Водный налог для юридических лиц. В какой срок подлежит уплате водный налог? Водный налог налоговый период

Данный налог должны уплачивать юридические лица и ИП, пользующиеся на основании лицензии ресурсами водных объектов: морей, проливов, рек, озер, гейзеров, ледников и др. Все водоемы принадлежат государству, и оно имеет право передать их в использование за определенную плату.

Объектом налогообложения являются следующие виды деятельности:

  • забор воды через скважины;
  • использование акватории водоемов;
  • использование водных объектов для целей гидроэнергетики и сплава древесины на плотах.

В ст. 333.9 НК РФ указан полный перечень ситуаций, когда использование водных ресурсов не облагается налогом. К ним относится использование водоемов для сельскохозяйственных нужд, рыболовства, тушения пожаров, ликвидации стихийных бедствий, нужд госорганов, проведения геодезических и поисково-съемочных работ и пр.

Сроки уплаты налога

Порядок уплаты налоговых платежей регламентируется ст. 333.14-333.15 НК РФ. В соответствии с ним налоговым периодом считается квартал. Налоговые платежи в полном объеме направляются в доход федерального бюджета РФ.

В общем случае крайний срок уплаты водного налога попадает на следующие даты:

Не знаете свои права?

  • за 1 квартал — до 20 апреля;
  • за 2 квартал — до 20 июля;
  • за 3 квартал — до 20 октября;
  • за 4 квартал — до 20 января.

Налоговый период одинаков для всех водопользователей. Сроки сдачи декларации полностью совпадают со сроками уплаты.

Предельные сроки уплаты водного налога в 2018-2019 годах

Крайние сроки перечисления налога иногда попадают на выходные дни. Нормами действующего законодательства предусмотрено, что, если последний срок уплаты налогов приходится на нерабочий день, тогда перечислить налоговый платеж можно в следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

В 2018 году крайние даты уплаты налога с учетом выходных дней будут следующими:

  • за 1 квартал — до 20.04.2018;
  • за 2 квартал — до 20.07.2018;
  • за 3 квартал — до 22.10.2018;
  • за 4 квартал — до 21.01.2019.

В 2019 году предельные сроки будут такими:

  • за 1 квартал — до 22.04.2019;
  • за 2 квартал — до 22.07.2019;
  • за 3 квартал — до 21.10.2019;
  • за 4 квартал — до 20.01.2020.

Штраф за неуплату водного налога в установленные сроки

В ст. 122 НК РФ указана совокупность наказаний за нарушение налоговых обязательств перед государственным бюджетом. Если налогоплательщик умышленно занизил налоговую базу или своевременно не внес платеж в бюджет в положенный срок, к нему применяются штрафные санкции.

В случае обнаружения контролирующими органами неправомерных действий нарушителям придется уплатить штраф в размере от 20 до 40% от суммы неуплаченного налога: если нарушения были совершены неумышленно, размер штрафа составит 20%, за преднамеренный обман последует более серьезное наказание — штраф до 40% от суммы недоимки.

***

Водный налог уплачивается ежеквартально в срок до 20-го числа месяца, наступившего вслед за отчетным кварталом. Если крайний срок попадает на выходной день, налоговый платеж можно перечислить в первый рабочий день, идущий за ним.

Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.

В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018-2019 годах

Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.

Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).

Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.

Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.

Водным налогом не облагается использование воды:

  • для тушения пожаров;
  • ликвидации стихийных бедствий;
  • нужд сельского хозяйства.

Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.

Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.

В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.

Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье .

НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.

Порядок расчета водного налога согласно НК РФ

Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.

Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:

  • по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
  • если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
  • при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:

  • для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
  • а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.

Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.

Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте .

Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.

Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.

ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.

Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.

Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.

За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики

Водные ресурсы страны – это особый вид природных богатств. Так же как и за , за водный забор и использование водоёмов налогоплательщики должны платить определённый вид налога: . Порядку налогообложения водным налогом посвящена целая глава Налогового Кодекса.

В какие сроки налогоплательщики должны отчитываться и уплачивать этот фискальный взнос? Для кого предусмотрены льготные условия? Об этом по порядку далее.

Сроки уплаты водного налога

Система налогообложения водным налогом предполагает сдачу отчётности и уплату налога. В данном случае сроки того и того совпадают. Одновременно со налогоплательщики должны совершить платёж той суммы, которая будет указана в отчётном документе. Все эти действия нужно успеть завершить до 20 числа месяца, после окончания каждого квартала.

Таким образом, для квартальных налоговых периодов водного налога установлены следующие периоды уплаты:

  1. I квартал – 20 апреля.
  2. II квартал – 20 июля.
  3. III квартал – 20 октября.
  4. IV квартал – 20 января.

Многие водопользователи задаются вопросом, куда они должны представить свою декларацию. Определяющую роль здесь играет место, где происходит пользование водным ресурсом, а также вид самого налогоплательщика. В соответствии с этим:

  • крупнейшие налогоплательщики должны обращаться в Межрегиональную ИФНС по КН;
  • физические лица и представители зарубежных компаний должны сдавать отчётность в ту инспекцию, которая выдала им лицензию;
  • всем остальным заинтересованным лицам стоит обращаться в налоговый орган, расположенный по месту водопользования.

Юридического лица влияет на способ подачи декларации. Штат численностью более сотни человек обязывает организацию представлять декларацию по ВН в электронном варианте. Другие налогоплательщики, отдельные и физические лица могут сдать отчётность на традиционном бумажном носителе.

Среди водопользователей, впрочем, как и среди всех других недропользователей, бытует такое мнение, что отсутствие в данный налоговый период освобождает их от обязанности формировать декларацию. Под объектом налогообложения здесь понимается вид использования водного ресурса, на который у организации имеется действующая лицензия. Это мнение ошибочно, так как декларация должна формироваться и представляться даже при отсутствии объёмов водопользования.

Таким образом, все налогоплательщики, занимающиеся лицензированным использованием водного объекта, должны самостоятельно исчислять и формировать декларацию, даже если её показатели будут нулевыми. Это делается в целях общего налогового контроля.

По инициативе самого может быть прекращена до истечения своего срока. Когда у налогоплательщика отпадает надобность в дальнейшем использовании вод, он закрывает лицензию или расторгает договор. Вместе с этим с него снимается обязанность ежеквартально отчитываться за пользование водой.

Просрочка и санкции

Несвоевременная подача декларации, точно так же как и просрочка платежа или неполная уплата водного налога считается налоговым правонарушением, за совершение которого обязательно должна наступить ответственность. Штрафные санкции по всем видам налогов, в том числе и по водному, оговорены в соответствующей главе основного налогового трактата. Глава 16 полностью посвящена этой теме.

В таблице представлены виды нарушений и соответствующие им штрафные меры:

Налогоплательщик не сдал декларацию Штраф от 1000 рублей или 5 % от суммы
Несоблюдение указанного способа сдачи отчётности Штраф 200 рублей
Искажение сведений в декларации, в том числе умышленное 40 000 рублей;

80 000 рублей, за умышленное деяние

Неумышленное и умышленное занижение налоговой базы 10 000 рублей

30 000 рублей (в зависимости от длительности нарушения)

Непредставление запрашиваемых документов налоговому инспектору 200 рублей за каждый документ
Особо крупная сумма недоимки по водному налогу:

От 1 800 000 рублей – ИП и физические лица;

От 6 000 000 рублей – юридические лица.

Административная ответственность в виде штрафа от 100 до 300 тысяч рублей;

Уголовная ответственность в виде лишения свободы;

Запрет на занимание руководящего поста.

Взыскание всех этих штрафов правомерно только до истечения исковой давности.

Льготы по ВН

Известно, что у водного налога есть 4 объекта налогообложения – забор вод, сплав древесины, производство электроэнергии и использование акватории. Только для одного из этих видов водопользования предусмотрен льготный режим, для забора вод. Все остальные объекты налога не имеют льгот.

Проанализировав налоговые ставки для забора вод, можно увидеть, что они очень отличаются в зависимости от самих водных объектов и расположения их в пределах экономического района. И только один вид отбора вод предусматривает наличие твёрдой налоговой ставки вне зависимости от каких-то условий. Это такой забор воды, целью которого является водоснабжение жилищного фонда.

На каждый год, вплоть до 2026 года, установлена единая ставка водного налога для этого объекта налогообложения. На 2017 год она составляет 107 рублей за 1000 кубометров изъятых вод без учёта коэффициента. В последующие годы ставка будет расти.

Важно знать, что применение этой сниженной ставки неправомерно, если в лицензии налогоплательщика нет информации о том, что забор вод будет идти на нужды населения. При отсутствии такой отметки водный налог исчисляется на общих основаниях.

Иногда организация занимается отбором вод для нескольких целей, в том числе для водоснабжения жилищного фонда. В этом случае ведется раздельно с использованием соответствующих ставок. Если налогоплательщик не предусмотрел отдельного учёта вод для той и другой цели, он исчисляет налог по общим ставкам.

До сих пор много споров вызывает понятие водоснабжения населения. Что же подходит под определение этого термина, относится ли сюда предоставление воды для питья различным организациям и индивидуальным предпринимателя? Ответ на этот вопрос может дать судебная практика, так как многие налогоплательщики пытаются отстоять свои права на применение пониженной ставки водного налога.

По мнению судей, жилищным фондом считаются места постоянного ли преимущественного пребывания людей, где они зарегистрированы. Поэтому расчёт налога по ставке в 107 рублей в 2017 году в случае снабжения водой предприятий и учреждений не законен.

Сроки, уплата и возможные льготы по водному налогу рассмотрены в этом видео:

В этой статье расскажем, в какие сроки сдавать декларацию по водному налогу за 4 квартал 2018 года и когда платить налог. Вы сможете скачать чистый бланк декларации и образец ее заполнения.

Водный налог платят пользователи водных объектов. Порядок расчета и уплаты налога, сдачи отчетности содержится в главе 25.2 НК РФ. Разберемся, в какие сроки нужно отчитываться и платить водный налог.

Когда сдавать декларацию по водному налогу за 4 квартал 2018 года

Налоговый период по водному налогу – квартал (ст.333.11 НК РФ). Пользователи водных объектов отчитываются по итогам каждого квартала. Срок сдачи – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (ст.333.15, 333.14 НК РФ).

Если крайний срок отправки декларации совпадает с нерабочим днем, например, выходным или праздничным, то срок продлевается до следующего рабочего дня.

С учетом этого правила сдавайте декларацию в следующие сроки:

Декларацию по водному налогу за 4 квартал года сдавайте в срок до 21 января 2019 года, так как крайний срок переносится из-за выходных.

Пример заполнения декларации по водному налогу за 4 квартал 2018 года

Форма декларации по водному налогу утверждена Приказом ФНС № ММВ-7-3/497@ от 09.11.2015г. Бланк состоит из пяти листов:

  • Титульный лист,
  • Сведения о физическом лице, не являющемся ИП,
  • Раздел 1 – расчет суммы налога,
  • Раздел 2 – расчет налоговой базы включает два подраздела:
    • Подраздел 2.1 – расчет налога при заборе воды,
    • Подраздел 2.2 – расчет налога при использовании водного объекта без забора воды.

Скачать чистый бланк и пример заполнения вы можете на нашем сайте:

Нужно ли сдавать нулевую декларацию по водному налогу? Да, если вы считаетесь плательщиком налога, то есть имеете лицензию на использование водного объекта. Если лицензии на пользование водными ресурсами у вас нет, то нет и обязанности подавать нулевую декларацию.

Сроки уплаты водного налога за 4 квартал 2018 года

Сроки уплаты водного налога совпадают со сроками сдачи декларации (ст.333.14 НК РФ). Также, как для сдачи декларации, для уплаты налога действует правило переноса сроков, если они выпадают на нерабочий день.

С учетом этого правила платите водный налог в следующие сроки:

Водный налог установлен гл. 25.2 НК РФ и введен в действие с 1 января 2005 г. вместо действовавшей до этого платы за пользование водными объектами. Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с российским законодательством.

Использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (при наличии лицензии) признается специальным водопользованием.

Плательщиками водного не признаются и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса России. За пользование водным объектом на основании договора взимается плата (ст. 20 ВК РФ). Решение о предоставлении водного объекта в пользование может принимать Правительство РФ, исполнительные органы государственной власти или органов местного самоуправления (ст. 21 ВК РФ), которые также имеют полномочия по установлению платы за пользование водными объектами. Поэтому в ст. 333.8 уточняется, что организации и физические лица, которые используют водные объекты на основании договоров (решений), заключенных (принятых) после 1 января 2007 г., водный налог не уплачивают.

Объектами обложения водным налогом являются следующие виды водопользования:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
Установлен перечень видов водопользования, которые не признаются объектом налогообложения. Указанный перечень содержит 15 видов водопользования и является закрытым. В частности, не признаются объектами налогообложения:
  • забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  • забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  • забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
  • использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  • использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты и др.

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база определяется отдельно по каждому конкретному водному объекту и виду водопользования. Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. При отсутствии таких приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств он определяется исходя из норм водопотребления.

При использовании акватории водных объектов (за исключением сплава древесины в плотах и кошелях) налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных, по материалам соответствующей технической и проектной документации.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Ставки водного налога

Размеры ставок водного налога установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям. Кроме того, при заборе воды учитывается экономический район, а также является ли водный объект поверхностным или подземным.

Указанные в НК РФ ставки налога применяются при заборе воды в пределах установленных лимитов. При заборе воды сверх установленных лимитов предусмотрено увеличение ставок в 5 раз.

При исчислении водного налога за пользование акваторией водного объекта ставка налога установлена на год. Поэтому налог за отдельный налоговый период исчисляется как % суммы налога, исчисленной по годовой налоговой ставке.

Ставка водного налога при заборе воды для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за 1000 куб. м воды.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал .

Налог подлежит уплате не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (т. е. не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января).

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Подлежащий уплате налог представляет собой сумму, полученную в результате сложения размеров налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

При этом налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Водный налог уплачивается также налогоплательщиками — иностранными лицами, подпадающими под его условия, которые обязаны предоставлять копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.