агенты.

Обязанности субъектов

Налогоплательщики и налоговые агенты по общему правилу должны:

  1. Осуществлять отчисление установленных законом сумм в бюджет.
  2. Встать на учет в контрольной службе.
  3. Вести отчетность по доходам и расходам, а также по объектам обложения в установленном порядке.
  4. Представлять в налоговую инспекцию декларации.
  5. Направлять в контрольный орган и его должностным лицам документы, которые необходимы для исчисления и последующей выплаты обязательных сборов.
  6. Представлять книгу учета расходов и доходов. Данная обязанность вменяется индивидуальным предпринимателям, частнопрактикующим нотариусам, адвокатам, учредившим кабинеты.
  7. Направлять в контрольный орган финансовую (бухгалтерскую) годовую отчетность не позже трех месяцев с окончания периода. Данная обязанность не возлагается только на те организации, которые, в соответствии с ФЗ № 402, освобождены от необходимости вести учет или являются религиозными объединениями, у которых за определенный срок не возникло объекта обложения.
  8. Исполнять требования контрольных органов об устранении выявленных нарушений законодательства, не препятствовать правомерной деятельности служащих.
  9. Обеспечивать сохранность сведений налогового и бухгалтерского учетов, прочих документов, требуемых для начисления и уплаты установленных сборов, в течение 4 лет. К ним в том числе, относятся данные, подтверждающие осуществление расходов и получение доходов.
  10. Исполнять другие обязанности, предусмотренные в НК.

Налоговый агент

В ряде случаев возникает необходимость аккумулировать финансовые средства большого числа субъектов. В этом случае целесообразно ввести в отношения еще одного участника. Им является налоговый агент (физическое лицо либо организация). Этот субъект обладает расширенными полномочиями. В частности, налоговый агент по НДФЛ осуществляет не только прием, но и исчисление, а также удержание соответствующих сумм. Например, работодатели при расчете зарплаты сотрудникам вычитают из нее отчисления, подлежащие направлению в бюджет.

Специфика

Налоговые агенты получают свой статус только с целью исполнения конкретных обязанностей. Они, в свою очередь, могут возлагаться только на тех граждан и организации, которые выступают в качестве источника выплаты дохода. В различных отношениях один субъект может выступать в качестве налогового агента и налогоплательщика. Лицо не может отказаться от своего статуса, если одновременно не сложит с себя обязанности по перечислению и выплате доходов. Налоговые агенты – это, кроме прочего, российские организации, от которых иностранные юрлица получают прибыль, выступающую в качестве объекта обложения.

Юридические возможности

Законодательство устанавливает следующие права налоговых агентов:

Что должны налоговые агенты?

В соответствии с законодательством на этих субъектов возлагаются следующие обязанности:

  1. Начислять удерживать и выплачивать в бюджет установленные суммы сборов. Данное положение зафиксировано в первом подпункте п. 1 статьи 24 НК.
  2. Уведомлять контрольные службы и их служащих о результатах собственной деятельности. Это предписание предусмотрено в подпунктах 2 и 4 п. 3 статьи 24 НК.
  3. Вести учет в установленном законом порядке. Указанная обязанность устанавливается в третьем подпункте п. 3 ст. 24 Кодекса.
  4. Обеспечивать надлежащую сохранность документации, необходимой для исполнения своих обязанностей. Это положение фиксируется в пятом подпункте п. 3 указанной выше статьи НК.

Общий порядок

Обязанность отчислять установленные законом платежи в бюджет означает, что налоговый агент должен своевременно и правильно рассчитать, удержать из средств, которые он выплачивает налогоплательщику, а также направить их на соответствующие счета предусмотренные налоги. Здесь следует отметить один важный момент. Нормы законодательства, которые регламентируют порядок отчисления налогов, предусмотренный для налогоплательщиков, применимы к агентам только в отношении удержанных сумм. Непосредственно само направление в бюджет установленных сборов осуществляется по общим правилам.

Информирование

Обязанность уведомлять контрольный орган и его служащих о результатах проведенной деятельности предполагает, что в установленный период (в течение месяца) по месту учета субъект сообщает:

  1. О невозможности удержать у налогоплательщика предусмотренных законом сумм.
  2. Об общей задолженности.

Кроме того, закон устанавливает обязанность предоставлять документацию, необходимую для контроля правильности расчета сумм, которые исчислил, удержал и перечислил налоговый агент (по НДФЛ, во внебюджетные фонды).

Учет

Обязанность вести отчетность в установленном порядке для налогового агента предполагает необходимость персонального (по каждому отдельному налогоплательщику) и общего (по всем субъектам) обобщения информации о:

Ответственность

Как выше было сказано, требования к налоговым агентам выше, чем к плательщикам. Это обусловлено более широкими полномочиями первых в сравнении со вторыми. В налоговых правоотношениях агент в отличие, к примеру, от представителя плательщика, представляет не его, а свои интересы. За невыполнение либо ненадлежащее исполнения предписаний, установленных в законодательных нормах, первый подвергается более жестким санкциям. При этом закон не допускает привлечение к ответственности налогоплательщика за нарушения, которые допустил в своей деятельности налоговый агент. Это положение распространяется и на случаи ненадлежащего исполнения последним вмененных ему по закону обязанностей по исчислению, удержанию и направлению в бюджет необходимых сумм.

Определение понятия «налоговый агент» представлено в статье 24 НК РФ . Из неё следует, что налоговый агент – юридическое лицо, на которое возложены обязанности по контролю над своевременными отчислениями в бюджет РФ и их объемом.

Таким образом российское законодательство указывает на существование каждого налогового агента в двух ролях: он следит за уплатой всех необходимых налогов, а с другой – является представителем интересов налогоплательщика.

Использование налоговых агентов целесообразно как для государства, так и для налогоплательщика, так как позволяет и тем, и другим избежать многих издержек.

Стоит отметить, что организация, выполняющая функции агента, уплачивает налоги не за свою деятельность, а за деятельность другого налогоплательщика (работников предприятия и/или юр. лица).

Стать налоговым агентом может любое лицо, которое относится (по виду деятельности) к одной из следующих категорий :

  1. Приобретающие товары/услуги у лиц, не состоящих на НУ.
  2. Реализующие товары, принадлежащие лицам, не состоящим на НУ.
  3. Арендующие государственное имущество (федеральное или субъектов Российской Федерации).
  4. Занимающиеся покупкой госимущества, которое не принадлежит госорганизациям.
  5. Осуществляющие реализацию имущества, имеющего особый статус (конфискованное, бесхозяйное и т. п.).

Налоговым агентом признается юридическое лицо (ООО, ЗАО и др.) или ИП во время выплат физическим лицам заработной платы и других видов дохода в денежной форме. Таковыми признаются:

  1. Организации, зарегистрированные в России, или иностранные, имеющие в РФ официальное представительство.
  2. Адвокаты и нотариусы, которые получают прибыль от частной практики.

В случае с выплатой налога на прибыль налоговым агентом становится лицо, которое должно удержать часть прибыли с целью передачи в бюджет Российской Федерации средств от следующих статей:

  1. Выплаты дивидендов индивидуальным акционерам/компаниям-держателям акций.
  2. Выплата организациям, которые не зарегистрировали постоянное представительство в России и, в связи с этим, не состоящие на учёте в ФНС.

Права и обязанности

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации правами и обязанностями налогового агента являются:

  1. Удержание определённой части прибыли юридических и физических лиц с целью передачи их в бюджет РФ в установленные законодательством сроки.
  2. Выдача средств физическим и юридическим лицам после уплаты налогов.
  3. В случае работы налогового агента с иностранными гражданами, не стоящими на учете в ФНС, или компаниями, не имеющими представительства в России, именно налоговый агент должен переводить доходы после уплаты налогов.
  4. Своевременно отчитываться в ИФНС.
  5. Вести учет всех финансовых действий, связанных с профессиональной деятельностью.
  6. Нести ответственность в случае несвоевременной уплаты налогов в бюджет РФ.
  7. Составлять счета-фактуры в установленных налоговым законодательством ситуациях, сдавать их в ИФНС.
  8. Своевременное уведомление налоговой службы в случае, если удержание части дохода не представляется возможным (например, если в качестве дохода налогоплательщик получил некое имущество).

Порядок работы

Работа налогового агента зависит от того, какой из налогов необходимо уплатить в государственную казну.

Не позднее 20 числа месяца, который следует за отчетным периодом выплаты налогов (месяц/квартал, в течение которого были произведены те или иные хоз. операции), происходит уплата НДС в бюджет Российской Федерации.

Если поводом уплаты НДС является продажа имущества должника, то стоит внимательно следить за тем, признан ли должник банкротом или нет. Если должника признали банкротом, то все действия, связанные с передачей имущества, нельзя считать облагаемыми налогом на добавленную стоимость.

Работа налогового агента в случае уплаты налога на прибыль состоит в расчёте суммы необходимых выплат в бюджет и перечисление держателям акций/владельцам долей компании (каждому индивидуально) дивидендов. При этом требуется предоставление в контролирующий орган (ИНФС) одного из следующих документов :

  1. При выплате средств лицам (юридическим и/или физическим), которые зарегистрированы в Российской Федерации – налоговую декларацию по налогу на прибыль.
  2. При выплате дивидендов лицам, не имеющим российского гражданства, или иностранным компаниям, не зарегистрировавшим своё официальное представительство в Российской Федерации – специальный налоговый расчёт.
  3. Обеспечивать сохранность всей отчётной документации в течение установленного законом периода (до 4 лет).

При уплате НДФЛ налоговый агент должен:

  1. Своевременно отчитываться перед контролирующими органами, если удержание налога невозможно.
  2. Предоставлять в ИФНС достоверные сведения о размерах доходов физ. лиц и удержанных налогов через подачу справки 2-НДФЛ и расчёта сумм по установленной Приказом ФНС формы №6.

Стоит отметить, что уплата денежных средств в казну должна быть произведена именно из доходов физического лица. Передача средств налогового агента вместо средств вышеупомянутого лица, согласно действующему налоговому законодательству, не допускается.

Также работодатель не имеет права вносить в трудовой договор какие-либо формулировки, намекающие на полную или частичную уплату налоговых сумм за счёт вышеупомянутого агента.

Ответственность налогового агента

За нарушение Налогового кодекса РФ и неисполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей последний может быть привлечён к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Подобные меры могут быть применены только к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

В случае если налоговым агентом неправомерно будут не перечислены необходимые к уплате денежные средства, то он будет оштрафован . Размер установленного штрафа составляет 20% от суммы, которая подлежит передаче в ФНС.

Очевидна возможность принудительного взыскания денежных средств , находящихся на банковских счетах: это может произойти при неуплате установленной суммы налога в срок. При этом, пени и недоимки взимаются с агента во внесудебном порядке, штраф – наоборот.

Стоит отметить, что с налогового агента могут взыскать штраф в размере от 1000 до 5000 рублей за непредоставление в соответствующий контролирующий орган данных о невозможности уплаты налогов, размерах задолженностей, а также утери документов в течение 1 месяца.

Налоговые агенты - одна из наиболее многочисленных групп субъектов налогового права. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности, по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, за небольшими исключениями.
Налоговые агенты обязаны:
1. Правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги;
2. В течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
3. Вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4. Представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с правовыми нормами глав 15 - 17 НК РФ и других актов законодательства о налогах и сборах.
В зависимости от характера и содержания обязанностей, налоговых агентов можно разделить на несколько групп.
В первую группу входят Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы. Они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии с законодательством.
Вторую группу налоговых агентов составляют организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие доходы в виде дивидендов, процентов от реализации акций, недвижимости, полученные от использования имущества, интеллектуальной собственности, международных перевозок и т.д. иностранным организациям, осуществляющим свою деятельность в РФ не через постоянное представительство.
Третья группа включают в себя организации и индивидуальных предпринимателей, оплачивающие товары (работы, услуги) иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщиков, которые обязаны исчислять, удерживать и перечислять в соответствующие бюджеты НДС.
В четвертую группу налоговых агентов входят организации, выплачивающие доходы по своим акциям, облигациям, иным ценным бумагам, а также доходы от долевого участия в них, которые обязаны удерживать налоги с сумм выплачиваемых доходов (ст.226 НК РФ).

Взаимозависимые лица.

1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Налоговые агенты обязаны:

  • правильно рассчитывать суммы налогов, подлежащих удержанию;
  • удерживать рассчитанные суммы налогов с денежных средств, выплачиваемых контрагенту;
  • перечислять в бюджет удержанные суммы налогов по правилам, установленным для уплаты налогов (п. 8 ст. 45 НК РФ);
  • своевременно представлять в налоговую инспекцию декларации (другие документы) по налогам, которые удерживаются с контрагентов;
  • уведомлять налоговую инспекцию о невозможности удержать налог с контрагента в течение одного месяца, когда организация узнала об этом;
  • хранить документы, подтверждающие расчет, удержание и уплату налогов в бюджет, в течение четырех лет.

Кроме того, на налоговых агентов могут быть возложены иные обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Об этом сказано в статье 24 Налогового кодекса РФ.

Свои обязанности налоговые агенты должны исполнять безвозмездно (письмо Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-02-07/1-31).

Ситуация: должен ли налоговый агент удерживать налоги из доходов контрагента, если согласно договору оплата происходит в натуральной форме ?

Нет, не должен.

Независимо от того, в какой форме выплачены доходы (в денежной или натуральной), налоговый агент обязан рассчитать сумму налога к удержанию. Однако удержать эту сумму он должен только из денежных средств, выплачиваемых контрагенту. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса РФ.

В течение месяца с момента, когда налоговому агенту стало известно о невозможности удержать налог, он должен письменно уведомить об этом инспекцию (подп. п. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ). Такой момент определяется в зависимости от конкретной ситуации. Например, моментом, когда налоговому агенту стало известно, что он не может удержать НДФЛ, является выдача призов (выигрышей) клиентам (гражданам) в натуральной форме.

Организация не освобождается от исполнения обязанностей налогового агента до конца налогового периода, в котором был выплачен доход в натуральной форме (квартал - по НДС, календарный год - по налогу на прибыль и НДФЛ) (п. 10 постановления от 11 июня 1999 г. Пленума Верховного суда РФ № 41 и Пленума ВАС РФ № 9, письма Минфина России от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74, ФНС России от 2 марта 2006 г. № 04-1-03/115). Поэтому, если до конца налогового периода денежные выплаты в пользу контрагента имели место (в т. ч. и по другим сделкам), из них нужно удержать сумму налога, рассчитанную с доходов в натуральной форме.

Ответственность за невыполнение обязанности налогового агента

Если налоговый агент не исполняет своих обязанностей или исполняет их не полностью, то его могут привлечь к налоговой ответственности.

Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы налога, удерживаемой с контрагента и (или) уплачиваемой в бюджет:

  • если в установленный срок налоговый агент не удержал (не полностью удержал) налог из денежных средств, выплаченных контрагенту;
  • если в установленный срок налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога. В этом случае применение штрафных санкций не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Такой порядок установлен статьей 123 Налогового кодекса РФ.

Источником для уплаты налогов налоговыми агентами являются средства контрагентов-налогоплательщиков. Поэтому если при выплате дохода контрагенту налоговый агент удержал налог, но в установленные сроки не перечислил его в бюджет, то отсутствие у агента денежных средств не признается смягчающим обстоятельством для уменьшения штрафа. Такой вывод следует из письма Минфина России от 15 октября 2012 г. № 03-02-07/1-253. Кроме того, в этом случае, помимо штрафа, инспекция может взыскать с налогового агента пени (п. 7 ст. 75 НК РФ). Причем при выплате доходов иностранным контрагентам, не состоящим в России на налоговом учете, пени могут начислить даже в том случае, если налоговый агент не удержал налог. Размер пеней определяется за каждый день просрочки уплаты налога исходя из 1/300 ставки рефинансирования от неуплаченной суммы.

Такой порядок следует из положений статьи 75 Налогового кодекса РФ и подтверждается пунктом 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, постановлением Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. № 5317/11.

А как быть, если налоговый агент не смог удержать налог? Например, когда доход выплачен в натуральной форме и денежных выплат не было. В такой ситуации налоговый агент освобождается от ответственности. Ведь оштрафовать его можно, только если он имел возможность удержать и перечислить налог. То есть когда налогоплательщику (в т. ч. иностранной организации) выплачивались доходы в денежной форме в сумме, достаточной для удержания налога. Это подтверждает Минфин России в письме от 8 февраля 2016 г. № 03-08-05/6371, ссылаясь на пункт 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57.

При невозможности удержать налог налоговый агент обязан сообщить об этом в налоговую инспекцию в течение месяца со дня, когда стало известно о таких обстоятельствах. В противном случае с него может быть взыскан штраф по статье 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа - 200 руб. за каждое непредставленное сообщение.

Самостоятельная ответственность для налоговых агентов по НДФЛ предусмотрена пунктом 1.2 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Организацию оштрафуют, если в установленные сроки она не сдаст в инспекцию расчет по форме 6-НДФЛ . Размер штрафа - 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц просрочки.

Штраф может быть взыскан и в том случае, если налоговый агент сдал необходимые документы с недостоверными сведениями. Размер штрафа - 500 руб. за каждый недостоверный документ. Впрочем, если до того, как ошибки обнаружила инспекция, налоговый агент сдал уточненные документы, от ответственности он освобождается. Такой порядок предусмотрен статьей 126.1 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: что будет, если в платежном поручении (заявке на кассовый расход) на уплату налога, удержанного с контрагента, в поле «Статус налогоплательщика» указать код 01 (налогоплательщик) вместо кода 02 (налоговый агент)?

У организации как у налогового агента возникнет недоимка.

Налоговая инспекция ведет раздельный учет налогов, перечисленных организацией в качестве налогоплательщика и налогового агента. Поэтому, если в платежном поручении (заявке на кассовый расход) вместо кода 02 указан код 01, у организации как у налогоплательщика возникает переплата, однако одновременно у нее возникает недоимка как у налогового агента. На сумму недоимки налоговая инспекция может начислить организации пени и штрафы (ст. 75, 123 НК РФ).

Чтобы избежать этого, в инспекцию следует подать заявление о допущенной ошибке. К заявлению приложите копию платежного поручения (заявки на кассовый расход). Если код статуса плательщика в поручении (заявке) указан неверно, налог все равно поступит в тот же бюджет и на тот же расчетный счет Казначейства России (абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ). Но в учете налоговой инспекции он будет отражен как сумма, поступившая в счет погашения обязательств организации-налогоплательщика. Заявление послужит основанием для переноса этой суммы в счет погашения обязательств налогового агента. По результатам рассмотрения заявления налоговая инспекция примет решение об уточнении платежа и в течение пяти рабочих дней уведомит организацию об этом решении. Предварительно по инициативе инспекции или организации может быть проведена сверка расчетов с бюджетом. Если решение о переносе будет положительным, то пени, начисленные на недоимку до уточнения платежа, налоговая инспекция аннулирует. Об этом сказано в пунктах 7 и 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Организация может поступить и по-другому:

  • сначала повторно перечислить сумму налога, правильно указав все реквизиты в платежном поручении (заявке на кассовый расход);
  • затем провести зачет или возврат излишне уплаченного налога по правилам, установленным статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Однако в этом случае организация избежит только штрафов. Пени начислят за каждый день просрочки уплаты налога исходя из 1/300 ставки рефинансирования от неуплаченной суммы налога (п. 2 и 3 ст. 75 НК РФ).

Следует отметить, что некоторые суды допускают возможность зачета переплаты, имеющейся у организации как у налогоплательщика, в счет недоимки, которая образовалась у нее как у налогового агента, без подачи заявления в налоговую инспекцию. Например, если организация как налогоплательщик имеет право на возмещение НДС из бюджета в сумме большей, чем задолженность, которая имеется у нее как у налогового агента, то перечислять эту задолженность в бюджет организация не должна. В постановлениях от 26 июня 2008 г. № А79-8057/2006 и от 26 июня 2008 г. № А79-10059/2006 ФАС Волго-Вятского округа сделал такой вывод на основании статей 173 и 176 Налогового кодекса РФ, которые регулируют порядок расчета и уплаты НДС в бюджет и правила возмещения этого налога. По мнению суда, из анализа этих статей следует, что Налоговый кодекс РФ не обязывает организации вести раздельные расчеты с бюджетом в зависимости от своего статуса - налогоплательщика или налогового агента. А в постановлении от 25 июля 2011 г. № КА-А40/7610-11 ФАС Московского округа исходил из того, что положения статьи 78 Налогового кодекса РФ в равной степени распространяются как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов. Следовательно, налоговое законодательство не разграничивает для них возможность проведения зачета.

В то же время есть и противоположная арбитражная практика. Некоторые суды, анализируя статьи 24, 78, 161, 173 и 176 Налогового кодекса РФ, напротив, указывают на предусмотренное налоговым законодательством раздельное исполнение обязанностей налогоплательщика и налогового агента по НДС. При этом они отмечают, что статьей 176 Налогового кодекса РФ не предусмотрено возмещение НДС путем зачета налоговых платежей за другое юридическое лицо, по отношению к которому организация является налоговым агентом. Таким образом, организация, одновременно исполняющая обязанности налогоплательщика и налогового агента, не вправе самостоятельно проводить зачет налога, который подлежит уплате в бюджет по разным статусам (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 13 января 2006 г. № А56-17761/2005, от 4 апреля 2005 г. № А56-35380/04 и Московского округа от 28 марта 2005 г. № КА-А40/2009-05).

Ситуация: может ли налоговая инспекция взыскать с налогового агента не удержанную им сумму налога?

Ответ на этот вопрос зависит от того, какой налог не был удержан налоговым агентом: налог на прибыль (налог на доходы иностранных организаций), НДФЛ или НДС.

По общему правилу в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, налоговый агент обязан:

  • определить сумму налога, которая должна быть удержана из доходов налогоплательщика;
  • удержать эту сумму из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств;
  • перечислить удержанную сумму в бюджет.

О ситуациях, в которых удержать налог невозможно, налоговый агент должен в месячный срок извещать налоговую инспекцию по месту своего учета.

Такой порядок предусмотрен подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса РФ.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент в соответствии с действующим законодательством (п. 5 ст. 24 НК РФ). Кроме того, на налоговых агентов распространяются нормы, установленные для налогоплательщиков и предусматривающие возможность принудительного взыскания налогов, не поступивших в бюджет (п. 6, 8 ст. 45, п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). Однако в отличие от налогоплательщиков при совершении хозяйственных операций у налоговых агентов не возникают объекты налогообложения, с наличием которых связана обязанность по уплате того или иного налога. Это следует из положений пункта 1 статьи 38 Налогового кодекса РФ. Основной функцией налогового агента является уплата налогов по обязательствам и за счет средств налогоплательщиков. Именно с момента удержания налога налоговым агентом обязанность налогоплательщика по уплате налога признается исполненной (подп. п. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ). Поэтому исходя из буквального толкования статей 8, 24, 45, 46 и 47 Налогового кодекса РФ с налогового агента может быть взыскана лишь та сумма налога, которую он удержал из доходов налогоплательщика, но не перечислил в бюджет. Возможность взыскания с налоговых агентов налогов, которые не были удержаны ими из доходов налогоплательщиков, налоговым законодательством не предусмотрена.

В отношении НДФЛ и налога на прибыль (налога на доходы иностранных организаций) правомерность такого подхода подтверждается положениями пункта 9 статьи 226, статьи 309 Налогового кодекса РФ, письмами Минфина России от 30 сентября 2011 г. № 03-08-05, от 14 октября 2008 г. № 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 30 октября 2008 № 20-12/101953, а также арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. № 5317/11, от 6 апреля 2010 г. № 14977/09, от 26 сентября 2006 г. № 4047/06, ФАС Центрального округа от 23 марта 2012 г. № А35-1973/2011, Московского округа от 16 апреля 2009 г. № КА-А40/1191-09-2). При этом, несмотря на невозможность взыскания неудержанной суммы налога, в решении о привлечении (об отказе в привлечении) налогового агента к ответственности и в своих информационных ресурсах налоговая инспекция отразит эту сумму и будет начислять на нее пени (письмо ФНС России от 24 октября 2012 г. № АС-4-2/18029).

Что касается взыскания с налоговых агентов сумм НДС, не удержанных ими из доходов налогоплательщиков, то официальные разъяснения контролирующих ведомств по этому поводу отсутствуют. Арбитражная практика неоднородна. Рассматривая споры, связанные с исполнением обязанностей налоговых агентов при аренде государственного (муниципального) имущества, некоторые суды признают взыскание неудержанных сумм НДС неправомерным (см., например, определение ВАС РФ от 7 февраля 2008 г. № 827/08, постановления ФАС Уральского округа от 7 июля 2011 г. № Ф09-2530/11, от 18 августа 2008 г. № Ф09-5817/08-С2, Поволжского округа от 29 января 2009 г. № А65-10999/2008, Северо-Кавказского округа от 6 ноября 2007 г. № Ф08-6533/07-2426А). Основанием для принятия таких решений служат общие положения статей 24 и 45 Налогового кодекса РФ, из которых следует, что налог должен быть уплачен в бюджет за счет средств налогоплательщика, а не налогового агента. Однако в постановлении от 13 января 2011 г. № 10067/10 Президиум ВАС РФ указал, что в данной ситуации сумма НДС является частью платы за аренду государственного (муниципального) имущества, которую в отличие от основной части арендной платы (тоже являющейся доходом бюджета) арендатор должен перечислить не арендодателю, а в федеральный бюджет. Всю стоимость аренды с учетом НДС арендатор должен оплатить за счет собственных средств. При этом уплаченную сумму налога он вправе принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). В таких условиях неисполнение обязанности по перечислению НДС в бюджет признается нарушением и дает налоговой инспекции основания для взыскания этой суммы с налогового агента.

К аналогичному выводу Президиум ВАС РФ пришел и при рассмотрении спора об исполнении обязанностей налогового агента при оплате работ, выполненных иностранной организацией. В постановлении от 3 апреля 2012 г. № 15483/11 сказано, что не удержанную из доходов иностранной организации сумму НДС налоговый агент - заказчик работ обязан был перечислить в бюджет за счет собственных средств. Следовательно, взыскание этой суммы в принудительном порядке обоснованно. Свою позицию Президиум ВАС РФ аргументировал следующими обстоятельствами:

  • стоимость работ в договоре была определена без НДС. Как следствие, сумма налога при расчете с иностранной организацией не начислялась и в размер выплачиваемого вознаграждения не включалась. Такой подход противоречит положениям пункта 1 статьи 161 Налогового кодекса РФ: налоговая база по таким сделкам должна определяться с учетом НДС;
  • иностранная организация - исполнитель работ на налоговом учете в России не состоит. В такой ситуации норма подпункта 5 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ, согласно которой обязанность по уплате налога до удержания его налоговым агентом сохраняется за налогоплательщиком, не применяется. Поэтому независимо от содержания договора налоговый агент не освобождается от обязанности по исчислению и уплате НДС в бюджет, в том числе и за счет собственных средств. Тем более что эта обязанность корреспондирует с правом принять уплаченную сумму налога к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Несмотря на то что названные постановления Президиума ВАС РФ были приняты по конкретным сделкам, можно предположить, что при рассмотрении аналогичных споров суды будут учитывать эти решения. Таким образом, неправильное определение налоговой базы по НДС налоговыми агентами может повлечь за собой взыскание с них неудержанных сумм. Причем если организация решит оспорить это взыскание в арбитраже, высока вероятность того, что суд встанет на сторону налоговой инспекции.