Роль провизора в аптечном учреждении. Роль провизоров и фармацевтов на Rx-рынке

Одной из задач аптеки как учреждения системы здравоохра­нения является проведение просветительной работы среди на­селения, что регламентировано Министерством здравоохране­ния РФ. На аптеку возлагается "распространение среди населе­ния санитарно-гигиенических знаний и популярных сведений о лекарственных средствах".

Фармацевт обязан проводить просветительную работу, кото­рая является составной частью его деятельности. Для этого он получает многостороннюю подготовку в процессе обучения. Чтобы будущий фармацевт мог разбираться в сложном ком­плексе, каким является лекарство, правильно его применять и контролировать изготовление, преподаются теоретические ос­новы ботаники, биологии, микробиологии, химии, физики, ма­тематики, биофизики, биохимии, биофармации, технологии лекарств, биодинамики и др. На базе этих знаний фармацевт может проводить работу по гигиеническому воспитанию, ка­сающуюся лекарственного обслуживания населения.

Совместно с лечебно-профилактическими учреждениями ап­теки должны вести активную работу по повышению гигиени­ческого образования населения, объяснять значение мер пре­дупреждения инфекционных заболеваний, основ личной и об­щественной гигиены, гигиенического воспитания детей и др. Следует пропагандировать важность занятий физкультурой и спортом, вести борьбу со знахарством.

Важным моментом в деятельности сотрудников аптек явля­ется борьба с самолечением. В целях ранней диагностики, а также своевременного и правильного лечения заболеваний именно аптеки должны пропагандировать необходимость ран­него обращения к врачу.

Большое значение имеет освещение таких вопросов, как роль лекарств в лечении и предупреждении болезней, правильное употребление лекарственных препаратов, возможность возник­новения лекарственной болезни в результате неправильного применения лекарств, хранение лекарств в домашних условиях, значение этикеток и надписей на готовых лекарственных фор­мах и т. д. Следует уделять внимание роли витаминов в укреп­лении здоровья, правильному их применению. Необходимо разъяснить, какие предметы санитарии, а также первой помо­щи и ухода за больными должны быть в каждой семье. Аптеки, особенно сельские, должны знакомить население с полезными и ядовитыми растениями и привлекать его, в частности школь­ников, к сбору лекарственного растительного сырья. Следует знакомить население с простейшими методами очистки и обез­зараживания воды, хранения пищевых продуктов и т. д. Аптеч­ный работник должен знать основы эпидемиологии и методы дезинфекции для того, чтобы умело объяснить посетителям, ка­кими методами можно воспользоваться для борьбы с насеко­мыми, грызунами и другими переносчиками инфекционных за­болеваний.

Фармацевты в своей работе могут применять фактически все методы и средства по гигиеническому воспитанию.

В аптеках целесообразно сочетать устную, печатную и на­глядную формы пропаганды санитарных знаний в зависимости от конкретных условий.

Устная пропаганда предусматривает проведение лекций и бе­сед не только в аптеках, но и на промышленных предприятиях, в общежитиях, ДЭЗах, центрах медицинской профилактики и т. д. Можно использовать такую форму, как вечера вопросов и ответов, индивидуальные консультации, "Бюро справок". Все эти формы широко применяются во многих аптеках.

Печатная пропаганда в аптеках основана на использовании выпускаемой специальной литературы (плакаты, листовки, па­мятки), во многих аптеках оформляется "Доска вопросов и от­ветов". В аптекоуправлениях разработаны и отпечатаны тексты, разъясняющие действие лекарств и правила их применения.

Наглядная пропаганда предполагает показ медикаментов, ле­карственных растений, предметов ухода за больными, средств для оказания первой помощи, организацию тематических ста­ционарных и передвижных выставок. Приемлемы такие фор­мы, как организация "Уголка молодой матери", "Уголка здоро­вья", "Это полезно знать" и т. д., сочетающие наглядную и пе­чатную формы пропаганды гигиенических знаний.

На аптечной оберточной бумаге, коробках, пакетах содер­жатся главным образом такие сведения: "Точно выполняйте все назначения врача", "Не занимайтесь самолечением", "Читайте внимательно указания, как принимать лекарства", "Родители, давайте детям лекарство сами, точно соблюдая дозу", "Храните лекарства в недоступном для детей месте", "Точно соблюдайте указания относительно приема и хранения лекарств", "Перед употреблением взбалтывать", "Хранить в темном и прохладном месте", "Не оставляйте лекарство в открытом виде - оно пор­тится", "Не храните лекарство без обозначения" и т. д.

Аптечные работники, разъясняя посетителям аптеки вред са­молечения, должны советовать обращаться в соответствующие лечебные учреждения. С этой целью в торговом зале аптеки должен быть вывешен список ближайших лечебных учрежде­ний с указанием их адресов. Благодаря постоянному контакту с посетителями фармацевты могут наиболее широко проводить работу по гигиеническому воспитанию. Выдавая больному ле­карство, провизор-технолог должен дать рекомендацию по его хранению, определить сроки пользования лекарством, обратить внимание посетителя на возможность и признаки порчи ле­карства.

Необходимо шире знакомить население с задачами и функ­циями аптеки как учреждения системы здравоохранения с но­выми формами и методами работы аптек по улучшению лекар­ственного обслуживания населения, с развитием аптечной сети и фармацевтической промышленности в России, с достиже­ниями фармацевтической науки.

Большую роль в улучшении форм воспитательной работы в аптеках играют республиканские, областные, краевые и город­ские научные фармацевтические общества. На их совместных заседаниях с домами санитарного просвещения и научными ме­дицинскими обществами обсуждаются вопросы состояния про­паганды медицинских, гигиенических и фармацевтических знаний, намечаются комплексные планы мероприятий по ее осуществлению и улучшению с учетом общих и местных акту­альных задач здравоохранения.

Фармацевтические общества принимают участие в разработ­ке для врачей, педагогов, фармацевтов пособий и других мате­риалов по методике пропаганды знаний в области лекарствове­дения. Фармацевтические общества оказывают помощь цен­тральным и местным издательствам в определении тематики научно-популярной медицинской литературы, а также в выде­лении квалифицированных авторов, имеющих опыт популяри­заторской работы.

Фармацевты, как научные, так и практические работники, должны привлекаться к проведению просветительской работы через научно-популярные журналы "Здоровье", "Наука и жизнь" и др., в которых печатаются материалы профилактического ха­рактера. Совместно с лечащими врачами и гигиенистами фар­мацевты участвуют в выпуске фильмов, клипов, чтении лекций по радио, подготовке телевизионных передач, тематических ве­черов, организуемых центрами медицинской профилактики.

Правильно организованная и поставленная на должный уро­вень работа по гигиеническому образованию в аптеках будет способствовать постоянному повышению уровня знаний не только у населения, но и у самих аптечных работников, что приведет к дальнейшему улучшению лекарственного обслужи­вания населения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Роль психологии в деятельности фармацевта

1. Провизор (фармацевт) и посетитель аптеки

Психология взаимоотношений

Специфика работы в торговом зале аптеки состоит в том, что работникам приходится постоянно общаться с большим количеством различных людей. Поэтому здесь должны работать люди, не только имеющие склонность к такому труду, но и обладающие способностью к общению.

Психологическими требованиями для таких работников являются: уравновешенность, собранность, острота ощущений и восприятий, скорость реакции, хорошая память, внимание и наблюдательность.

Поэтому провизорам (фармацевтам), работающим в постоянном контакте с больными, должны быть присущи следующие психологические качества:

1. Чувствительность к различию формы, цвета, величине товара аптечного ассортимента.

2. Чувствительность к человеческой речи (для установления нормального контакта с больным).

3. Хорошая зрительная память (для информации о лекарствах и быстрого нахождения необходимого лекарственного препарата или других товаров медицинского назначения).

4. Сосредоточенность внимания (при обслуживании конкретного больного).

5. Устойчивость внимания (сохранение работоспособности на протяжении рабочего дня).

6. Хладнокровие и выдержка (при разрешении конфликтных ситуаций).

7. Эмоциональная устойчивость и уравновешенность.

8. Старательность и добросовестность.

9. Владение речью.

Провизору (фармацевту) надо уметь дифференцировать посетителей аптеки, с тем, чтобы безошибочно выбирать тон и направление в разговоре с больным.

Прежде всего, посетителей аптеки надо разделять по полу и возрасту. Женщины больше знают лекарства, их действие. Им чаще приходится лечить близких и они все хотят узнать о препаратах.

Мужчины, наоборот, стараются скорее покинуть аптеку, поэтому их надо «задержать» и объяснить, как принимать, хранить лекарство и т.д. Пожилые люди часто хотят поговорить, посоветоваться и провизор обязан удовлетворить их желания.

Больных надо разделять также по типу нервной системы: к стеснительным проявить участие и внимание, к раздражительным отнестись спокойно и предупредительно, к обидчивым - тактично, к грубым - сдержанно, хладнокровно, сохраняя собственное достоинство.

Кроме того, больных надо дифференцировать, исходя из состояния болезни: начало болезни, разгар болезни, период выздоровления (инкурабельные больные, хронические).

Провизор должен быть со всеми одинаково вежлив и приветлив, стараясь как можно быстрее обслужить всех. Ему необходимо строить свою речь так, чтобы оказать действие на мысли и чувства больного. Разговор должен носить форму краткого диалога и содержать только те слова, которые убедят больного в эффективности лечения.

Логичность мыслей достигается формулой: состав, применение, эффект.

Эффективность лечения в большей степени зависит от соблюдения больным правил приема и хранения лекарства. Поэтому, называя состав и применение лекарства, провизор обязан объяснить больному, почему прием должен быть до, а не после еды, а частота приема через каждые 4, а не 6 часов и т.д. Это даст больному возможность активно участвовать, в лечении, верить в него.

Психологи установили, что человек запоминает только 1/5 часть услышанного, поэтому провизору необходимо четко, а может быть, и дважды объяснить способ и время приема лекарства.

Не надо жалеть времени на разъяснение порядка и частоты приема, хранения медикаментов.

Особенно если лекарство назначено детям, пожилым или малограмотным людям, а также, если оно выписано впервые. Если же лекарство назначается повторно и фармацевтический работник уверен, что больной знает, как его применять, то достаточно ограничиться пожеланием скорейшего выздоровления. За счет такой дифференциации посетителей аптеки можно найти время для беседы с больным, который в этом особенно нуждается.

В разговоре с больным необходимо избегать общих фраз, научных терминов, длинных предложений, надо четко и просто излагать свои мысли.

При общении с больным недопустимы проявления раздражительности, обиды, спешки, нетерпеливости, заносчивости, неприязни. Тактичный и сдержанный разговор с больным имеет немаловажное значение для установления личных симпатий между больным и провизором.

Больной обычно находится в состоянии подавленности, болезнь и связанные с ней опасности нервируют его, вызывают повышенную ранимость. В таких ситуациях фармацевт (провизор) должен уметь развеять мысли, гнетущие больного, завоевать его доверие, сдержать себя, свою реакцию на возможную грубость больного, извинить его.

Особое внимание и теплоту следует проявлять к онкологическим больным, к больным с заболеванием крови и другими болезнями, плохо поддающимися лечению. Если такие больные или их родственники получают лекарства из аптеки, то препараты следует выдавать без аннотации, из которых больной может узнать свой диагноз. В случае, если больной спрашивает, от какой болезни выписано лекарство, рекомендуется не называть болезни, я лучше указать влияние препарата на отдельные органы, симптомы заболевания (тонизирует нервную систему, снижает кровяное давление, укрепляет сердце и т.д.).

Для установления хорошего контакта с больным большое значение следует придавать речи, тембру, интонации голоса, мимике. Слишком быстрая речь, даже если она убедительна, не произведет должного впечатления. Провизор должен владеть своим голосом, иметь достаточный лексикон. Не надо кричать или говорить шепотом: и то и другое - признак неуважения и бестактности. Утомляет и монотонность речи. Надо помнить, что интонация голоса - посланник радости или огорчения, тепла или холода. Больным приятно слышать приветливое обращение.

Эмоции больного во многом зависят от того, как провизор ответит на вопрос: «Имеется ли в аптеке нужное лекарство? Фразу «Нужного Вам лекарства в аптеке нет» можно сказать по-разному и вызвать разную реакцию у больного. Если в аптеке нет нужного лекарства, необходимо сначала согласовать вопрос с врачом о замене данного препарата другим, равноценным по действию; направить больного в справочное бюро или другую аптеку, в которой данный препарат имеется оставить рецепт на гарантию, заполнить открытку на отсутствующее лекарство с тем, чтобы известить больного при его поступлении. Словом, приложить максимум усилий, чтобы больной получил необходимое ему лекарство. Больной должен видеть, что провизор делает все от него зависящее, чтобы обеспечить его лекарственным препаратом.

Анкетным опросом заведующих аптек о типе нервной системы провизора-технолога, занятого приемом рецептов и отпуском лекарств, и сопоставлением с нареканиями посетителей установлено, что больше всего жалоб (83%) на грубое отношение к больному выпало на долю флегматиков (33%), меланхоликов (19%) и холериков (28%) и лишь небольшой процент (3%) на долю сангвиников. Из этого следует, что заведующим аптек следует знать и помнить о типе нервной системы сотрудников при расстановке кадров.

Одним из важных принципов деонтологии, с помощью которого создается первое впечатление об аптеке, является внешний вид аптечного работника. Следует помнить, что внешний вид провизора - своего рода визитная карточка аптеки: по тому, насколько провизор аккуратен, подтянут можно судить об аптеке в целом. Небрежность провизора вызывает не только чувство досады у больного, но и сказывается на самом провизоре: у него плохое настроение, повышенная нервозность, недовольство собой и всеми окружающими, неуверенность в себе. А ведь иногда первое впечатление, произведенное провизором на больного, определяет их дальнейшие взаимоотношения.

Фармацевту необходимо придавать большое значение аккуратности, опрятности. Косметика должна подчеркивать красоту лица, быть умеренной и эстетичной, иначе она может сделать лицо вульгарным. Работникам аптек стоит воздержаться от яркого лака для ногтей, обилия украшений, от пышных причесок, выбивающихся из-под шапочки. Одежда должна быть строго установленной формы, но по фасону халат может быть индивидуальным, со строгой, но модной отделкой. Халат и шапочку можно украсить эмблемой «змея и чаша». Обязательно следует носить сменную обувь, которая должна отвечать трем качествам: быть красивой, удобной и соответствовать аптечной форме.

Провизор должен стараться быть привлекательным, поскольку обаяние содержит в себе, прежде всего, уважение к другому. А.П. Чехов писал: «Какое наслаждение уважать людей». Быть воспитанным и обаятельным - значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. «Ничто не ценится так дорого и ничто не обходится так дешево, как вежливость» - писал Сервантес.

2. Методы общения провизора (фармацевта ) с посетителями аптеки

Социально-психологический подход к взаимоотношениям провизора (фармацевта) и больного (посетителя аптеки) позволяет определить их как особую форму доверительного общения.

Установление психологического контакта с больным состоит в умении приспособиться к нему, познать и понять его особенности.

Фармацевтический работник должен строго научно дифференцировать больных и соответственно выбирать метод общения с ними. При этом рекомендуется использовать следующие методы психотерапевтического воздействия на больного.

1. Общая психотерапия: информация, разъяснение, успокоение, эмоциональная поддержка и т.п.

2. Специальная психотерапия: убеждение и внушение.

3. Социальная терапия: сопереживание, совместная радость в ходе улучшения здоровья, радость выздоровления, активная медикаментозная помощь.

Правильный психологический подход к больному - это своего рода уже психотерапия.

При общении с посетителями аптек фармацевтический работник должен проявить следующие качества:

1. Уважение к личности больного:

Внимательность;

Вежливость;

Культура обслуживания;

Доброжелательность, чуткость.

2. Взаимопонимание.

3. Терпимость:

Выдержка;

Спокойствие, ровное настроение;

Приятное выражение лица;

Умение противостоять утомлению.

Провизору (фармацевту) надо уметь различать посетителей по группам заболеваний, возрасту, типам отношения к своей болезни, к лечению, к лекарству и по реакции больного на них.

Больные по восприятию своего заболевания подразделяются на три группы.

К первой относятся те, которые недооценивают серьезности своего заболевания. Поэтому провизор (фармацевт) должен обратить внимание на отношение больного к своему лечению, на соблюдение режима, времени приема лекарства.

Ко второй - больные, которые переоценивают серьезность своего заболевания. Провизор (фармацевт) должен их успокоить, вселить веру в лекарство, в его целебную силу.

Третью группу составляют люди адекватно воспринимающие свою болезнь. Таких больных провизор (фармацевт) должен окружить теплом и заботой, и конечно, безотказной квалифицированной медикаментозной помощью.

Дифференциация больных поможет провизору определить форму контакта с ними. Существует две формы контактов:

1. Руководство больным.

2. Сотрудничество (партнерство) с ним при лидерстве провизора.

Стиль беседы с больным соответствует форме контакта. Лидерский (руководящий) стиль беседы необходим больным, которые нуждаются в опеке, которые испытывают сомнения, являются слабовольными, разочарованными в лечении, во враче, не верящими в лекарство и т.д.

Партнерство необходимо в общении с эмоционально напряженными больными, охваченными страхом, инкурабельными. В этом случае рекомендуется применять один из методов психотерапии - метод рассеивания страхов.

Одним из самых сильных методов психотерапевтического воздействия является метод убеждения. Убеждение есть основа рациональной психотерапии. Используя этот метод, провизор на основании логических доводов и эмоционального убеждения «обращает больного в свою веру».

Поэтому структура первичной беседы с больным должна быть следующей:

1. Установление контакта, атмосферы доверия, откровенности, взаимоуважения и взаимоудовлетворения общением.

2. Предоставление больному доступной информации о составе рецепта, фармакологическом действии входящих в пропись ингредиентов.

3. Объяснение больному о способах применения лекарства и правил его хранения в домашних условиях.

4. Нацеливание больного на эффективность лекарственного препарата, описание ему ожидаемого результата («благодаря сосудорасширяющему действие препарата должно нормализоваться кровяное давление»).

5. Обсуждение проблемы лекарственной терапии, беспокоившей больного.

6. Подведение итогов беседы. При этом очень важно для провизора решить вопрос, как его принял больной. Для этого надо применить контроль «с помощью обратной связи»: расспросить больного и уточнить воспринятую им информацию. Особенно это важно для посетителей с выраженными эмоциональными расстройствами (страх, тревога, возбудимость, угнетенность и т.д.).

Вся беседа с больным должна носить коммуникативный характер и включать информацию, разъяснения, обучение, убеждение, эмоциональную поддержку.

Информационная эффективность общения провизора и больного зависит от правильности понимания больным сообщенных ему провизором сведений. При этом коммуникативная сторона взаимоотношения провизора и больного часто осложняется следующими факторами:

Неумением провизора вызвать расположение больного;

Дефицитом времени (как у провизора, так и у больного);

Отсутствием интереса у больного к общению с провизором;

Репликами стоящих в очереди к провизору других больных или здоровых посетителей.

Провизор может быть усталым, но свое утомление он не должен показывать больному, быть ровным и внимательным.

3. Облик современного провизора

Провизор не только специалист, но и гражданин, общественный деятель, помимо фармации он должен разбираться в важнейших вопросах общественной жизни страны. Не признавая научной и медицинской деятельности вне гражданственности, И.П. Павлов с гордостью писал: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, насколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему Отечеству».

Образование провизора должно быть возможно более полным, глубоким и совершенным.

Однако само по себе такое образование окажется недостаточным, если оно не будет постоянно сопровождаться воспитанием (самовоспитанием) нравственности и стремлением к активной, продуктивной, полезной деятельности.

Истинный провизор - высоконравственный человек и действует во имя дела и долга перед больным, перед избранной им профессией, во имя долга перед обществом.

Главной оценкой затраченного провизором труда и энергии служит более эффективная и совершенная помощь больному. Причем это способствует как накоплению профессионального опыта, так и повышению авторитета провизора.

Авторитет провизора имеет важное значение для налаживания общения с больным. Авторитет любого медицинского работника базируется на глубоких познаниях в своей области, умении спокойно, правильно и быстро понять больного. Немаловажны здесь личное обаяние, прямота, доброжелательность, искренность, сердечность, природная скромность - все то, что определяет моральный облик человека.

Призвание провизора, как любого медицинского работника, состоит в энтузиазме, безвозмездном даровании здоровья и счастья страдающему.

Слово провизора - один из чудеснейших целителей. Однако при неправильном использовании оно может превратиться в орудие, губящее больного. Правильно выбранное и ко времени использованное, слово является воспитателем больного, исправляет ошибки в его поведении. Наряду с этим слово обучает больного, совершенствуя и обогащая знания, навыки и опыт как в охране здоровья, так и в борьбе с болезнью.

Гуманизм медицинского работника в психологическом отношении был и остается ведущим фактором в общении с больным.

аптека психологический больной фармацевт

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Роль общения в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Средства общения и способы коммуникативного воздействия. Развитие навыков профессионального общения. Стадии установления психологического контакта. Виды ролевого поведения.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Особенности профессиональной деятельности сотрудников силовых структур. Исследование особенностей общения сотрудников правоохранительных органов. Анализ результатов диагностики стилей общения сотрудников, выявления предпочитаемой формы поведения.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2010

    реферат , добавлен 13.11.2015

    Значение профессионального общения в сфере деятельности сотрудников органов внутренних дел. Психологические закономерности общения сотрудников данной сферы. Технологии эффективного воздействия на партнера по общению в ситуациях служебной деятельности.

    реферат , добавлен 25.12.2014

    Функции и специфика общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона. Вербальные и невербальные средства общения. Факторы, способствующие установлению контакта. Свойства характера, психологические установки, эмпатия.

    реферат , добавлен 08.02.2011

    Понятие делового общения. Устный и письменный способы обмена информацией. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции общения. Этические и культурные требования к выступлению с речью. Установление контакта с аудиторией, жесты и мимика оратора.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2011

    Предмет и задачи психологии. Особенности житейской психологии. Формирование нервной системы. Этапы развития психологической науки. Основные представления о сознании с точки зрения гештальтпсихологии. Свойства соматической нервной системы человека.

    курс лекций , добавлен 14.01.2011

    Категории делового общения и принципы, применяемые в деловых беседах, правила хорошего тона. Специфика управленческого общения в организации, стили руководства, их признаки. Культура проведения профессиональных переговоров, конфликты, пути их разрешения.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Изучение влияния типа нервной системы на развитую степень проявления внимания. Психодиагностическое исследование типов нервной системы и свойств внимания. Свойства темперамента. Характеристика подросткового возраста. Формирование усидчивости и поведения.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2014

    Функции общения. Роль сознательного, бессознательного, вербальных и невербальных компонентов в профессиональном общении сотрудников таможенных органов. Виды профессионального общения сотрудников ОВД. Личностная типология "трудных" для общения людей.

Введение

Несмотря на то, что любой рынок (в том числе фармацевтический) живет по определенным правилам, нацеленным на увеличение прибыли, в фармацевтике, как в одном из важнейших разделов медицинской науки, первое место отводится охране здоровья пациентов. Экономическая составляющая, безусловно, важна, однако она не должна выходить на первый план.

Аптекарь - это прежде всего медицинский консультант, который поможет разобраться в большом ассортименте лекарственных препаратов, БАД, изделий медицинского назначения и аптечной косметики, проведет грамотную консультацию и предотвратит возможные ошибки при лечении. Особенно эта функция фармспециалиста важна при быстром темпе современной жизни. Сегодня люди предпочтут сразу пойти в аптеку, чем сидеть в очереди на прием к врачу. К тому же многие терапевты в районных поликлиниках порой не успевают следить за новинками фармацевтического рынка или назначают препараты, активно продвигаемые медицинскими представителями фармкомпаний, что не всегда целесообразно и доступно пациентам по цене.

В связи с этим на плечи аптечного персонала ложится еще большая ответственность за здоровье приходящих к ним людей. И даже если приходящий в аптеку покупатель знает, препарат какой группы ему необходим, зачастую ему не хватает специфических профессиональных знаний (например, о противопоказаниях или о режиме приема), и помощь специалиста аптеки будет ему очень кстати.

Нередко фармацевтам и провизорам приходится брать на себя и другие роли - кассира, фасовщика и даже психолога, учитывая, что в аптеку приходят нервные и расстроенные своим заболеванием пациенты, которых надо успокоить, убедить в благополучном исходе лечения, приободрить.

Роль фармацевтического работника в системе здравоохранения

Активный интерес мирового сообщества к роли фармацевта в системе здравоохранения проявился во второй половине 1980-х годов. Именно в этот период во многих странах стало особенно заметным сужение традиционной сферы деятельности фармацевтов - изготовление лекарств по экстемпоральной рецептуре. Фактически к тому времени выпуск ЛС практически полностью стал осуществляться в условиях промышленного производства. Сфера реализации ЛС претерпела существенные изменения: в некоторых странах (Япония, США) прочно утвердилась практика их отпуска врачами; расширилась продажа в общей торговой сети (например, в супермаркетах); более популярной стала продажа ЛС по почте, в последние годы - через Интернет. Оптовой реализацией ЛС все больше занимаются бизнесмены, не имеющие фармацевтического образования.

Одновременно усложнялись другие сферы деятельности в фармацевтическом секторе, такие как разработка и производство препаратов, контроль их качества, снабжение, распределение, выбор и рациональное использование ЛС, государственное регулирование фармацевтического рынка и т.д. Возникла проблема фальсифицированных препаратов, что потребовало определенной переориентации системы контроля качества. В тех сферах деятельности, где традиционно доминировали специалисты с медицинским, химическим, экономическим образованием, ощущалась потребность в работниках, имеющих фармацевтическое образование. Таким образом, возникла ситуация, когда, с одной стороны, знания фармацевтов оставались невостребованными, а с другой - фармацевты в недостаточной степени привлекались в новые сферы деятельности. Недооценка значения работы фармацевтов неизбежно ведет к недостаточному использованию их потенциальных возможностей и профессиональных знаний, а также вынуждает этих специалистов преследовать лишь экономические интересы (больше продавать, продавать наиболее дорогие лекарственные средства и т.д.).

Следует отметить, что к середине 1980-х годов необходимость пересмотра кадровой структуры назрела во всех сферах здравоохранения. В 1985 г. Комитет экспертов ВОЗ для реализации стратегии «Здоровье для всех к 2000 году» призвал заново определить роль и функции всех категорий работников здравоохранения.

В 1988 г. в Мадриде (Испания) состоялось Европейское региональное совещание «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке», участники которого пришли к следующим выводам:

* врачи и фармацевты должны работать сообща; необходимы общие подходы к выбору ЛС; фармацевт - это консультант врача, он принимает участие в выборе ЛС и дает рекомендации относительно их рационального использования;

* фармацевты играют ведущую роль в предоставлении информации и рекомендаций пациенту, касающихся применения ЛС; фармацевты должны информировать пациентов о возможных побочных эффектах ЛС;

* фармацевты должны способствовать пропаганде здорового образа жизни.

На совещании МФФ «Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества» (Токио, 1993 г.) была сформулирована концепция фармацевтической помощи, согласно которой главными в работе фармацевта должны быть интересы пациента. Участники совещания предложили осуществлять фармацевтическую помощь как в отношении каждого пациента, так и всего населения. Это предполагает:

* предоставление пациентам достоверной и объективной информации о препаратах;

* участие фармацевтов в разработке законопроектов и регламентирующих правил, касающихся обеспечения населения ЛС;

* разработку методических указаний и критериев для составления формуляров;

* разработку систем распределения ЛС.

В ходе 3-го Ежегодного Совещания Европейского Форума фармацевтических ассоциаций и ВОЗ, состоявшегося в мае 1994 г. в Копенгагене (Дания) с целью повышения эффективности систем здравоохранении, были приняты следующие принципы:

* ЛС нельзя рассматривать исключительно в качестве товара;

* снабжение населения лекарствами должно осуществляться только через аптечные учреждения;

* на всех стадиях распределения ЛС необходимо осуществлять контроль со стороны профессионалов;

* обязанность фармацевта - руководствоваться строгими этическими правилами и нормами профессионального поведения и осуществлять личный контроль за распределением лекарств среди населения;

* фармацевт должен быть свободен от экономического влияния на осуществление своей деятельности со стороны нефармацевтов;

* специальное фармацевтическое образование дает провизору исключительное право:

Лично отвечать за реализацию продукции фармацевтического производства на рынке;

Возможность гарантировать в интересах сохранения здоровья и безопасности населения адекватный контроль за качеством, хранением, безопасностью и вопросами снабжения населения лекарствами;

Управлять аптекой.

Руководство ВОЗ/ДАП «Добротная аптечная практика в коммунальных и больничных аптеках» можно рассматривать как свод профессиональных задач, стоящих перед национальными фармацевтическими ассоциациями и правительствами.

Согласно Руководству главная задача аптечной практики заключается в обеспечении лекарствами, другими изделиями медицинского назначения и услугами здравоохранения, а также в оказании помощи людям и обществу в их наилучшем применении.

Добротная аптечная практика (GPP) ВОЗ требует, чтобы:

* первой задачей, стоящей перед фармацевтом, было благосостояние больного независимо от его местонахождения;

* основной деятельностью аптеки являлось обеспечение больных лекарствами и другими изделиями медицинского назначения, соответствующей информацией, советами, а также для фиксирования побочных эффектов от применения лекарств;

* составной частью деятельности фармацевта являлось содействие рациональному и экономному назначению и правильному использованию ЛС;

* каждый элемент аптечной услуги был ориентирован на отдельную личность, был четко определен и эффективно доведен до каждого участника.

«Фармацевтическое обслуживание, предоставляемое фармацевтами, направлено на оптимизацию результатов для пациентов и является основой эффективного, рационального и безопасного использования лекарств. Это руководство является своевременным и доступным ресурсом для фармацевтов, преподавателей и студентов во всем мире, предназначенным для развития служб, нацеленных на пациентов, и навыков в области удовлетворения потребностей местных пациентов», - заявил Тон Хоек, Генеральный секретарь и Главный исполнительный директор Международной фармацевтической федерации.

Должностные обязанности фармацевта и провизора в аптеке:

Осуществляет прием рецептов и требований медицинских организаций, отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Изготавливает лекарства, проверяет их качество простейшими методами внутриаптечного контроля.

Участвует в приемке товара, его распределении по местам хранения, обеспечивает условия хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с их физико-химическими свойствами и действующими правилами хранения.

Оказывает консультативную помощь фасовщикам по расфасовке лекарственных средств.

Проводит санитарно-просветительную и информационную работу среди населения о лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, их применении и хранении в домашних условиях.

Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Более того, в своей работе аптекари должны руководствоваться не только собственными этическими нормами и моральными качествами, но и законодательными актами, постановлениями и приказами правительства, которые регулируют деятельность фармспециалистов. Например: Федеральный закон «О лекарственных средствах», Закон РФ «О защите прав потребителей», Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и многими другими.

Фармацевты и провизоры должны помнить, что их место работы - аптека - это не только особая специализированная организация системы здравоохранения, но и своеобразное торговое учреждение. И здесь зачастую неизбежен конфликт интересов - коммерческой выгоды и удовлетворения истинных потребностей покупателей. Чтобы предотвратить его, специалистам всегда надо соблюдать баланс и помнить о том, что главная задача - сохранить здоровье пациентов.

Фармацевт сегодня - не просто продавец, он носитель знаний. Назначая препарат, врач должен исходить из представлений не только о болезни, но и о фармакокинетике, биохимии, трансформации, синергизме, антагонизме лекарственного средства. В этом ему достаточно сложно ориентироваться. Поэтому во многих развитых странах основная ответственность обеспечения безопасности лекарственных средств возлагается на клинического фармацевта. Именно он является звеном между врачом и пациентом, выполняет (в каком-то смысле) функцию защитника, давая объективную достоверную информацию о препарате, обеспечивая, таким образом, безопасность пациента и рациональную фармакотерапию.

По данным аналитических агентств российская розница является одной из самых быстро растущих рынков Европы. За последние четыре года ежегодный прирост рынка составил более 9%, в 2004 г. - 10%.

Все эти экономические показатели оказывают влияние и на работу аптеки, и на требования к ее сотрудникам. Любой успешный сотрудник знает, что для эффективной работы необходимы не только отраслевые знания, но мастерство психолога и личные коммуникативные качества. Одна из особенностей работы провизора - это преодоление различных психологических барьеров, возникающих при общении с посетителями аптеки. Часто главными считаются такие качества, как навык общения с посетителем, защита от агрессии клиентов и стрессов. Ведь любой большой город - источник стресса, и мы знаем, что не каждый посетитель - это покупатель, и не каждый покупатель - это пациент. Многие идут в аптеку не за лекарством, т.к. у людей сейчас не хватает душевного комфорта, их гнетет чувство неопределенности, тревоги за завтрашний день - и они идут общаться. Людей привлекают и дополнительные услуги - измерение давления, консультации врача в торговом зале. К сожалению, многие больные приходят конфликтовать.

По результатам западных исследований, дружелюбное обслуживание персонала и удобное расположение товара значимо для 55% посетителей. Порой большой ассортимент провоцирует проблему выбора, которая рождает у посетителя новый стресс. Технический прогресс воспитал поколение, отлично владеющее современными технологиями, но, к сожалению, мы получаем социально некомпетентных людей. Существует проблема коммуникативности молодых кадров. Вопрос, который стоит остро в работе современного аптечного предприятия, - отпуск рецептурных препаратов без рецепта. Часто приходит пациент в лучшем случае с устным назначением врача, с выпиской из истории болезни и уверениями в том, что препараты уже принимались. И в аптеке ему отпускают эти препараты. Виноват и врач, который считает, что достаточно написать на бумажке больному название препарата, и провизор, отпустивший препарат без рецепта и понимающий, что его твердые профессиональные позиции не помешают больному пойти в соседнюю аптеку и купить все, что ему нужно. Виноват и пациент, который не желает ничего слушать и понимать, чем ему грозит безответственное самолечение.

Всегда должен существовать диалог между врачом, пациентом и аптекой. И мы должны, в первую очередь, говорить о качестве и безопасности лечебного процесса, т.к. вся работа направлена на интерес больного. Обязанность государства - проводить информационно-просветительскую деятельность населения. Рецепт - это обращение врача к провизору, он выписывается на латинском языке. Конечно, существует понятие человеческого фактора, ошибиться может каждый - и врач, и провизор. В США создана специальная комиссия по сбору данных от аптек о неправильно выписанных рецептах - они систематизируются, а затем ежегодно издается брошюра, чтобы врачи и фармацевты могли ознакомиться и учесть этот фактор в своей работе. В аптеке тоже есть такие приказы, но сейчас они зачастую забываются.

Работник аптеки играет значительную роль в антибиотикотерапии - фармацевту необходимо препятствовать неадекватному самолечению, ограничивать бесконтрольный прием антибиотиков, ведь ответственность в конечном итоге переносится на аптечных работников. Кроме информационной работы, проводимой среди врачей и работников аптек, нужно воспитывать культуру назначения, добиваться экономического роста, но не таким путем. Вот это и есть отличительная черта высокого профессионализма, традиций аптеки и искреннего отношения к своим пациентам.

Роль фармацевта в последнее время возрастает, т.к. изменились экономические условия. Решение вопросов в выборе и приобретении ЛС находится в сфере отношений врач-фармацевт-пациент. Врачи не успевают следить за обновляющимся ассортиментом ЛС, проявляют консерватизм, пользуются в среднем 20-30 препаратами в ежедневной практике. Повышается ответственность людей за свое здоровье, в моде здоровый образ жизни, возрастает роль самолечения. Пациент сегодня грамотный, требовательный потребитель, меньше обращается к врачам, чаще к фармацевту, либо занимается самолечением, фармацевт наиболее доступный член команды работников здравоохранения. Фармацевты имеют обширные знания об использовании лекарств. Фармацевты могут давать рекомендации для возможного решения проблем или отправляют в необходимых случаях к врачу. Фармацевты могут принимать ответственные решения.

Аптека наиболее подходящее место для продвижения ЗОЖ и информировании о факторах риска. В России существует концепция фарм.обслуживания - правила надлежащей аптечной практики. Данная программа существует и в других государствах: укрепление здоровья и профилактики заболевания, безопасное, эффективное и экономическое лечение, выявление и решение проблем касающихся применения лекарств.

Влияние на прописывание и использование ЛС

В настоящее время основным источником информации о ЛС в лечебной практике врача является мед.представитель – представитель производителя.

Основная деятельность направлена на продвижение ЛС на рынок. В некоторых МО запрещено во время работы врача общение с мед.представителями, это связано с тем, чтобы врачи не продвигали определенного производителя. Об этом говорится в Приказе №1175н, где все ЛС выписываются и назначаются по МНН, торговому и группировочному наименованию. При отпуске препарата безрецептурного отпуска посетитель аптеки внимательно подходит к выбору ЛС за счет квалифицированной консультации фармацевта. Фармацевт должен предоставить информацию о товаре, его свойствах и совет покупателю.

Квалификация фармработников. Подтверждение профессиональной компетенции

Фармацевт, являющийся специалистом в обеспечении эффективности и безопасности ЛС, обязывает государство организовать систему регулирования поддержания и подтверждения уровня профессиональной квалификации фармацевтов.

В современных условиях фармацевты проходят непрерывное образование, непрерывное профессиональное развитие и обучение через всю жизнь.

Непрерывное образование – процесс, предназначенный для повышения профессиональной подготовки фармацевтов. Непрерывное профессиональное развитие - обязанность фармацевта систематически поддерживать развивать и расширять свои знания, чтобы гарантировать свою постоянную компетентность в процессе работы.

Обучение через всю жизнь - действия с целью повышения уровня знаний в профессиональных областях.

После окончания вуза, в течение первого года обязательно прохождение интернатуры - в течении года провизор работает, получает з\п, через год получает сертификат специалиста. Затем по желанию - аспирантура, защита кандидатской, докторантура - защита докторской диссертации.

1 раз в 5 лет обязательное повышение квалификации (для провизоров и фармацевтов) и аккредитация специалиста - документ единого установленного образца, подтверждающий соответствие уровня подготовки фарм.работника образовательным стандартам 1 раз в 5 лет.

Для получения квалификационных категорий: второй, первой и высшая, специалист подает заявление в аттестационную комиссию МЗ ЧО и отчет за последний год работы. Квалификационные категории необходимы для получения надбавок к должностному окладу в муниципальных и гос.аптеках.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи