Каково значение земли как природного ресурса. Земля как природный ресурс и экономическая категория

22.11.2023 Маркетинг

2. Земля как природный ресурс.

3. Земля как средство производства.

4. Земля как объект имущественных отношений.

Земля – неоценимое и незаменимое богатство общества. Она является основным природным ресурсом, материальным условием жизни и деятельности людей, базой для размещения и развития всех отраслей народного хозяйства, главным средством производства в сельском хозяйстве и основным источником получения продовольствия. Поэтому организация рационального использования и охраны земли –важнейшее условие существования и роста благосостояния народа.

Учение о земле как средстве производства является основополагающим в землеустроительной науке. Среди материальных условий, необходимых для жизни и производственной деятельности людей, особое место занимает земля, которая является условием и естественной основой всякого процесса производства. Земля представляет собой пространство, которое необходимо как условие всякого производства и всякой производственной деятельности, поэтому она является всеобщим средством производства.

В основе благосостояния любого человеческого общества лежит производство материальных благ. Это фундамент не только роста физического потребления продуктов питания, улучшения жилищных и других жизненных условий проживания людей, но и залог культурного, цивилизованного развития общества. Земля – необходимое материальное условие всякого производства. В обрабатывающей промышленности она функционирует как фундамент, как место, на котором совершаются процессы труда, как пространственный операционный базис.

В сельском хозяйстве процесс производства непосредственно связан с землей. Он во многом определяется почвенным плодородием, естественными биологическими процессами, технологиями возделывания с/х культур.

Таким образом, земля представляет собой уникальное средство производства, существенно отличающееся от всех остальных, и имеющее следующие основные особенности:

1. Все средства производства, кроме земли, являются результатом предшествующего человеческого труда, земля же – продукт самой природы.

2. Земля – ничем не заменимое средство производства, она пространственно ограничена.

3. Использование земли связано с постоянством места.

Земля как природный ресурс и средство производства

Земля как средство производство используется в тесном взаимодействии с другими природными ресурсами – водой, солнечной энергией, воздухом и т.д.

5. Земля в гораздо меньшей степени подвержена моральному и физическому износу, чем другие средства производства.

6. Земля – основа сохранения всего живого на планете, в том числе человека, а также природных ресурсов и элементов экономической среды, обеспечивающих ее функционирование в качестве средства производства.

Оценивая землю как объект социально-экономических и прежде всего земельных отношений, следует учитывать, что она выступает в трех основных качествах: земля как объект недвижимого имущества, как товар и как объект хозяйственной деятельности. В обрабатывающей промышленности она функционирует как фундамент, как место, на котором совершаются процессы труда, как пространственный операционный базис. В добывающей промышленности земля выступает не только в роли пространственного операционного базиса, но и как своеобразная кладовая, из недр которой извлекают полезные ископаемые.

Во всех случаях земельный участок как объект недвижимого имущества должен иметь: собственника (владельца, пользователя); четко определенные границы, местоположение, площадь; регистрацию в реестре недвижимого имущества; оговоренные законом и зарегистрированные условия землепользования (целевое назначение, сервитуты, режим использования и охраны, экологические, санитарные и иные ограничения).

Анализируя роль земли с социально-экономических позиций, можно выделить следующие ее особенности:

1. Земля – самый надежный объект вложений в недвижимость.

2. Земля – базовый элемент имущественных отношений, главная составляющая рынка недвижимости.

3. Земля – объект всеобщих земельно-имущественных интересов.

4. Земля – один из основных факторов интенсификации инвестиционных процессов в условиях рыночной экономики.

5. Земля – особый объект имущественных отношений и специфический вид товара.

Вопросы для самоконтроля.

1.В чем состоит значение земли как природного ресурса?

2.Основные функции земли в природе и обществе.

3. В каких случаях земля является предметом труда? Средством труда? Всеобщим средством производства?

4.Какова роль земли в различных отраслях народного хозяйства?

5.Какое определение понятия «земля» принято в землеустройстве?

Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 5427 | Нарушение авторского права страницы

Примерный план

Введение

1. Общая характеристика и признаки объектов недвижимости.

2. Природные объекты как объекты недвижимости.

Агешкина Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 18.06.2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве» (постатейный). – Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007.

Анисимов А.П. Разрешенное использование земельных участков: вопросы теории // «Гражданское право», 2006, №4.

Бирюкова Н.В. Природные объекты недвижимости: обоснование выделения природных ресурсов как особых объектов гражданского права в составе недвижимого имущества // «Российская юстиция», 2008, №8.

Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. — Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008.

Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. – М.: «Городец», 2009.

Грехова Е.А. Земельный участок как объект недвижимого имущества // «Право и политика», 2007, №5.

Гришаев С.П. Понятие и виды недвижимого имущества: эволюция правового регулирования // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006.

Калиниченко Т.Г. Соотношение водных и гражданско-правовых отношений после принятия Водного кодекса РФ // «Бюллетень нотариальной практики», 2007, №2.

Копцев А.Н. Сервитуты в российском праве: проблемы правового регулирования // «Гражданское право», 2007, №1.

Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации
(постатейный) (под ред. С.А.

Лекция №1 Введение. Земля как природный ресурс и средство производства

Боголюбова). – «Проспект», 2009.

Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации
(постатейный) (под ред. С.А. Боголюбова). – «Питер Пресс», 2009.

Красинский В.В. Обзор законодательства о недвижимости в Российской Федерации в 2005 — 2006 гг. // «Военно-юридический журнал», 2007, №3.

Садиков О.Н. Гражданское право: Учебник (том 1). – «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2006.

Чубаров В.В. Проблемы правового регулирования недвижимости. – «Статут», 2006.

Шуплецова Ю.И. Вещные права на природные ресурсы: публичные и частные интересы. – «Юриспруденция», 2007.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009).

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 27.12.2009).

Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006г. № 200-ФЗ (ред. от 27.12.2009).

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 27.12.2009).

Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 07.04.2010) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 27.12.2009) «О недрах».

Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 N 273 «Об утверждении Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 334 | Нарушение авторского права страницы

Земля как природный ресурс и составная часть ландшафта

Природные ресурсы – это компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной или иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Это средства существования людей не созданные их трудом, а находящиеся в самой природе. Главная особенность природных ресурсов, отличающая их от других естественных условий жизни человека, – их непосредственная вовлеченность в процессы хозяйственной деятельности (рис. 1.1).

Рис.1.1. Схематическое изображение положения природных ресурсов в природной и социально-экономической сферах

По своей материальной форме природные ресурсы– это конкретные предметы и силы природы, развитие которых, их свойства и размещение соответствуют тем или иным естественным закономерностям. По социально-экономическому содержанию они представляют собой потребительные стоимости; их полезность определяется развитием потребностей и возможностей общества.

Природные ресурсы классифицируют по их использованию (производственные, здравоохранительные, эстетические и т. д.) и по принадлежности к тем или иным компонентам природы (земельные, лесные, водные, минеральные, энергетические и др.).

По характеру взаимодействия с человеком природные ресурсы обычно делят на две категории: исчерпаемые и неисчерпаемые (рис. 1.2). Разделяющая их грань является условной. Практически неисчерпаемыми называются ресурсы, существование которых не ограничено временными рамками. При любой степени интенсивности их потребления количество, находящееся в распоряжении человечества, не уменьшается или уменьшается столь незначительно, что на практике этой величиной можно пренебречь. К таким ресурсам относятся солнечная радиация, гидро- и ветроэнергетический потенциал и др.

Рис. 1.2.Классификация природных ресурсов

Исчерпаемыми, но возобновляемыми (или условно неограниченными) являются ресурсы, в основе которых лежат элементы естественной среды, способные к самовозобновлению. Состояние этих ресурсов зависит от степени и интенсивности их использования. Они могут существовать, пока интенсивность их самовозобновления превышает интенсивность производственного потребления, К таким ресурсам относятся, например, объекты фауны, флоры, запасы чистой воды.

Исчерпаемые природные ресурсы подразделяют на невозобновимые , относительно возобновимые и возобновимые .

К невозобновимым природным ресурсам относятся, в частности, полезные ископаемые, так как после добычи и использования они не могут быть восстановлены. Это ресурсы, использование которых однократно и ограничено во времени. Естественные элементы, составляющие их основу, практически не обладают способностью к самовозобновлению.

Земля как природный ресурс средство производства и объект

Такие природные ресурсы сокращаются с первых шагов развития общественного производства и заканчиваются на определенном этапе.

Отнесение земельных ресурсов к относительно возобновимым природным ресурсам обусловлено двумя причинами: с одной стороны, пространство и поверхность земли невозобновимы, с другой стороны, рациональная деятельность человеческого общества имеет практически неограниченные возможности воспроизводства производительной способности земли. С землей органично связаны многие виды ресурсов и целые комплексы природных условий. Поэтому необходимо разделить ее свойства на две группы: воспроизводимые и невоспроизводимые.

Воспроизводимыми характеристиками считаются плодородие почв, водный режим, геоботанические и гидрографические условия. Невоспроизводимыми являются многие ландшафтные характеристики, показатели рельефа и ряд других.

К возобновимым природным ресурсам относят растительный и животный мир; по мере использования они могут восстанавливаться.

К неисчерпаемым относятся космические ресурсы (солнечная радиация, морские приливы и др.), климатические (тепло и влага атмосферы, энергия ветра), водные (энергия рек и т. п.) .

Земля характеризуется помимо почвенного покрова пространством, рельефом, растительностью, недрами и водами. Земельные ресурсы рассматриваются в качестве производного понятия от термина «земля» и представляют собой разновидность относительно возобновимых природных ресурсов, используемых в процессе общественного производства.

Земельные ресурсы – это земли, которые используются или могут быть использованы в отраслях народного хозяйства. Все земли планеты, того или иного государства, административно-территориального образования образуют их земельный фонд.

Земельный фонд подразделяется на виды земель, выделяемые по природно-историческим признакам, состоянию и характеру использования.

По состоянию на 1 января 2011 г. общая площадь земельного фонда Республики Беларусь (по данным Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь) составляет 20760, 0 тыс. гектаров.

Структура земельного фонда по видам земель представлена в табл 1.1.

Таблица 1.1. Структура земельного фонда Республики Беларусь

по видам земель (по состоянию на 01.01.2011 г.)

Виды земель Площадь
Тыс.га %
Сельскохозяйственные земли, всего в том числе пахотные 8897,5 5510,5 42,86 26,54
Лесные земли 8566,7 41,27
Земли под: древесно-кустарниковой растительностью 540,6 2,60
болотами 873,0 4,20
водными объектами 469,8 2,26
дорогами и транспортными коммуникациями 392,1 1,89
улицами, площадями и иными местами общего пользования 147,0 0,71
застройкой 344,0 1,66
Нарушенные земли 5,4 0,03
Неиспользуемые земли 432,2 2,08
Иные земли 91,7 0,44
Итого: 20760,0 100,0

Земля как природный ресурс представляет собой прежде всего компонент географической оболочки нашей планеты (ландшафтной сферы) – внешнего слоя, в котором соприкасаются и взаимодействуют литосфера, биосфера и атмосфера. Качественное отличие этой оболочки заключается в наличии различных видов свободной энергии, органического мира, осадочных пород, почвенного покрова, в существовании человеческого общества.

Землю как природный ресурс изучают с позиций экологии и ландшафтоведения. Сущность экологического подхода заключается в изучении взаимодействия человека с окружающей средой. Ландшафтный подход в использовании земельных ресурсов основан на учете объективно существующих и научно доказанных фундаментальных положений о земле как сложной географической системе. Термин «ландшафт» был введен в научный оборот немецким географом А. Гоммейером в 1805 г. и буквально означает «картина природы, пейзаж» .

В настоящее время под ландшафтом понимают генетически однородный природно-территориальный комплекс, характеризующийся относительным единством рельефа (с образующими его породами), почвы, климата, вод, живых организмов. Человек своей деятельностью воздействует на ландшафт. Все живые организмы и их группировки (биологические системы) являются естественным компонентом любого ландшафта. В компонентах неживой природы происходит упорядочение потоков вещества и возникает системная интеграция структур. Согласованность функционирования в ландшафте биотических и абиотических частей приводит к тому, что ландшафтная среда обитания оказывается для живых организмов совершенно необходимой.

Компоненты, образующие природные комплексы, неоднозначны по своей роли в функционировании ландшафтов. Одни из них имеют системообразующее значение в формировании природного комплекса (формируют его основной каркас), другие играют подчиненную роль. На первом месте стоит земля с ее основным свойством – рельефом, затем гидросфера и атмосфера, завершающие звенья этого ряда – растительность и животный мир. Все природные комплексы представляют собой реальные (объективные) пространственные структуры и обладают объективными естественными границами. Границы могут быть линейными или расплывчатыми, стабилизированными или подвижными, выразительными или затушеванными. Лицо любого ландшафта определяют природные комплексы на уровне местностей, фаций и урочищ или которые формируются под преимущественным воздействием экзогенных (внешних) факторов при подчиненном значении эндогенных сил (рис. 1.3) .

Рис. 1.3. Схема иерархии геосистем

Сельскохозяйственная организация территории на основе ландшафтного подхода – это научно обоснованное размещение площадей с различным функциональным назначением и режимом использования. Она основывается на учете природно-географических особенностей ландшафта и практически заключается в том, чтобы определить наилучшее применение земельного фонда к каждой единице ландшафта. Сельскохозяйственная организация территории должна быть дифференцирована по типам и видам ландшафтов.

Части естественного ландшафта, вовлеченные в сельскохозяйственное использование, рассматриваются как различные виды земель, всесторонняя оценка которых должна предшествовать разработке проекта организации территории административного района или хозяйства. При этом предполагается решение следующих вопросов:

— оптимальный выбор видов земель различного сельскохозяйственного назначения;

— определение их правильного площадного соотношения, оптимальных размеров, форм и взаимного расположения с целью обеспечения нормального функционирования всей ландшафтно-земледельческой системы конкретного хозяйства, района с максимальным экономическим и экологическим эффектом;

— выбор наиболее оптимальных видов мелиоративных и природоохранных мероприятий.

Необходимо соблюдать сбалансированное соотношение между эксплуатацией, консервацией и улучшением земель конкретного типа и вида ландшафта.

В настоящее время отсутствует единая система учета ландшафтных региональных различий. При любых намечаемых мероприятиях по освоению земель нельзя забывать о возможных экологических просчетах, которые сводят на нет планируемую выгоду и часто порождают больше проблем, чем решают. Ориентировать сельскохозяйственное производство на максимальную аккумуляцию агроклиматических ресурсов в расчете на единицу затрачиваемой техногенной энергии, обеспечивая при этом минимальную экологическую нагрузку, призвано агроэкологическое районирование, основанное на принципах физико-географического и эколого-экономического районирования.

Создание экологически стабильного, антропогенного ландшафта – важнейшая задача организации территории.

Учитывая роль земли как основного природного ресурса в системе земля – человек – производство, необходимо решать следующие задачи:

– осваивать и использовать земельные участки, основываясь на законах природы, соблюдая природное равновесие, не нарушая стабильности (устойчивости) экосистем;

– максимально полно учитывать качественные особенности земельных ресурсов при их использовании (особенно сельскохозяйственном), создавать адаптивное (приспособленное к природным условиям) производство;

– создавать экологически безопасное производство, не разрушающее земельные и другие природные ресурсы, или сводить неблагоприятное воздействие уже действующих производств до экологически безопасного уровня;

– принимать меры по воспроизводству земельных ресурсов, организуя их рациональное использование и охрану.

Функции земли: 1. Экологическая. Проявляется во взаимосвязи земли с живой и неживой природой. Земля - это не только часть природы, но и главный её элемент. Другие части природы (недра, леса) рассматриваются как принадлежность земли. Земля располагает верхним плодородным слоем - почвой. С почвой связывается существование жизни на Земле =>


Земля как недвижимое имущество», «земля и территория» (отраслевая принадлежность этих понятий и их соотношение)

Право рассматривает землю как недвижимое имущество, объект права соб-ти и иное. Недвижимость и ее составные элементы являются формой выражения в праве юридич-ки значимых признаков земли и связанных с ней природных, а также искусственно созданных объектов.

Оборот земельных участков как объектов недвижимости осуществляется ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Гражданским кодеком РФ», «Земельным кодексом РФ», «Градостроительным кодексом». Так, ст. 130 ГК к недвижимым вещам относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей. Земельный участок – часть земной поверхности, границы и размер которой определены в соответствии с федеральными законами (ст 11.1 ЗК РФ).

Указ Президента РФ от 27.10.93 г.: земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты относятся к недвижимости.

Ст.1 закона Тюменской области «О землях, находящихся в ведении муниципальных образований»: земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты являются недвижимым имуществом.

Т.о., не только земля, но и объекты, находящиеся в неразрывной связи с ней, признаются недвижимым имуществом.

Существует 2 вида недвижимого имущества. Разница между ними заключается в их происхождении: являются ли они результатом деятельности человека (здания, сооружения) или природного происхождения. Также различие состоит в их правовом режиме (режиме использования). Земля - это недвижимое имущество особого рода => её правовой режим отличается от других. Для определения этого режима и существует отрасль земельного права. Хотя правовой режим земли формируется и нормами других отраслей права.

Для того, чтобы зем. участок был признан недвижимостью он д. отвечать признакам: индивидуализирован, д. определен размер, границы и местоположение.

ЗЕМЛЯ И ТЕРРИТОРИЯ. Земля - это эколого-экономическая категория. Территория - это категория государственно-правовая, относится к конституционному праву. Отождествлять эти понятия не стоит.

Территория - это пределы, в которых распространяется гос. власть, в которой органы гос. власти осуществляют свои полномочия. Территория - это атрибут гос. суверенитета. В рамках территории осуществляются властные полномочия гос-ва. Земле присущ и политический фактор.

Понятие, становление и развитие ЗП. Система ЗП как отрасли права.

ЗП как отрасль – сов-ть юр. норм, объединенных во взаимосвязанные правовые институты, рег-щие зем. отн-ия в целях обеспечения рационального использования и охран

3 этапа: 1. Дореволюционной России. 1917г. появление отрасли: Декрет о земле. До него эти отношения регулировались иными отраслями права. В рамках ЗП регулируются иные отношения (водные, лесные). До 1968г.

2. Советский период. 1968-1990. Из ЗП выделяются самостоятельные отрасли: лесное право, водное право, горное право, фаунистическое право. Этот период характеризуется принятием соответствующих кодексов. На первом плане вопросы использования ресурсов, а не их охраны.

3. Современное земельное законодательство. 1990 – по настоящее время. Формируется отрасль ЭП – комплекса, интегрированного из природоресурсных отраслей. Отношения по использованию и охране ресурсов.

ЗП занимает самостоятельное место в общей системе права, поскольку оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений - земельных отношений. Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из Общей и Особенной части.

К правовым институтам Общей части (содержащей правовые нормы, относящиеся ко всей отрасли земельного права в целом) земельного права относятся: - вещные права на землю; - оборот земельных участков; - государственное управление земельными ресурсами; - правовая охрана земель; - ответственность за земельные правонарушения.

К Особенной части (включающей нормы, регулирующие особенности использования отдельных категорий земель) относятся такие правовые институты, как правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности и иного специального назначения; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель особо охраняемых природных территорий; - правовой режим земель запаса.


Оценка земельных участков.

Для целей налогообложения, для определения арендой платы необходимо установить кадастровую стоимость земли. (ст 65).

ЗК Статья 66. Для установления кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения проводится гос.кадастровая оценка земель. Гос.кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Результаты гос.кадастровой оценки земель утверждаются ОИВ S РФ по представлению территориальных органов, осуществляющих ведение гос.кадастра недвижимости.

Проведение гос.кадастровой оценки земель установлено Правилами проведения гос.кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 и действующими в части, не противоречащей ЗК РФ.

Кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования:

1) государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости;

2) государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода;

3) государственная кадастровая оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.

В процессе гос.кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. При этом оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.

По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в гос.кадастр недвижимости. Указанные сведения предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц.

От кадастровой стоимости необходимо отличать рыночную стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ". Распоряжением Минимущества России от 6 марта 2002 г. N 568-р утверждены Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, содержащие следующие принципы оценки рыночной стоимости земельных участков:

1) стоимость имеют те земельные участки, которые способны удовлетворять потребности пользователя в течение определенного времени (принцип полезности);

2) рыночная стоимость земельного участка зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения);

3) рыночная стоимость земельного участка не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности (принцип замещения);

4) рыночная стоимость земельного участка зависит от его местоположения и влияния внешних факторов (принцип внешнего влияния);

5) рыночная стоимость земельного участка определяется исходя из его наиболее эффективного использования, т.е. наиболее вероятного использования земельного участка, которое является физически возможным, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым и в результате которого расчетная величина стоимости земельного участка будет максимальной (принцип наиболее эффективного использования).

В соответствии с Законом РФ "О плате за землю" нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли ежегодно должна определяться органами исполнительной власти субъектов РФ.В настоящее время нормативная цена земли применяется только в случаях, когда кадастровая стоимость земли не определена.

Залог земельных участков.

Нормативной базой ипотеки является §3 главы 23 ГК РФ и ФЗ N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".

Согласно п. 1 ст. 1 Закона об ипотеке, по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя. При этом имущество, на которое установлена ипотека, остается у залогодателя в его владении и пользовании.

Предметом ипотеки может быть любой земельный участок, который принадлежит залогодателю на праве собственности (п. 1 ст. 6 Закона об ипотеке), за исключением земельных участков, указанных в ст. 63 Закона об ипотеке, которая запрещает залог земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также участков, размеры которых меньше установленных минимальных предельных размеров.

В настоящее время, в соответствии с п. 3 ст. 340 ГК РФ, ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится это здание или сооружение, либо части этого участка, функционально обеспечивающей закладываемый объект, либо принадлежащего залогодателю права аренды этого участка или его соответствующей части.

Возникновение ипотеки возможно на основании договора и на основании закона. Договор ипотеки заключается по правилам, установленным в гл. II Закона об ипотеке. К разряду существенных условий договора ипотеки отнесены предмет залога и его оценка, размер и срок исполнения основного обязательства, обеспечиваемого залогом, указание на то, у кого находится заложенное имущество. Договор ипотеки должен быть заключен в письменной форме, нотариально удостоверен и зарегистрирован в регистрационной палате.

Возникновение ипотеки на основании закона возможно при купле-продаже земельного участка в рассрочку или в кредит, если право собственности переходит с момента заключения сделки. Ипотека же возникает при переходе права собственности к покупателю с момента государственной регистрации, при этом продавец до получения последнего платежа обладает правом залога на предмет сделки - земельный участок.

Основания для обращения взыскания на заложенное имущество содержатся в п. 1 ст. 348 ГК РФ, а также в ст. 50 Закона об ипотеке. К обстоятельствам, влекущим обращение взыскания на заложенное имущество, отнесены: неисполнение или ненадлежащее исполнение должником обеспеченного залогом обязательства по обстоятельствам, за которые он отвечает, в частности неуплата или несвоевременная уплата суммы долга полностью или в части, если договором не предусмотрено иное.

Особо определяется предмет ипотеки земельных участков, предназначенных для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства. В этом случае предметом залога по договору об ипотеке могут быть земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Данные земельные участки передаются в обеспечение возврата кредита, предоставленного кредитной организацией на обустройство данных земельных участков посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры.

Решения об ипотеке земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, принимаются ОМС. Решения об ипотеке земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, принимаются ОГВ S РФ или ОМС, наделенными полномочиями на распоряжение указанными земельными участками в соответствии с законодательством РФ.

Аренда земли.

Ст.22 ЗК. Аренда является срочным правом пользования землей, возникающим на основании договора. Правом сдачи земельного участка в аренду обладают все собственники земельных участков. Гражданский и Земельный кодексы устанавливают общие требования к аренде земельных участков, однако в основном арендные отношения регулируются договором аренды.

Аренда - это предоставление какого-либо имущества, в данном случае земельного участка, во временное пользование за определенную плату на основе договора аренды.

Основными признаками аренды земель являются:

Срочность (действует определенный период времени, определяемый в договоре);

Платность, т.е. возмездность арендных отношений, проявляющаяся в арендной плате, выплачиваемой арендатором арендодателю;

Возвратность, т.е. по истечении срока аренды арендованное имущество - земля - подлежит возврату арендодателю.

Действующим федеральным земельным законодательством сроки договора аренды не установлены.

Договор аренды составляется в письменной форме, за исключением краткосрочной аренды на срок до одного года, который может быть заключен в устной форме и не подлежит государственной регистрации.

По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.

Размер арендной платы определяется договором аренды.

В соответствии с законодательством земельные участки в РФ могут предоставляться гражданам, юр.лицам, иностранным гражданам, иностранным юр.лицам, лицам без гражданства и иностранным государствам.

Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. Арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду.

В договоре должны быть четко указаны местоположение земельного участка, его целевое назначение, границы, кадастровый номер и другие признаки, позволяющие точно установить и идентифицировать соответствующий земельный участок. Эти сведения являются существенными условиями договора, поэтому при их отсутствии договор считается недействительным.

Сдача земельного участка в аренду не прекращает и не отменяет прав третьих лиц на него (права залога, права сервитута, преимущественных прав перед другими лицами т.п.).

Статья 46 ЗК РФ предусматривает основания прекращения аренды земельного участка.

Аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае:

Использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

Использовании земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

Изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

Реквизиции земельного участка и иных случаях.

Договор аренды земельного участка прекращается:

По соглашению сторон; - по решению суда; - по истечении срока аренды при наличии письменного заявления арендодателя.

Прекращение аренды земельного участка не допускается в период полевых сельскохозяйственных работ.

Новый ЗК РФ закрепляет права собственников, т.к. они шире прав остальных (землепользователей, землевладельцев, арендаторов). Но подчёркивает, что многие права, имеющиеся у собственников и иных землевладельцев - одинаковы.

Согласно ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: 1. землепользователи вправе использовать в установленном законом порядке для собственных нужд, имеющихся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые (К общераспространённым полезным ископаемым относятся: торф, глина, песок, пресные воды, гравий.); 2.вправе обустраивать колодцы и скважины на глубины не ниже первого водоносного горизонта без специального разрешения; 3. вправе обустраивать подземные сооружения на глубину до 5 метров; 4. вправе возводить жилые, производственные, бытовые здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных правил норм и других правил (гигиенических, противопожарных), 5. производить в соответствии с разрешенным использование оросительные, осушительные, мелиоративные работы, обустраивать пруды и обводненные карьеры.

Обязанности землепользователей закреплены в ст.42 ЗК РФ: 1. пользоваться земельными участками способами и приемы, которые не причиняют вред окружающей среде; 2. своевременно приступать к освоению земельных участков, если срок предусмотрен законом; 3.своевременно производить платежи за землю, производить предоставление информации в государственные органы о качественном состоянии и охране использования земель (для юр лиц); 4. не допускать загрязнения, захламления, зарастания земель сорняками, кустарниками, боле того данные действия могут перейти в ответственность уголовно или административно-правовую.

Под ограничениями понимается наличие установленных законом ущемлений, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на объект недвижимого имущества в интересах государства и общества. Ограничения не порождают самостоятельных прав.

В российском законодательстве предусмотрены две группы ограничений прав на землю.

Во-первых, это ограничения оборота земельных участков, содержание которых предполагает стеснение правообладателя в совершении действий, связанных с распоряжением земельным участком, а также ограничения субъектного состава имущественных отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками.

Так, п. 4 ст. 27 ЗК РФ содержит перечень земельных участков, которые не могут быть предоставлены в частную собственность и быть объектами сделок (такие земельные участки называют "изъятыми из оборота"). В пункте 5 ст. 27 ЗК РФ указан перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральным законом (их называют "ограниченными в обороте"). Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, не предоставляются на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам.

Во-вторых, это ограничения использования земельных участков, указанные в п. 2 ст. 56 ЗК РФ, а именно: 1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; 3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 3 ст. 56 ЗК РФ установлено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных ОГВ, актами ОМС или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Это связано с тем, что данные ограничения являются частью правового режима земельного участка, который не может быть изменен владельцем земельного участка самостоятельно.

Плата за землю.

Один из основных принципов земельного законодательства – платность использования земли (ст 1 ЗК): любое использование земли осуществляется за плату, кроме случаев, предусмотренных законом.

Статья 65. Платность использования земли. 1. Использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. 2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. 3. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. 4. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. 5. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Установление и порядок платежей за землю регулируются следующими НПА: Налоговый кодекс РФ (глава 31 "Земельный налог"), ГК РФ (глава 34 "Аренда), Закон РФ "О плате за землю" в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.

Цели введения платы за землю:

Стимулирование рационального использования земли; -охрана и освоение земель, которые еще не используются; -повышение плодородия почв; -выравнивание соц.-эк. условий хозяйствования на землях различного качества; -развитие инфраструктуры в насел. пунктах.

Земельный кодекс в статье 65 закрепил две формы платы за землю: Земельный налог, Арендная плата

Земельный налог – форма ежегодных платежей за пользование землей, начисляемый на пользователей (кр. арендаторов), владельцев и соб-ков по ставкам.

Ставка зем. налога – норма взимания зем. налога с единицы зем уч-ка. Размер зем. налога не зависит от рез-та исп-ия ЗУ. Зем. налог дифференцируется: -По республикам, краям, областям; -По категориям земель.

Арендная плата – форма текущих платежей за пользование землёй

Согласно ст.65 ЗК порядок определения размеров арендной платы; порядок, условия и сроки внесения арендной платы: за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации - устанавливаются Правительством РФ за земли, находящиеся в собственности субъекта РФ - устанавливаются органами гос. власти субъекта РФ за земли, находящиеся в собственности муниципальных образований -устанавливаются ОМС за земли, находящиеся в частной собственности - устанавливаются непосредственно в договоре аренды.


Мониторинг земель.


Нормативная база: 1)ст.67 3КРФ, 2)Положение об осуществлении мониторинга земель, 3) законы о земле субъектов РФ. Законы о земле РФ и её субъектов предусматривают ведение мониторинга земель.

Мониторинг земель - это система наблюдений за состоянием земель в целях своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов в земельном фонде. Объектом мониторинга является весь земельный фонд РФ (независимо от формы собственности и целевого назначения земель).

В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении мониторинга земель в РФ ведутся следующие виды мониторинга (в основу деления положен такой критерий, как территориальный охват земель): 1)федеральный - мониторинг всей территории РФ. 2) региональный - мониторинг земельных участков региона. 3) локальный - вплоть до мониторинга конкретного землепользования. РФ может принимать участие в проведении глобального (международного) мониторинга.

Задачи мониторинга: 1)своевременное выявление изменений состояния земельного фонда. 2) своевременная их оценка. 3) прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий
негативных процессов. 4) обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

По результатам оценки состояния земель, выявленным в результате проведения мониторинга, составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы, различного рода рекомендации, графики движения негативных процессов, карты, схемы, планы. Согласно Положению... порядок ведения мониторинга возлагается на Федеральную службу гос. регистрации кадастра и картографии и её органы. Министерство с/х, Министерство природных ресурсов.

Мониторинг включает в себя: а) сбор информации о состоянии земель в РФ, ее обработку и хранение;

б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

В зависимости от срока и периодичности проведения работ по сбору информации данные мониторинга земель делятся на: 1 базовые (данные о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга); 2 периодические (данные о состоянии земель за определенный период); 3 оперативные (данные о состоянии земель на текущий момент).

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного национального доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого в Правительство РФ. Эти данные используются для информационного обеспечения деятельности ОГВ, ОМС, юр. лиц и граждан.

Средства мониторинга. Применяются: дистанционное зондирование (съемки и наблюдения с космических аппаратов, с высотных самолетов, с помощью средств малой авиации и др.), наземные съемки и наблюдения и др.


Земля как объект природы, хозяйствования (пользования), собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование земельных отношений.

Земля - это главный природный ресурс, основной элемент природного комплекса, с которым связывается существование всего живого.

Согласно ст.9 Конституции РФ, ст. 12 ЗК РФ: земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Триединая роль земли: 1) земля - это объект природы; 2) земля - это объект собственности; 3) земля - это объект хозяйствования (пользования).

Функции земли: 1. Экологическая. Проявляется во взаимосвязи земли с живой и неживой природой. Земля - это не только часть природы, но и главный её элемент. Другие части природы (недра, леса) рассматриваются как принадлежность земли. Земля располагает верхним плодородным слоем - почвой. С почвой связывается существование жизни на Земле => задачей государства и всех землепользователей является разумное и правильное использование почвы. От этого зависит и состояние всей окружающей среды. В настоящее время постепенно идёт процесс экологизации земельного законодательства.

2) экономическая. Земля - это всеобщий предмет труда; пространственный операционный базис (в том смысле, что земля используется предприятиями социальной сферы, промышленности, транспорт и т.д.); главное средство производства. В сельском и лесном хозяйстве основная часть земель - это главное средство производства различных видов с/х продукции, с/х сырья. Земли с/х назначения обладают уникальным природным свойством - плодородием, которое даёт возможность использовать эти земли в качестве главного средства производства. В настоящее время и земли с/х назначения стали объектом оборота (предметом купли-продажи).

3) социально-оздоровительная. Земля - основа жизнедеятельности организмов. На земле расположены санатории, дома отдыха, туристические маршруты. Земля - это место обитания (проживания) граждан любого общества.

4) Земле присущ и политический аспект. Земля является объектом острой политической борьбы.

Т.о., земля многофункциональна.

Специфические свойства земли как главного природного ресурса: 1) ограниченность. В широком аспекте: Земля как одна из планет; в узком смысле: ограниченность земли в рамках территории, границ государства. Отдельного землепользователя. 2) незаменимость. Земля - это объект и основа жизни и деятельности человечества. 3) плодородие 4) неперемещаемость, постоянство 5)способность земли при правильном, рациональном использовании к восстановлению и улучшению.

В связи с тем, что земля выступает как объект природы, собственности и пользования, земельные отношения представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского, земельного и административного законодательства. Земельные имущественные отношения регулируются нормами гражданского и земельного права. Нормы гражданского права применяются к родственным земельным отношениям кроме случаев, когда земельное законодательство устанавливает ограничение использования земельных участков. Когда земля выступает как объект властных полномочий, для регулирования земельных отношений применяются методы административного права (властные предписания).

Земля - часть поверхности суши с верхним плодородным (иногда без него) слоем, неразрывно связанная с нижележащими недрами земной коры.

Признаки земли как объекта ОС и как имущества :

Плодородие - потенциальная способность земли к воспроизводству

сельскохозяйственной продукции. Постоянство местонахождения - невозможность произвольного перемещения земельных участков; в имущественной сфере - земля есть недвижимое

имущество. Неограниченность существования во времени, непотребляемость со стороны человека

Пространственная ограниченность - человек не может создавать ее искусственно. Исчисляется площадью, делится на земельные участки (дискретность - возможность поделить на эти самые земельные участки ) Относится к неживой природе.

Объектом земельных отношений выступает не земля вообще, а конкретный земельный участок, часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в земельном кадастре и документах государственной регистрации.

Земельный участок (ЗУ) - это часть поверхности земли, имеющая границы, описанные и установленные в закрепленном законом порядке.

Индивидуализирующие признаки: 1. Границы.2. Кадастровый номер.3. Площадь (в м2).4. Адрес/местонахождение (название населенного пункта, etc.)5. Целевое назначение.6. Вид разрешённого использования.

Виды (категории; в основном - по целевому назначению ) земель: 1. Сельскохозяйственного назначения.2. Земли населенных пунктов.3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны ибезопасности и иного специального назначения (земли промышленности; восновном регулируются подзаконными актами ).4. Земли лесного фонда (правовой режим - Лесной кодекс РФ).5. Земли водного фонда (Водный кодекс РФ).6. Земли особо охраняемых территорий (например, памятники природы/культуры,etc. ).7. Земли запаса (находятся "в законсервированном состоянии", дляиспользования - необходим перевод в соответствующий правовой режим).

55. Основные направления государственного управления земельным фондом.

Функция гос. управления земельным фондом – это постоянное направление деятельности в области обеспечения рационального использования и охраны земель.

1)Мониторинг земель; 2)Землеустройство; 3)Ведение гос. земельного кадастра; 4)Планирование использования и охраны земель; 5)Отнесение земель к категориям в зависимости от их целевого назначения и перевод из одной категории в другую; 6)Изъятие и предоставление земельных участков; 7)Государственный земельный контроль.

Органы государственного управления земельным фондом можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле – это вся система государственных органов (законодательные, исполнительные, судебные). В узком смысле – органы исполнительной власти, которые в зависимости от компетенции подразделяются на органы общей и специальной компетенции.

К органам общей компетенции относятся: Правительство Российской Федерации и соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления – городские, районные, поселковые и сельские администрации.

Органы специальной компетенции подотчетны исполнительно-распорядительным органам общей компетенции и, в свою очередь, подразделяются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы. К функциональным органам специальной компетенции относятся: Федеральная служба земельного кадастра, Министерство имущественных отношений, Министерство природных ресурсов и экологии, Федеральная санитарно-эпидемиологическая служба и Федеральная служба архитектурно-строительного надзора и др.

Отраслевыми (ведомственными) органами являются различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения (Министерство сельского хозяйства и др.).

К компетенции федеральных представительных и исполнительных органов по управлению земельным фондом относятся:

Установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

Установление ограничений оборотоспособности земельных участков;

Государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля и ведения государственного кадастра недвижимости и др.

К компетенции представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации относят:

Разработку и принятие нормативно-правовых актов в области регулирования земельных отношений в соответствии с федеральным законодательством;

Установление границ и правового режима особо охраняемых территорий в границах субъектов Российской Федерации и др.

К компетенции местных органов исполнительной власти отнесены:

Предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или пользование;

Изъятие (выкуп) и предоставление земельных участков для муниципальных нужд;



Планирование использования земель и контроль за правильностью их использования в границах муниципальных образований и др.

Конкретные виды и объемы деятельности муниципальных органов по управлению земельным фондом устанавливаются федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации.

Тема № 1. Земля как природный ресурс.

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС ПО ОСНОВАМ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Земля - это территориальный базис существо-вания и деятельности людей, естественное средство производства, земля и другие природные ресур-сы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельно-сти народов, проживающих на соответствующей территории.

Природные ресурсы — это составные элементы природной среды, которые при данном уровне развития производительных сил используются или могут использоваться для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека (предметы и средства труда, предметы потребления).

Особенность природных ресурсов , отличающая их от других естественных условий (предметов и сил природы), также существенных для человека, непосредственная их вовлечен-ность в процессы материальной деятельности.

Природные ресурсы имеют двойственный характер. По своей материальной форме это предметы и силы природы, развитие которых, их свойства и размещение соответствуют природным закономерностям. По своему же экономическому содержанию они представляют собой потребительные стоимости; их полез-ность определяется развитием потребностей и возможностей общества.

Наличие и качество природных ресурсов приобретают со временем все большее значение. Развивающееся производство расширяет масштабы освоения территорий. Неуклонно возра-стают численность населения и его воздействие на природную среду.

Поскольку деятельность человека оказывает непосредственное воздействие на природную среду и ведет к ее преобразованию, ее естественные элементы дополняются или постепенно заме-няются искусственными объектами. На обжитых территориях уже трудно встретить нетронутые, первозданные ландшафты. Как предсказывал в свое время академик В. И. Вернадский , на определенном этапе развития общества произошла транс-формация биосферы в ноосферу — преобразованную силами человека среду его обитания.

Социально-экономическая значимость рационального исполь-зования и охраны природных ресурсов возрастает и по мере углубления противоречий во взаимодействии природы и обще-ства, возникновения кризисных ситуаций, связанных с превы-шением допустимых пределов антропогенных нагрузок на окружающую среду. Происходит это в основном из-за некон-тролируемого развития производственной, военной и иной деятельности человека.

Важнейшая составная часть природной среды — земельные ресурсы. Они характеризуются территорией, климатом, релье-фом, качеством почв, гидрологическим режимом, растительно-стью и другими признаками, служат пространственным базисом для размещения народнохозяйственных объектов и расселения людей, главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве. Использование земельных ресурсов оказывает непос-редственное воздействие на водные источники, запасы полезных ископаемых, воздушный бассейн, растительный и животный мир.


Рациональное, экологически безопасное использование зе-мельных ресурсов страны — конституционная обязанность каж-дого гражданина, каждого предприятия и общества в целом. Закон требует осуществления всех необходимых мер по охране и рациональному использованию земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, по сохранению и чистоте воды и воздуха, обеспечению воспроизводства природ-ных богатств.

В Конституции РФ установлено , что земля и другие природные ресурсы используются и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соот-ветствующей территории. В составе природных ресурсов особо выделяется земля как пространственная основа природопользования, обеспечивающая их территориальную, хозяйственную и экологическую взаимосвязь и взаимо-обусловленность. Законодательно запрещено нанесение ущерба плодородию земель.

Земля относится к первичным, постоянным факторам природной среды, тогда как водные пространства, недра, растительность, животный мир в своем размещении имеют более динамичный характер. Известно множество фактов исчезновения или резкого изменения растительного покрова, миграции и гибели животных на ныне пустынных территориях и в регионах вечной мерзлоты. Истощаются некогда богатейшие месторождения минерального сырья и топлива, происходит перераспределение водных ресурсов.

В зависимости от способа и хозяйственных последствий их использования природные ресурсы делятся на исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые) и неисчерпаемые. Землю правильнее всего рассматривать как ограниченно возобновимый природный ресурс.

Природные ресурсы , особенности их использования и место земли в их составе: земельные, минеральные, водные, расти-тельность, животный мир, климати-ческие.

Земля объединяет в процессе использования природные ресурсы, относящиеся к различным естественным сферам. Ее хозяйственная ценность образуется и неуклонно возрастает при рациональном сочетании и использовании ее природных и приобретенных свойств. Изучение взаимосвязей природных ресурсов необходимо для разработки и осуществления комп-лексов мероприятий, благотворно влияющих на состояние, способность к воспроизводству, полезность и продуктивность окружающей среды.

Традиционно земля с экономической точки зрения рассмат-ривалась как совокупность предметов труда, доставляемых природой без содействия человека. Поэтому практически всегда использование какого-либо элемента природной среды (полезных ископаемых, воды, растительности и так далее) оказывает прямое или косвенное влияние на качество земли и плодородие почв.

Отнесение земельных ресурсов к ограниченно воспроизводи-мым природным ресурсам обусловлено двумя причинами: с одной стороны, пространство, территория, поверхность земли невозобновимы, за исключением частных случаев изменения локального соотношения суши с водой; с другой — практически беспредельны возможности для восстановления, улучшения, расширенного воспроизводства производительной способности земельных угодий.

Рациональное взаимодействие элементов системы «земля — человек — производство» предполагает решение следующих принципиальных задач:

Сокращение неблагоприятного воздействия производства на земельные ресурсы до экологически безопасного уровня;

Максимально полный учет качественных особенностей зе-мельных ресурсов при их использовании (особенно сельскохо-зяйственном);

Улучшение и охрана земель с целью более полного удовлетворения материальных и социальных потребностей че-ловека.

Совокупность природных ресурсов и условий пред-определяет степень пригодности земли для различных видов человеческой деятельности. С ними непосредственно связана и возможность удовлетворения населением его социальных потребностей.

Особую роль факторы природной среды играют в сельском хозяйстве. По данным природно-сельскохозяйственного райони-рования земельного фонда России, холодный пояс и горные области с суровыми и неблагоприятными климатическими условиями занимают 76% ее территории. Остальные 24% приходятся на долю умеренного пояса с относительно благо-приятными условиями для роста культурных растений, ведения интенсивного земледелия и животноводства.

От обеспеченности теплом и влагой зависят биологическая продуктивность земельных ресурсов, характер их производст-венного использования, состав возделываемых сельскохозяйст-венных культур и луговой растительности. Особенно важно их оптимальное сочетание. Территории с неудовлетворительным балансом тепла и влаги имеют низкую естественную продук-тивность. По показателям биоклиматического потенциала юж-ные полупустынные регионы, недостаточно обеспеченные влагой, равноценны северным территориям с ограниченным притоком тепла.

Удовлетворение неуклонно возрастающих общественных по-требностей ведет к более интенсивному использованию земель-ных ресурсов. Поэтому необходимо на научной основе осуществлять взаимодействие факторов окружающей среды в интересах совершенствования и развития природных комплексов, повышения их хозяйственной ценности.

Для невозобновимых минеральных ресурсов принципиальное значение имеют их экономия и полная переработка с ограничением отрицательного воздействия на окружающую среду. При использовании возобновимых ресурсов следует соблюдать принцип получения наибольшего эффекта в коли-чественном и качественном выражении при данных затратах и расширенном воспроизводстве их полезных свойств.

Рациональное использование земли неотделимо от ее на-дежной охраны при комплексном подходе к развитию зональ-ных природных систем. Содержание землеохранных мероприятий должно соответствовать усилению хозяйственного воздействия на землю, способствовать неуклонному повышению плодородия почв.

В нынешнем российском законодательстве предусмотрены платежи за использование земельных и других природных ресурсов в форме земельного налога и арендной платы. Ставится задача возможно более полного учета дифференциальной земельной ренты, возникающей в сельском хозяйстве из-за различий в естественной продуктивности и местоположении земель, в том числе с целью привлечения финансовых средств предприятий для воспроизводства и охраны земельных ресурсов.

Тема № 2 Земля — средство производства.

Общественное производство исторически складывалось путем взаимодействия труда человека с землей и другими природными ресурсами. «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать», — утверждал родоначальник классической экономической теории, английский экономист XV века Вильям Петти.

Значение земли в получении средств существования человека на ранних этапах цивилизации было всеобъемлющим; впрочем, и в наши дни около 75% всех продуктов потребления производится в аграрной сфере. Земля по-прежнему играет в жизни человека определяющую роль.

Человеческая цивилизация — основной фактор воздействия на землю. Естественноисторические процессы при жизни одного поколения оказывают меньшее влияние на состояние земель, чем неуклонно возрастающие техногенные (связанные с разви-тием производства) нагрузки. Рост потребностей в продуктах питания и сырье, изменения в методах их удовлетворения, в технике и технологии могут приводить и приводят к деградации земель при одновременно возрастающих потенци-альных возможностях для воспроизводства их продуктивных качеств.

Участие земли в общественном производстве происходит на основе процесса труда. Последний включает следующие элементы: труд человека, предмет труда и средства труда. В сельском хозяйстве человек, воздействуя на землю с помощью других средств труда, производит продукцию, как для непос-редственного потребления, так и для последующей переработки.

В добывающих и обрабатывающих отраслях промышленности продукт, извлекаемый из земли, подвер-гается приспособлению и превращению в средства труда, что позволяет расширить возможности человека в его воздействии на землю. Не случайно землю называют всеобщим средством производства, поскольку она дает рабочему место, на котором он стоит, процессу труда — сферу действия. Земля олицетворяет в широком смысле все материальные условия, необходимые для того, чтобы этот процесс мог совершаться.

Земля является первоосновой любой деятельности . Она выступает материальным условием ее возникновения, простран-ственным базисом ее осуществления, предметом, на который человек воздействует при решении производственных задач. Далее, земля используется в качестве орудия или средства труда при производстве продуктов земледелия путем воздей-ствия на культурное растение — предмет труда. Это дает основание рассматривать ее как всеобщее средство производ-ства для всех без исключения отраслей народного хозяйства, как предмет труда и орудие труда в сельском и лесном хозяйстве.

И в аграрной, и в индустриальной сферах деятельности, в том числе в обрабатывающей и добывающей про-мышленности, роль земли всегда активна. Размещение промышленных предприятий и их нормальная работа зависят от качества грунтов, положения относительно мест получения и потребления сырья и готовых изделий, плодородия почв и других свойств земли, хотя при этом биологический потенциал земли используется только частично или не используется совсем.

Наиболее полно полезность земли для общества раскрывается в сельском хозяйстве, где процесс производства непосредственно связан с ее плодородием и продуктивностью. Человек, воору-женный биологическими, химическими, техническими средства-ми, возделывает растения, выращивает животных, используя при этом землю и связанные с ней другие природные ресурсы и как предмет труда, и как орудие производства. Особое положение земли в сельскохозяйственном производстве (а также в лесном хозяйстве) определяет ее предназначение как главного средства производства в этих отраслях.

Важное значение для продуктивного использования земли имеют качество и местоположение земельного массива. Плодо-родные, но удаленные, неудобно расположенные земли обычно вовлекаются в хозяйственное использование лишь при крайней необходимости.

В добывающей промышленности земля используется для разработки недр и добычи сырья. Наличие в толще земли запасов минерального сырья и топлива предопределяет разме-щение горнодобывающих предприятий. Важное значение имеет и местоположение разведанных полезных ископаемых. В первую очередь осваиваются удобно расположенные по отношению к промышленным и культурным центрам богатые месторождения в земледельческой зоне страны. В последние десятилетия резко возрос объем добычи минерального сырья и топлива в удаленных и малонаселенных регионах.

Обрабатывающая промышленность использует землю в качестве территориального базиса. Здесь важны геологические условия пригодности земель для строительства зданий и сооружений, близость к населенным пунктам, где сосредоточены трудовые ресурсы, к источникам сырья и пунктам реализации продукции.

При определении любого вида производственного использо-вания земли необходимо учитывать качество почвенного покрова. Законодательством всегда признавался приоритет сель-скохозяйственного использования земли, однако на деле про-мышленные отрасли нередко имели преимущество при выборе земельных участков. Благоприятные технологические свойства обрабатываемых земель обеспечивали экономию капитальных вложений, но это наносило ощутимые потери сельскому хозяйству и экономике в целом.

В современных условиях предоставление промышленным предприятиям ценных угодий связано с жесткими ограничени-ями и большими платежами за их отвод. Специалистам по землеустройству придется поэтому решать сложные задачи по организации межотраслевого распределения земли с позиций не ведомственной, а народнохозяйственной эффективности, исходя из принципов рыночной экономики.

Важнейшее место в земельном фонде занимают плодородные высокопродуктивные земли. Они составляют земельноресурсную базу сельскохозяйственного производства, и уровень их исполь-зования во многом определяет продовольственную ситуацию в государстве.

Интенсивное землепользование — объективная необходимость и общая тенденция агропромышленного производства в эконо-мически развитых странах с ведущей ролью промышленности, абсолютным и относительным увеличением городского и уменьшением сельского населения. Исторический анализ формирова-ния сельскохозяйственного производства в индустриальных странах Западной Европы показывает, что сельское хозяйство издавна развивалось там не посредством увеличения площади обрабатываемой земли, а путем улучшения качества обработки, увеличения материально-технических средств, вкладываемых в прежнее количество земли, то есть интенсивно. В этом и заключается самый эффективный путь социально-экономического прогресса общества и рационализации природопользования.

Использование земель интенсивными методами предполагает, вместе с тем освоение в разумных, экономически обоснованных пределах новых площадей для восполнения потерь сельскохо-зяйственных угодий, для расширения земельноресурсной базы сельского хозяйства. Осваивать приходится, как правило, менее продуктивные земли. Исторически ситуация складывается так, что большее плодородие почвы совпадает с возможностью немедленного и более интенсивного его использования. Для общества важен не только уровень плодородия лучших земель, но и суммарное выражение производительной способности продуктивных угодий, находящихся в сельскохозяйственном пользовании. Этот «общий объем» плодородия сельскохозяйст-венных земель — очень важный показатель продовольственного потенциала страны.

Плодородие земель — главный отличительный признак их сельскохозяйственного предназначения. От него зависит производственная пригодность угодий к использованию в виде пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ.

Обычно различают природное (естественное) и эффективное (экономическое) плодородие почв. Природное плодородие почв в их ненарушенном состоянии зависит от всего комплекса природных условий. Будучи результатом естественного почво-образовательного процесса, оно сильно различается по зонам. По мере земледельческого освоения, однако, почвы существенно изменяются. В их качественной характеристике значительное место начинают занимать искусственно приданные им свойства. Так, на дерновых почвах Беларуси с относительно небольшим природным плодородием получают сейчас более высокие урожаи зерновых и других культур, нежели в ряде областей Украины и России на черноземных почвах.

Главный показатель плодородия земель — наличие в почвен-ном покрове органического вещества (гумуса). При длительном использовании серых лесных почв и черноземов преимущест-венно под зерновые и пропашные культуры их плодородие снижается — происходит потеря гумуса за счет его ускоренной минерализации, ухудшается структура почвы, повышается ее плотность, сокращаются запасы продуктивной влаги, снижается микробиологическая активность.

Эффективное плодородие почвы — это преобразуемая человеком способность земли удовлетворять потребности растений во всех факторах их жизнедеятельности для получения необходимого биологического урожая. Чем лучше исходные свойства почвы приспособлены путем затрат труда и матери-ально-технических средств требованиям и адаптивному потенциалу сельскохозяйственных культур, тем выше их урожайность и ниже производственные затраты на единицу продукции. Переход природного плодородия почв в эффективное предполагает осуществление производственного процесса, в котором человек с помощью орудий труда воздействует на землю как средство производства. Эффективное плодородие почв определяется научно-техническим уровнем развития аграрных отраслей, масштабами применения прогрессивных технических средств и технологий, экономическим механизмом хозяйствова-ния.

Научными организациями России разработаны перспективные модели повышения плодородия почв во всех зонах страны. Для их реализации требуются проведение землеустройства и мелиорации, освоение научно обоснованных систем земледелия, другие мероприятия. Эффективное плодородие почвы является связующим звеном между земельным и человеческим факто-рами в сельскохозяйственном производстве.

Повышение эффективного плодородия земель до сих пор носит локальный характер; преобладает их деградация. Для предотвращения этого негативного процесса необходимо создать экономический механизм рационального землепользования, из-менить структуру капитальных вложений в аграрном секторе экономики, увеличив ее земельноохранную часть, добиваться во всех земледельческих зонах расширенного воспроизводства производительных свойств почвы.

Земля, используемая в сельском хозяйстве и некоторых других отраслях, связанных с получением биологической продукции, занимает особое место в составе средств производства.

Отличительные особенности земли как средства производства:

1. Земля не является результатом человеческого труда, как другие средства производства, она — продукт природы. Будучи природным телом, на определенном историческом этапе земля становится сферой жизни человека и его трудовой деятельности, источником всех средств производства, которые входят в технический арсенал общества. Человеческий труд постепенно превращает землю в главное средство сельскохо-зяйственного производства. Взаимозависимость земли и труда носит непреходящий характер.

2. Земля как средство производства используется в тесном взаимодействии с другими природными ресурсами — водой, солнечной энергией, воздухом и т.д. Чем полнее используются все элементы природной среды, тем выше уровень плодородия земли, больше отдача на вложенный труд и капитал.

3. Земля — незаменимое средство производства. Научно-технический прогресс обеспечивает неограниченное качественное улучшение и количественное наращивание других средств производства, тогда как земля пространственно ограничена пределами суши земного шара. Продуктивный потенциал ее тем не менее также неограничен; возможности земельноресурсной базы сельского хозяйства в земледельческих регионах далеко не исчерпаны. Необходимо полнее использовать резервы солнечной энергии, тепла, влаги, естественных биогеоценозов на уже освоенных площадях.

4. Земля характеризуется постоянством местоположения {неперемещаема}, поэтому ее пространственные формы и многие свойства стабильны. Другие средства производства (например, тракторы, комбайны, сельхозмашины) человек пе-ремещает по поверхности земли в процессе производственного использования, постройки и сооружения также могут быть демонтированы и т.д. Все эти более или менее мобильные элементы производства должны быть приспособлены к терри-ториальным особенностям земельных массивов.

5. Земля в отличие от других средств производства в меньшей степени подвержена моральному и физическому износу. Плодородие земли определяется в значительной мере органической частью почвы, которая является своеобразной оболочкой жизни. Чем больше органического вещества поступает в почву, тем продуктивнее земля. В то же время при ее нерациональном (в том числе чрезмерно интенсивном) использовании, она утрачивает качество «вечного» средства производства и довольно быстро теряет свою производительную способность.

6. Земля — основа сохранения всего живого на планете, включая и человека, всех природных ресурсов и элементов экономической среды, обеспечивающих ее функционирование в качестве средства производства. Тем самым задачи рациональ-ного использования земли естественным образом сочетаются с требованиями ее охраны.

Особенности земли , проявляющиеся при ее использовании в сельском хозяйстве, приводят к выделению специальной категории средств производства, неразрывно связанных с землей. Они имеют стационарный характер и служат человеку в качестве проводника его воздействий на землю как предмет труда. По характеру размещения они могут быть подразделены на два вида: объекты участкового размещения на ограниченной территории и линейные объекты значительной протяженности.

К средствам производства, неразрывно связанным с землей, относятся:

Производственные постройки — животноводческие фермы, ма-стерские, склады, электростанции, предприятия по переработке продукции и тому подобное;

Водохозяйственные и мелиоративные сооружения — ороситель-ные и осушительные каналы, пруды и водохранилища, колодцы, водопроводные сети, водонапорные башни; противоэрозионные сооружения;

Транспортные устройства — дороги, мосты и другие дорожные сооружения;

Многолетние насаждения — сады, виноградники, ягодники, защитные древесные и кустарниковые насаждения;

Другие хозяйственные устройства — ограждения, сети электроснабжения и связи и так далее.

Используются эти средства производства там, где сооружены, вместе с земельными участками, на которых расположены. После того как они созданы, перемещение их невозможно без полной или частичной потери их пригодности к эксплуатации, а недостаточно обоснованное размещение может вызвать большие экономические издержки.

Концентрация средств производства , неразрывно связанных с землей, во многом определяет уровень интенсификации сельского хозяйства. Чем лучше оборудована и оснащена территория в инженерном отношении, тем выше производительность земледельческого труда и меньше потерн сельскохозяйственной продукции.

В последнее время происходит ускоренная интеграция функций земли как главного средства производства и про-странственного территориального базиса, развиваются различные формы кооперации земледелия и животноводства с перерабатывающими предприятиями. Земля становится территориальной и пространственной основой функционирования агропромышлен-ного комплекса как единого целого. При этом резко возрастают требования к качеству земель, их продуктивности и плодородию, техническому и технологическому обеспечению производ-ства, экологической безопасности.

В процессе производственной и общественной деятельности. Земля выступает как важнейший объект социально-экономи-ческих связей. От уровня ее продуктивности зависит продо-вольственное обеспечение страны. Качество земли и природной среды в целом определяет степень благоприятности территории для проживания населения.

Особая социально-экономическая роль земли в жизни общества приводит к выделению земельных отношений как специфических экономических и юридических связей между людьми. Это сложная сфера общественных отношений, связанная, прежде всего с реализацией прав собственности, владения, пользования и распоряжения землей.

Неоднородность земли как главного средства производства в сельском хозяйстве, качественное различие участков, использу-емых в других отраслях, многообразие форм собственности и хозяйствования порождают динамичность землевладения и зем-лепользования. Фактор развития, динамики земельных отноше-ний следует всегда учитывать при устройстве земли не только для производственной, но и всякой иной деятельности. Землеустройство, формируя системы землевладения и земле-пользования, обеспечивает функционирование земли и как природного ресурса, и как средства производства, и как объекта социально-экономических взаимосвязей. В этом заключается сложность понятия «земля», применяемого в землеустройстве.

Реформы в экономике и общественной жизни России захватили и систему землепользования. Устраняется десятиле-тиями складывавшийся формализм в земельных отношениях, ликвидирована монополия государственной собственности на землю, неуклонно расширяется сфера часть его землевладения. Повышается заинтересованность крестьян в сохранении земли, улучшении ее качественного состояния. Все это ставит перед землеустроительными службами много новых вопросов, которые предстоит решать в ближайшие годы.

Так как земля является единственным местом обитания всего живого, государство в публичных интересах должно осуществлять наблюдение за состоянием земель посредством мониторинга, который должен осуществляться в целях:

1) своевременного выявления и прогнозирования развития негативных последствий, влияющих на качество и состояние земель, разработки и реализации мер по предотвращению этих процессов;

2) оценки эффективности этих земле охранительных мероприятий;

3) информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны земель, которое должно включать:

Регулярные наблюдения за состоянием земель, количественными и качественными показателями;

Сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений;

Создание и ведение банков данных;

Оценку и прогнозирование изменения состояния земель.

Государственный мониторинг земель является составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды. Государственный мониторинг должен осуществляться по кадастровым категориям, угодьям, зонам. Важность земли как места обитания и как источника естественного богатства порождает необходимость принятия специализированных федеральных законов в этой сфере. Например, Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998 г.* устанавливает правовые основы государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков, хозяйственной деятельности.

Обеспечение плодородия этой категории земель осуществляется по следующим основным направлениям:

разработка и реализация федеральных программ обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

проведение учета показателей плодородия таких земель, сертификация почв;

государственный контроль за воспроизводством земель;

учет эталонных участков земель сельскохозяйственного назначения (ст. 11).

Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию РФ национальный доклад о состоянии плодородия земель (ст. 12).

В целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия этих земель (ст. 13).

Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется при условии соблюдения экологических требований (ст. 21).

Государственный контроль за воспроизводством плодородия таких земель и их рациональное использование проводится в целях соблюдения собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков требований закона.

Земля - важнейший компонент природной среды, который функционирует по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является питательной средой для всего живого. Земная поверхность имеет территориальные ограничения, она не может быть произвольно увеличена людьми в зависимости от их потребностей. Равным образом она не подлежит замене никаким другим средством производства, не устаревает и не изнашивается, как это происходит в отношении орудий и средств производства. При рациональном использовании земли ее плодородие постоянно возрастает, что, в свою очередь, влияет на ценностные характеристики данного объекта. Это, безусловно, свидетельствует о том, что земельные отношения являются отношениями особого рода и не могут, как предлагают некоторые ученые, устанавливаться и определяться нормами гражданского права, а должны регулироваться нормами земельного права с учетом норм гражданского права только в части, не урегулированной нормами земельного права.

Как известно, в новый ГК РФ включена отдельная глава (17), посвященная земельным отношениям. С правовой и экономической точки зрения, ценность земли определяется особенностями, спецификой свойств и признаков, отличающих ее от других имущественных объектов. Это означает, что отношения отныне должны регулироваться и гражданским законодательством. Однако согласно части 3 ст. 2 ГК РФ, если имущественные земельные отношения основываются на административном акте (а таких видов земельных отношений, как известно, немало), то эти отношения не регулируются нормами гражданского права. Они находятся в исключительной сфере земельного законодательства. Поэтому неправомерны высказывания некоторых ученых-цивилистов о том, что все без исключения земельные отношения должны регулироваться нормами земельного права.

Дело в том, что статьи 72 и 73 Конституции РФ, определяющие предметы исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, устанавливают, что гражданское законодательство находится в ведении РФ, а земельное законодательство - в совместном ведении РФ и ее субъектов. Требуется более четкое разграничение сфер применения земельного и гражданского законодательства.

Новая Конституция РФ (ст. 5, 35, 71, 72 и др.) и принятые в ее развитие нормативно-правовые акты, в частности Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах», положили начало делению и неделимой природной среды по «этажам», на собственность федеральную, субъектов РФ, муниципальную, частную, общую и др.

Справедливо замечание профессора Г.В. Чубукова о том, что гражданское право не обладает правовым инструментарием учета многообразия и специфики земли как объекта земельных отношений. Оно определяет единые унифицированные правила гражданского оборота и собственности на землю без учета ее уникальных специфических особенностей.

Конституция закрепила процесс «овеществления» всех природных ресурсов и природной среды в целом, а Гражданский кодекс РФ в ст. 130, 214 и др. объявил все природные ресурсы (естественную природную среду) имуществом со всеми вытекающими из этого последствиями. Таким образом было произведено изъятие всех природных ресурсов и всей природной среды в целом из сферы земельного и экологического права, включив их в сферу действия гражданского права.

Особо следует также отметить, что ч. 1. ст. 9 Конституции РФ, устанавливая, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а вторая часть ст. 9 передает эти объекты в частную и иные формы собственности. Разве это не парадокс? Следует также подчеркнуть, что объявление в ГК РФ всех природных ресурсов имуществом противоречит ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 36 и ст. 42 Конституции РФ, так как нарушает неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права на природные ресурсы, основу жизни и деятельности народов России, законные интересы, право каждого на благоприятную окружающую среду.

Представляется, что природные ресурсы (объекты) могут участвовать в обороте, но не на основе частной собственности как имущественной категории, а на основе публичности этой собственности, которая принадлежит всему многонациональному народу, проживающему на территории России.

Однако необходимо отметить, что проводимая с 1990 г. земельная реформа в России, когда на смену административным методам правового регулирования земельных отношений пришли экономико-правовые, когда конституционно было закреплено многообразие форм земельной собственности и хозяйствования на ней, признание земли имуществом, введение платности землепользования, что способствовало формированию земельного рынка и обусловило принятие нового земельного и гражданского законодательства. Все это в корне изменило старое представление о характере и содержании земельных отношений.

Исследуя вопрос о соотношении гражданского и земельного права, следует отметить, что при регулировании земельных отношений необходимо использовать понятийный аппарат и основные принципы, установленные гражданским законодательством, а в земельном законодательстве должна отразиться тенденция земельных отношений, вытекающая из того факта, что земля является особым объектом, который охраняется и используется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому перед земельным правом встают новые задачи в связи с усложнением предмета этой отрасли права.

В силу специфических свойств земли ее оценка в денежном исчислении не соответствует действительной стоимости и, возможно, будет долго отставать от нее из-за непрерывно возрастающей ценности земли.

В условиях рыночной экономики цена земельных участков определяется, исходя из спроса и предложения, и имеет постоянную тенденцию к росту.

Все это породило необходимость учета земельных ресурсов в виде земельного кадастра, регистрации сделок с землей; требуются критерии рациональности землепользования на всех землях путем кадастровых оценок.

С учетом указанного обстоятельства устанавливается и налогообложение. Например, налоги устанавливаются и изменяются в зависимости от состояния земельных участков, а не по результатам хозяйственной деятельности (ст. 3 Закона РСФСР «О плате за землю»).

Так как земля является важнейшим компонентом природной среды, необходимо усилить ответственность за преступления против земельной безопасности. В частности, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 г. №14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические преступления»* указывает, что в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства необходимо обеспечить такое правильное право применение, т.к. высокая степень общественной опасности преступлений в этой сфере обусловлена тем, что объектом посягательства является стабильность окружающей среды и природ ресурсный потенциал, а также гарантированное Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). В каждом конкретном деле, квалифицируя содеянное, суд должен исходить не только из стоимости и количества потерь, но и учитывать причиненный экологический вред, т.е. вред, нанесенный растительному и животному миру, а также всей экосистеме в целом.