Включение ндс в цену государственного контракта. Заключаем госконтракт с организацией, применяющей «упрощенку

23.01.2024 Crm

Организация, находясь на основной системе налогообложения, заключила гос контракт на предоставление услуг. Цена предоставляемых услуг включает в себя НДС (прописано в контракте). С нового года организация перешла на упрощенную систему налогообложения.Должна ли организация прописывать в акте выполненных работ сумму НДС и выставлять счет-фактуру? Имеет ли право заказчик принять НДС у вычету?

Нет, не должна.

Общество на УСН плательщиком НДС не является, независимо от условий договора. Главное не выставлять по договору счет-фактуру. Если документ будет выставлен по требованию заказчика и условиям договора, то общество исчислит и уплатит НДС.

Следует указать, что выставлять счет-фактуру по договору с условиям и НДС организация на УСН не обязана. Основание – письмо ФНС России от 8 ноября 2016 г. № СД-4-3/21119@.

Обоснование

Из письма ФНС России от 8 ноября 2016 г. № СД-4-3/21119@
Вопрос: Об уплате НДС исполнителем госконтракта, применяющим УСН.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) налогоплательщиком - исполнителем государственного контракта, применяющим упрощенную систему налогообложения, и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 346.11 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 169 Кодекса установлено, что составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики НДС при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения указанным налогом в соответствии с главой 21 Кодекса (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса).

В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) не должны составлять и выставлять покупателям счета-фактуры.

В случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Кодекса подлежит уплате в бюджет.

Изложенная позиция соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в пункте 4.1 постановления от 03.06.2014 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Камснаб".

В связи с этим в случае, если в государственном контракте на поставку товаров (работ, услуг) их стоимость указана "с НДС" и при оплате этих товаров (работ, услуг) заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС при невыставлении счета-фактуры у продавца, применяющего упрощенную систему налогообложения, обязанность уплатить НДС в бюджет в соответствии с положениями главы 21 Кодекса не возникает.

ФНС России также отмечает, что при рассмотрении вопроса о расчете (завышении) цены государственного контракта на выполнение работ в данной ситуации необходимо учитывать, что на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы НДС по товарам (работам, услугам), предъявленные лицам, не являющимся плательщиками этого налога, учитываются в стоимости этих приобретенных товаров (работ, услуг).

Одновременно сообщаем, что вопросы определения цены товаров (работ, услуг) при заключении государственных контрактов касаются гражданско-правовых отношений хозяйствующих субъектов и не относятся к компетенции ФНС России.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд определено Министерство экономического развития Российской Федерации.

Ваш персональный эксперт Ольга Пушечкина.

В конкурсе на заключение госконтракта могут участвовать любые организации, в том числе и работающие на «упрощенке». Договор заключается с победителем по установленной им цене, корректировка которой не допускается. Что решает арбитражная практика по вопросу начисления НДС «упрощенцем» в рамках госконтракта?

Взыскать НДС по суду

Арбитражная практика по рассматриваемой проблеме обусловлена в каждом конкретном случае спецификой конкурсной документации, а также условиями контрактов. Рассмотрим несколько примеров.

Так, например, заслуживает внимания Постановление ФАС Московского округа от 2 ноября 2011 года № А40-131937/10-59-1153 (Определением ВАС РФ от 21.02.2012 г. № ВАС-1045/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ). Суть спора такова: поставщик-«упрощенец» заключил госконтракт, цена которого включала НДС. Заказчик оплатил товар в полном объеме, однако посчитал, что поставщик завысил стоимость реализуемой продукции, увеличив расходы на НДС (на момент подписания контракта последний находился на УСНО). Тогда заказчик обратился в арбитраж с иском о взыскании неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ). Рассмотрев материалы дела, служители Фемиды установили: поставщик не выставлял счет-фактуру с выделением суммы НДС, а также не перечислял спорную сумму налога в бюджет. При этом судьи не нашли оснований для включения в стоимость поставки суммы НДС. Значит, полученные «упрощенцем» денежные средства являются неосновательным обогащением, и подлежат возврату.

Рассмотрев материалы дела, судьи установили: поставщик не выставлял счет-фактуру с выделением суммы НДС, а также не перечислял спорную сумму налога в бюджет. При этом судьи не нашли оснований для включения в стоимость поставки суммы НДС.

Примечательны также выводы, сформулированные в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 10 июля 2011 года № А40-17779/11-102-147. Спор возник после оплаты, когда на счет поставщика пришли не все деньги: сумма была сокращена на размер НДС. Арбитры изучили дело и поддержали госзаказчика, поскольку в проекте контракта, являющемся частью конкурсной документации, и в самом договоре было особое условие: в случае освобождения поставщика от уплаты НДС в соответствии с налоговым законодательством цена госконтракта снижается на сумму налога без изменения предусмотренного контрактом количества поставляемой продукции.

В другом судебном разбирательстве ФАС Московского округа (Постановление от 20.09.2011 г. № А40-477/11067-4) арбитры снова встали на сторону госзаказчика. Предыстория спора такова. Победителем открытого аукциона в электронной форме была признана фирма, применяющая УСНО. При этом цена госконтакта была установлена с учетом НДС. В связи с применением спецрежима поставщик обратился к госзаказчику с предложением внести изменения в госконтракт и указать сумму оплаты без слов «с учетом НДС». Госзаказчик направил в Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве (УФАС) обращение о включении фирмы в реестр недобросовестных поставщиков, приложив к нему протокол об уклонении победителя торгов от заключения контракта. Компания, выигравшая тендер, была вынуждена заключить договор по цене с учетом НДС. Однако, выставив впоследствии первичные документы и счет-фактуру без учета НДС, «упрощенец» недополучил от заказчика всю ту же сумму налога. Обращение в суд ни к чему не привело. По мнению арбитров, задолженность, подлежащая взысканию, у госзаказчика отсутствует.

Как поступить с НДС?

НДС, выделенный в госконтракте, способен доставить немало хлопот и при исчислении налоговой базы по единому налогу.

Допустим, в госконтракте выделена сумма НДС, но организация не готова к судебным тяжбам. В этой ситуации «упрощенец» поневоле становится налогоплательщиком НДС, так как по факту выполнения госзаказа оформляет все первичные документы, а также счет-фактуру с выделенной суммой этого налога. В свою очередь, выставленная сумма НДС подлежит уплате в бюджет за счет средств фирмы, применяющей УСНО (пп.1 п. 5 ст. 173 НК РФ). Также фирме предстоит подать в налоговую инспекцию декларацию по НДС (Письма Минфина РФ от 23.10.2007 г. № 03-07-11/512, УФНС РФ по г. Москве от 17.11.2009 г. № 16-15/120314).

Кроме того, НДС, выделенный в госконтракте, способен доставить немало хлопот и при исчислении налоговой базы по единому налогу. Во-первых, учесть эту сумму сбора в составе расходов при расчете единого налога никак не удастся (Письмо УФНС РФ по г.Москве от 21.03.2011 г. № 16-15/026297@). Во-вторых, компетентные органы считают, что «упрощенцы», выставляющие в добровольном порядке покупателям счета-фактуры с выделением суммы НДС, должны учитывать доходы от реализации с налогом. (Письма Минфина РФ от 14.04.2008 г. № 03-11-02/46, от 13.03.2008 г. № 03-11-04/2/51 и УФНС РФ по г. Москве от 02.11.2010 г. № 16-15/115179@). Хотя все же служители Фемиды категорически против такого подхода (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 г. № 17472/08).

П. Н. Корнилов , руководитель экспертно-консультационного центра Института госзакупок РАГС,

Ю. А. Шавылина , ведущий юрисконсульт Института госзакупок РАГС

По общему правилу организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с учреждением, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры). В результате на практике возникает ряд вопросов. Данный материал поможет ответить на них.

Цена контракта может быть уменьшена?

В случае если начальная цена контракта была сформирована заказчиком с учетом НДС, а победителем является лицо, применяющее «упрощенку», на чей счет следует отнести экономию (доход), связанный с отсутствием у сторон необходимости выделять в контракте и затем перечислять в бюджет сумму НДС?

Ответ на этот вопрос вытекает из положений Закона о госзакупках, а также подтверждается рядом писем Минэкономразвития России, Минфина России и судебной практикой.

Согласно положениям Закона о госзакупках (ч. 3 ст. 29 – для конкурса, ч. 10 ст. 41.12 – для аукциона в электронной форме и ч. 8 ст. 47 – для запроса котировок), контракты заключаются на условиях, предусмотренных извещением (документацией), по цене контракта, предлагаемой участником, с которым заключается такой контракт.

При этом в Законе о госзакупках отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения. Таким образом, если участник конкурса не является плательщиком НДС (например, если работает на «упрощенке»), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо суммы НДС ставится прочерк. В этом заключается главная особенность контрактов с участниками, применяющими спецрежим.

Причем при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте. Данные выводы сделаны в том числе в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2010 г. № А05-20849/2009.

Кроме того, заключение контракта с нарушением условий, предложенных лицом, с которым заключается такой контракт, может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по статье 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подтверждение этого можно найти и в письме Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 03-07-07/02. Там отмечено, что «…при заключении контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд с налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, цену контракта следует рассчитывать без налога на добавленную стоимость…».

Фактически в этом случае сумма налога на добавленную стоимость, «запланированная» заказчиком при определении начальной цены контракта, будет являться дополнительным доходом победителя.

Таким образом, контракт должен заключаться заказчиком по цене победителя торгов или запроса котировок вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Корректировка (уменьшение) заказчиком цены контракта, заключаемого с лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, Законом о госзакупках не предусмотрена.

Данный вывод был неоднократно подтвержден в письмах Минэкономразвития России (см. например, письма от 27 сентября 2010 г. № Д22-1740, от 27 сентября 2010 г. № Д22-1741).

Можно ли ограничить количество организаций на «упрощенке»?

В соответствии со статьей 8 Закона о госзакупках участником проводимой заказчиком процедуры может быть любое независимо от организационно-правовой формы, формы собственности.

При этом действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений по участию в торгах или запросе котировок для лиц, применяющих спецрежим. Следовательно, такие участники допускаются к участию в торгах и запросе котировок на равных основаниях с иными лицами. При этом установление заказчиком каких-либо запретов или ограничений в этой части является основанием для привлечения соответствующего должностного лица к административной ответственности согласно части 4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Но когда участник должен заявить о применении им «упрощенки»?

Прямого ответа в Законе о госзакупках на данный вопрос нет. Следовательно, надо ориентироваться на общие нормы, согласно которым, исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должны входить в состав заявки на участие в торгах или в запросе котировок, установлен статьями 25, 41.8 и 44 Закона о госзакупках.

Ни в одной из этих статей не предусмотрена возможность затребования заказчиками у участников документов, заявляющих или подтверждающих применяемую ими систему налогообложения. Следовательно, участник по собственному выбору может сообщить эти сведения заказчику в составе заявки на участие в процедуре или после признания его победителем непосредственно перед заключением контракта.

При этом в конкурсе и запросе котировок многие участники, указывая в своей заявке предлагаемую цену контракта, сразу добавляют к ней слова «НДС не облагается» или «НДС 0 процентов». Это не является обязательным, однако сразу сообщает заказчику о наличии особенностей, которые следует учесть при заключении контракта с таким участником.

Можно «выровнять» предложения?

С одной стороны, действительно, сразу на себя обращает внимание тот факт, что фирма, применяющая «упрощенку», находится в более выгодном положении, чем иной участник конкурса, аукциона, запроса котировок.

Например, поданы две котировочные заявки. В одной из них участником предложена цена «110 тыс. руб. (НДС не облагается на основании применения “упрощенки”)», а в другой – «118 тыс. руб., включая НДС».

Очевидно, что исходя из общих правил побеждает лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, то есть участник, применяющий спецрежим.

Вместе с тем цена товаров (работ, услуг), которую предлагает второй участник, в действительности еще ниже, чем цена первого участника (без учета НДС – 100 тыс. руб.).

По данному примеру видно определенное неравенство участников, однако данное положение вытекает из налогового законодательства в Российской Федерации: «упрощенка» – специальный налоговый режим, направленный, главным образом, на поддержку субъектов малого предпринимательства.

Нормы Закона о госзакупах не позволяют заказчику при выборе победителя скорректировать (отменить) предусмотренные Налоговым кодексом РФ преимущества данной системы налогообложения.

Например, правила оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, установленные постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722, не предусматривают при применении формулы расчета баллов по критерию «цена контракта» изменение предложенных участниками цен на размер налога на добавленную стоимость.

В порядке рассмотрения и оценки котировочных заявок, предусмотренном статьей 47 Закона о госзакупках, также не предусмотрены какие-либо особенности сопоставления котировочных заявок в зависимости от применяемых участниками систем налогообложения.

То есть во всех случаях сравнивается «окончательная» цена контракта, предлагаемая участниками.

В частности, если участник работает на «упрощенке» и указывает цену без НДС, его ценовое предложение сравнивается с ценой, предложенной участником, который является плательщиком НДС. Подобные выводы были также сделаны в письмах Минэкономразвития России от 22 июля 2008 г. № Д05-2957, от 27 июня 2008 г. № Д05-2575.

Возможно ли определить цену контракта без НДС?

Действительно, это дает возможность сравнить предложения участников на равных условиях вне зависимости от применяемых ими систем налогообложения. С одной стороны, расчет начальной (максимальной) цены контракта и определение порядка формирования цены контракта (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) относятся к компетенции заказчика.

Вместе с тем, формируя начальную (максимальную) цену контракта, следует учитывать, что данная цена является предельной и не увеличивается.

При заключении контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении торгов или запроса котировок.

И при исполнении контракта цена является твердой и не может изменяться, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона о госзакупках, а также случаев, предусмотренных частями 4.2, 6, 6.2 – 6.4 данной статьи (ч. 4.1 ст. 9 Закона о госзакупках).

Следовательно, если заказчик укажет в извещении начальную (максимальную) цену без учета НДС, то он не сможет заключить контракт с победителем, являющимся плательщиком НДС, поскольку увеличение цены контракта на сумму НДС будет противоречить части 4.1 и части 5 статьи 9 Закона о госзакупках, а невключение НДС – Налоговому кодексу РФ.

При этом, как указывалось выше, по Закону о госзакупках заказчику не предоставляется возможности ограничить участие в своих торгах и запросах котировок лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, фактически заказчик всегда должен определять начальную (максимальную) цену контракта с учетом налога на добавленную стоимость.

Если поставщик сменил режим в ходе исполнения контракта

По общему правилу цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.
Поставляемые товары (работы, услуги) оплачиваются исходя из цены, установленной контрактом (ч. 4.1 ст. 9 Закона о госзакупках).

При этом установленная в контракте стоимость оплаты не соотносится с фактическими расходами победителя торгов на исполнение контракта и является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении (п. 4 совместного письма Минэкономразвития России и ФАС России от 19 августа 2009 г. № 13613-АП/Д05).

В том случае, когда государственный (муниципальный) контракт был заключен по цене, включающей на добавленную стоимость, но впоследствии поставщик перешел на спецрежим в виде упрощенной системы налогообложения, правовых оснований в одностороннем порядке изменить (уменьшить) цену контракта у заказчика не имеется.

Запрет на такие действия установлен в части 5 статьи 9 Закона о госзакупках, а ответственность за его нарушение – в статье 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Допустимыми действиями сторон в этом случае будет подписание дополнительного соглашения к контракту, по которому меняется формулировка цены контракта: вместо «включая НДС» будет указано «НДС не облагается». Обратите внимание: общая цена государственного (муниципального) контракта при этом останется прежней, сумма «бывшего» налога на добавленную стоимость перейдет теперь в доход поставщика.

Вместе с тем при исполнении контракта его цена может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта. Это определено частью 4.1 статьи 9 Закона о госзакупках.

То есть с согласия поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик может подготовить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта на размер налога на добавленную стоимость, тем самым сохранив данную экономию в своем бюджете.

Как мы видим, из изложенного следует, что уменьшение цены контракта возможно сразу же после его подписания сторонами при условии, что прочие условия контракта не изменяются.

Важно запомнить

При заключении контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд с налогоплательщиками, применяющими «упрощенку», цену контракта следует рассчитывать без учета налога на добавленную стоимость.

Законодательством РФ предусмотрено налоговое регулирование предпринимательской деятельности. И одним из видов обязательных платежей в бюджет является налог на добавленную стоимость. Как учитывается налог при формировании начальной цены контракта, а также как производить расчеты с победителем? Разбираемся в статье.

Понятие

НДС — это налог на добавленную стоимость, предусмотренный на общей системе налогообложения (ОСНО). Суть его в том, что организации, реализующие товары, работы, услуги (ТРУ) и накручивающие на их себестоимость дополнительную цену, должны передать в бюджет определенную часть от добавленной суммы.

Этот вид федерального налога регулируется главой 21 НК РФ. Объектом налогообложения является реализация и ввоз ТРУ на территории РФ, а ставка в общем случае с 2019 года составляет 20 % (0 % — международная перевозка, товары в области космической деятельности; 10 % — реализация продовольственных товаров, газеты, журналы, медицинские товары и др., согласно ст. 164 НК РФ).

НДС в закупках по 44-ФЗ

Можно выделить 2 этапа, где примененяется налог:

  1. Цена заключения контракта.

Приказ Минэконом № 567 от 02.10.2013, раскрывающий способы определения НМЦК, не содержит рекомендаций включать НДС в НМЦК, однако указывает на то, что стоимость необходимо приводить в соответствие с условиями планируемой закупки. Таким образом, если предмет заказа попадает в перечень объектов налогообложения, заказчику необходимо включить данный взнос в НМЦК (операции, не признаваемые объектом налогообложения, приведены в ч. 2 ст. 146 НК РФ).

При этом принять участие в торгах может любой поставщик независимо от организационно-правовой формы и режима налогообложения.

Встает вопрос, по какой цене заключать договор, если победителем является лицо, состоящее на специальных режимах налогообложения (упрощенная система, единый сельскохозяйственный налог, на вмененный доход и др.) или физическое лицо.

Согласно , при заключении контракта указывается, что его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, который заключается на условиях, предусмотренных извещением документацией и заявкой. Все на сегодняшний день, размещенные в библиотеке Единой информационной системы, также содержат указание на то, что цена должна включать все расходы, связанные с уплатой налогов, сборов и иных платежей.

Таким образом, договор заключается по цене, предложенной победителем, независимо от того, является ли поставщик плательщиком НДС. Удержание заказчиком стоимости налога при оплате будет являться неправомерным. Данная сумма будет являться дополнительным доходом участника, что говорит о более выгодном положении участников на спец. режимах, по сравнению с ОСНО.

НДС в закупках по 223-ФЗ

Закон о закупках отдельными видами юридических лиц так строго не регламентирует порядок определения НМЦК и дальнейшего заключения договора. Ст. 4 223-ФЗ лишь указывает на то, что извещение должно содержать сведения о НМЦК, порядке ее формирования (с учетом или без учета расходов на уплату пошлин, налогов и других обязательных платежей). В заказчик должен указать, каким образом будут сравниваться предложения участников, состоящих на различных режимах налогообложения.

Позиций по вопросу оценок заявок две:

1. Оценка без учета НДС нарушает принцип равноправия и экономически эффективного расходования денежных средств (решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 по жалобе № Т02-405/15, решение Хабаровского УФАС России от 30.09.2014 № 157).

2. Оценка без учета НДС не создает неравные условия участникам (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2015 № Ф02-1709/2015 по делу № А33-10428/2014, Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015).

Противоположные точки зрения существуют и при расчете стоимости договора, заключаемого с поставщиком на спецрежиме. Уменьшение цены договора на размер НДС с победителем в большинстве случаев признается незаконным, однако существует практика, где снижение в случае применения исполнителем договора упрощенной системы признано законным (решение Челябинского УФАС от 03.11.2016 по жалобе № 77-03-18.1/2016).

Отсутствие единства правоприменительной практики создает определенные риски для заказчиков и участников, поэтому необходимо четко указывать требования в положениях о закупке и документации.

Тема налогообложения волнует многих. Если вы хотя бы раз сталкивались с ситуацией, когда с вас хотят взять налоги, то вас непременно посетит некоторое чувство неудовлетворенности и желание немного уменьшить сумму, подлежащую выплате.

Специально для людей, стремящихся платить столько, чтобы им было хоть немного интересно работать, в любой стране мира существует система налогообложения, позволяющая в разумных пределах, снизить налоговую нагрузку на бизнес.

Сфера государственных закупок постоянно бурлит нововведениями и сотрясается титаническими сдвигами в толковании законодательства. В этой статье речь пойдет о том, как обезопасить себя и своих близких от уплаты НДС, даже если вы не должны его платить.

Случай в Энске

Ничто не предвещало беды. Иван Иванович, подавал согласие на участие в этой закупке, не обращая особого внимания на текст контракта, справедливо полагая что ничего предрассудительного в этом контракте быть не может. Да и ведь уже не в первый раз в РНП. Тем более за этот контракт он должен был побороться с давним оппонентом - нечестным Петром Петровичем. И уж на этот раз Иван Иванович не хотел давать ему никакого спуска.

Экий шельмец этот Петр Петрович. - думал Иван Иванович, задумчиво вглядываясь в запутанный код, отображаемый , которой он подписывал заявку. - Ну я устрою ему ценовой кризис. Учитывая длинную черную полосу, протянувшуюся с прошлого года в жизни его малого предприятия, можно понять особый трепет, охвативший все ООО, руководителем которого он и являлся. Бухгалтер и сметчик в очередной раз перепроверили расчеты. Были обзвонены все поставщики и получены все коммерческие предложения. Дело дошло до того, что Иван Иванович сам переработал текст ТЗ, лишний раз убедившись в том, что его заявка заставила бы плакать от умиления самого дотошного проверяющего. В общем, все было сделано для победы.

Через неделю, Иван Иванович победил в аукционе и в душѐ у него уже начинали плясать цыгане и медведи. В офисе царило оживление. Даже старый лазерный принтер особо радостно выплевывал тексты протоколов и проекта будущего контракта. Дело явно шло к подписанию и лишь одна небольшая бюрократическая закорючка внезапно остановила все верное дело.

НДС в госконтракте

Дело в том, что Иван Иванович находился на УСН и не платил НДС. Конечно, он свято верил, что любые подобные вопросы легко решаются на уровне бухгалтерии, и его резонно возмутило то, что без его личного вмешательства нельзя было уладить такой пустяк.

Выслав протокол разногласий Заказчику, Иван Иванович получил неутешительный ответ: текст контракта не может быть изменен .

Надо же такому произойти: специалист контрактной службы, Марина Ивановна, размещая очередную аукционную документацию в строгом соответствии с планами, прикрепляя проект контракта не обратила внимание на условия оплаты по контракту, оставляя фразу "в том числе НДС" не прописав иного варианта.

Понимая, что творится что-то абсурдное, Иван Иванович лихорадочно набрал номер знакомого юриста и услышал в ответ следующее: если он подпишет контракт, то НДС в размере 18% ему придется заплатить как ни крути.

Это был тяжелый удар судьбы, так знакомый всякому, кто сталкивался с 44 Федеральным Законом. Покраснев, Иван Иваныч, выругался совершенно грубейшим способом и размашисто бросив свою шапку на пол офиса, смахнул скупую мужскую слезу. Цыгане и медведи, еще недавно радостно шумевшие, куда-то попрятались, резонно испугавшись того, кто источая гнев и ярость поднялся из самых мрачных глубин души нашего героя.

Нет! Настал предел моему терпению! Да чтобы я еще раз в жизни лез в ! Да гори оно все огнем!

С этими словами он выдернул из чрева системного блока ЭЦП и разломал его руками. Затем хотел разбить экран компьютера, но, передумав в последний момент, излил свой гнев на клавиатуру и частично на мышь. Офис быстро опустел. Лишь в углу сиротливо зажался бухгалтер, не успевший выскочить вслед за сметчиками и менеджером.

Отдышавшись и пожевав пару никотиновых жвачек, Иван Иванович пришел в свое естественное нервозно-заторможенное состояние. Винить кого-то из офисных работников было бессмысленно. Даже ненавистный Петр Петрович был не причём – это немного утешало.

Тамара! - сказал он женщине, сидящей за ноутбуком, являющейся бухгалтером на пол ставки, - Срочно поднимай запасное ООО. Мы снова в РНП!

Резюме:

  • ВНИМАТЕЛЬНО читайте текст контракта любого тендера. Обратите внимание на наличие оговорки в условиях оплаты контракта, на случай если поставщик применяет упрощенную форму налогообложения;
  • просите Заказчика внести изменения в текст контракта ДО окончания сроков подачи заявок, если в тексте не предусмотрена возможность освобождения от уплаты данного налога;
  • в случае подписания контракта, в котором не прописано освобождение от уплаты НДС, вас с большой долей вероятности, обяжут заплатить НДС даже если вы не обязаны его платить.