Управляющая компания бухучет с нуля. Бухгалтерский учет для ТСЖ и ЖКХ

В доходы, поступающие на расчетный счет управляющей компании (УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы») за коммунальные услуги, входят суммы на капитальный ремонт, которые затем перечисляются на специальный счет.Подлежат ли включению в расчет налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, суммы, поступившие за капитальный ремонт? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Денежные средства, полученные управляющей компанией на финансирование капитального ремонта многоквартирного дома и использованные по целевому назначению, не подлежат включению в расчет налоговой базы по Налогу при условии ведения организацией раздельного учета операций по их поступлению и расходованию.

Нужно ли управляющей компании на усн учитывать в доходах коммунальные платежи

Обоснование вывода:В случае, если объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее — Налог), являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), при формировании налоговой базы по Налогу учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ, за исключением доходов, указанных, в частности, в ст. 251 НК РФ (п. 1, пп. 1 п. 1.1 ст.

Форум бурмистр.ру — форум о жкх (управление многоквартирными домами)

Форма налоговой декларации по УСН (далее — Декларация) и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 04.07.2014 N ММВ-7-3/ Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования входит в состав налоговой декларации по УСН в виде раздела 3 к Декларации.Обращаем также внимание на то, что расходы на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, осуществленные за счет средств собственников помещений, не учитываются организацией для целей налогообложения (не уменьшают налоговую базу о Налогу) (п.


2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252, п. 17 ст. 270

НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 21.02.2014 N 03-11-06/2/7386, от 18.12.2012 N 03-03-06/1/661, УФНС России по г. Москве от 29.12.2011 N 16-15/ , от 23.06.2008 N 18-11/3/).

Налогообложение тсж при усн в 2017 году

Таким образом, в случае если предпринимательская деятельность управляющей организации исходя из договорных обязательств является посреднической деятельностью по поручению собственников помещений в многоквартирном доме по закупке коммунальных услуг, то доходом указанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. Вопрос: Об учете управляющей организацией, применяющей УСН, средств, полученных от собственников помещений многоквартирного дома, в том числе если собственники выбрали непосредственное управление и заключили с организацией договор оказания услуг (выполнения работ) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.


Ответ: ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22 декабря 2014 г.

Внимание

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Доходы управляющей компании на усн

К таким способам относятся:1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее — формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.Как следует из вопроса, в рассматриваемой ситуации собственники помещений МКД выбрали способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом управляющей компанией (п. 1.1 ч. 2 ст. 44, п. 3 ч. 2 ст.

Инфо

НК РФ, дополнительно смотрите письмо Минфина России от 28.03.2013 N 03-11-06/2/9900).Цели, на которые могут быть использованы средства фонда капитального ремонта, указаны в ст. 174 ЖК РФ.Следует учитывать, что организация будет обязана признать внереализационный доход по факту нецелевого использования средств, полученных на финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, что следует из п. 14 ст. 250 НК РФ (дополнительно смотрите письма Минфина России от 21.02.2014 N 03-11-06/2/7386, от 01.08.2013 N 03-03-06/4/30833, от 23.03.2012 N 03-07-10/06, от 05.08.2011 N 03-11-06/2/115, УФНС России по г. Москве от 21.02.2012 N 16-15/).На основании абзаца второго п.


14 ст.

Доходы в управляющей компании на усн

В нем сказано, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору. Тоже самое касается поступлений в счет возмещения затрат комиссионера, агента или иного поверенного, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.
Комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение к таким доходам не относится.
При этом в КУДиР ТСЖ на упрощенке не отражает доходы и расходы, которые не учитываются при расчете налога при УСН. Коммунальные платежи ТСЖ: учет и налогообложение Основная проблема ТСЖ при упрощенке – порядок учета сумм, поступивших товариществу в качестве оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Если в уставе ТСЖ отдельно выделена его обязанность обеспечивать жилищно-коммунальными услугами членов ТСЖ и от их имени и за их счет заключить договоры с поставщиками коммунальных услуг, то в доходах будут учтены не коммунальные платежи, поступившие упрощенцу, а лишь сумма вознаграждения ТСЖ за свои посреднические услуги (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ, письмо ФНС РФ от 22.04.2011 № КЕ-4-3/). Платежи собственников жилья, которые не являются участниками ТСЖ, в этом случае будут облагаться налогом при УСН в полной сумме, если ТСЖ не заключило с ними индивидуальные агентские договоры.

Главная → Бухгалтерские консультации → УСН Актуально на: 1 марта 2017 г. Для совместного управления общим имуществом многоквартирного дома собственники помещений могут объединяться в товарищества собственников жилья (ТСЖ) (ст.
135 ЖК РФ). Как вести бухучет и платить налоги ТСЖ при УСН, расскажем в нашей статье. Бухучет в ТСЖ на упрощенке в 2017 году: проводки ТСЖ является некоммерческой организацией (пп.
4 п. 3 ст. 50 ГК РФ). Средства ТСЖ состоят из следующих (п. 2 ст. 151 ЖК РФ):

  • обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов ТСЖ;
  • платежи от собственников жилья, которые не являются участниками ТСЖ;
  • доходы от предпринимательской деятельности ТСЖ, направленной на выполнение целей, задач и обязанностей ТСЖ (ст.

ЖК РФ).Таким образом, средства собственников помещений в МКД, поступающие на счет управляющей компании и впоследствии переводимые на специальный счет, на финансирование проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов не учитываются при определении налоговой базы по Налогу (письма Минфина России от 21.01.2014 N 03-11-11/1653, от 14.10.2013 N 03-11-11/42627, постановление ФАС Поволжского округа от 19.03.2013 N Ф06-1475/13 по делу N А06-3630/2012).При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (пп. 14 п. 1 ст.

Бухгалтерский учет в организациях, обслуживающих сферу жилищно-коммунального хозяйства, имеет некоторые особенности. Нюансы ведения учета возникают по причине разнообразия поступлений, взаиморасчетов, специфики налогообложения. В статье расскажем про бухучет в ЖКХ, дадим примеры расчетов с проводками.

Бухгалтерский учет в предприятиях ЖКХ не регулируется какими-либо специфическими нормативными актами. Ведение его подчиняется общепринятым правилам, методике и законам, касающихся прочих организаций. В соответствии с нормами бухгалтерского учета организации, осуществляющие деятельность в области жилищно-коммунального хозяйства, могут разрабатывать свои способы его ведения, закрепляя их в учетной политике.

Особенности учета материалов в сфере ЖКХ

Дт 10 Кт 60, 76

В установленных законодательством случаях проводят инвентаризацию материалов. С ее помощью устанавливают величину излишков или недостач МЦ. Правила проведения инвентаризации, порядок оформления недостач и излишков, обнаруженных в результате ее проведения, совпадают с общеустановленными.

К наиболее распространенным ошибкам учета материальных запасов можно отнести то, что зачастую бухгалтер не считает необходимым отражать поступление материалов на счете 10, а сразу списывает их стоимость на затраты:

Дт 20 Кт 77, 60

Основное объяснение таких действий – работа со сметами и необходимость отчета по ней. Это заблуждение. Оно возникает в связи с нечетким пониманием работника сути кассового метода и метода начисления. Поступать таким образом разрешено только тем некоммерческим организациям, в которых остатки материалов незначительны, и налажена система эффективного контроля за их расходованием.

В противном случае такой вариант учета может способствовать тому, что сведения, отражаемые по остаткам МПЗ в балансе, не будут достоверными.

Учет расчетов с поставщиками и потребителями

Наиболее распространенным вариантом организации расчетов с поставщиками и потребителями коммунальных платежей для управляющей компании является заключение договора о возмездном характере оказанных услуг. В таком случае средства, поступившие от собственников квартир, относят к доходам организации, а стоимость услуг по счета поставщиков – к расходам.

Корреспонденция счетов Содержание операции
Дебет Кредит
20 60 На сумму коммунальных услуг поставщиков, предъявленную к оплате
19 60 НДС по услугам поставщиков
68 19 НДС к зачету
62 90/1 Предъявлены счета к оплате потребителям коммунальных услуг
90/3 68 Начисление НДС
90/2 20 Списание затрат
50, 51 62 Поступление средств в оплату коммунальных платежей
60 51 Перечислено поставщику за коммунальные услуги

Учет целевых поступлений

В отношении учета доходов и расходов на проведение капитального ремонта при условии самостоятельного формирования специального фонда на эти цели за счет средств собственников жилья у управляющей компании могут возникать некоторые вопросы. С одной стороны может казаться, что поступающие на капремонт взносы необходимо учитывать в составе доходов.

Но следует учитывать, что при формировании фонда на эти цели управляющая компания ничего не реализует и даже не получает дохода по агентскому договору. Из этого следует, что взносы на капремонт не соответствуют критериям выручки. Значит, такие поступления необходимо учитывать аналогично целевому финансированию из бюджета .

Учет целевых поступлений ведется на отдельных субсчетах счетов 86 и 51. Средства, собранные на капитальный ремонт, можно использовать только по назначению. В случае возникновения необходимости частичного расходования средств на иные цели, кроме капитального ремонта, эти суммы попадают под определение дохода со всеми вытекающими налоговыми последствиями.

Расчеты управляющей компании с ЕРКЦ

Управляющая компания может сотрудничать с единым расчетным кассовым центром (ЕРКЦ) при условии заключения агентского договора. Для учета расчетов с ЕРКЦ применяется отдельный субсчет счета 76.

Учет расходов по управлению МКД

Важным нюансом учета имущества и обязательств организаций ЖКХ является обязанность вести раздельный учет доходов и расходов по видам. В соответствии с этим услуги управления объектом недвижимости учитываются обособленно на счете 20. Поскольку основным доходом таких организаций является выручка от управления многоквартирным домом, то и расходы по этому виду деятельности следует учитывать как основные, а не как общехозяйственные.

На счете 26 следует отражать расходы, не связанные напрямую с основным видом деятельности.

Счет 26 в управляющей компании применяется для отражения расходов по иной деятельности. Читайте также статью: → “ ». Как известно, счет 26 – собирательно-распределительный. В случае отражения на нем расходов по управлению имуществом основной вопрос возникает у бухгалтера, работающего в сфере ЖКХ, при распределении собранных расходов и при определении величины НДС к уплате за месяц.

Отражение затрат, связанных с управлением многоквартирным домом, на счете 20 позволяет воспользоваться главным преимуществом – экономией на НДС. Для этого следует прописать в учетной политике компании, что управление МКД является обособленной услугой. В таком случае всю величину НДС по управлению разрешается зачесть, поскольку такие доходы являются объектом обложения этим налогом.

Налоговый учет на предприятиях ЖКХ

Организации, функционирующие в системе ЖКХ, могут применять как общий, так и специальные режимы налогообложения. ОСНО – наиболее простая в применении. Но следует учитывать, что применение такой системы обуславливает достаточно высокое налоговое беремя. Организация является плательщиком налога на прибыль и НДС.

Для большинства компаний, работающих в сфере ЖКХ, предпочтительнее УСН. Такой вариант приемлем, когда:

  • численность работников компании не достигает 100 человек;
  • доходы в отчетном периоде не превышают 60000000 рублей;
  • стоимость основных фондов, состоящих на балансе организации, не достигла 100000000 рублей.

Избрав «упрощенку», компания получает освобождение от обязательства уплаты налога на прибыль по ставке 20% и НДС. Эти платежи заменяются налогом, предусмотренным УСН, по ставке 15%, если обложение проводится по системе «доходы – расходы», либо по ставке 6% при обложении доходов.

УСН привлекательна для компаний, результатом деятельности которых чаще всего является убыток. В таком случае ставка налога для них составит 1% от величины доходов.

Бухгалтерская отчетность организации ЖКХ

В обязанности юридического лица, работающего в сфере ЖКХ, вменяется ведение бухгалтерского учета и предоставление отчетности. Эта обязанность касается любой компании вне зависимости от того, какая система налогообложения применяется. Комплект отчетности за год включает:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • пояснение к балансу и отчету о финансовых результатах;
  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств.

Промежуточная отчетность включает лишь первые две формы. В случае принадлежности организации к малому предпринимательству отчетность также включает только баланс и отчет о финансовых результатах. При применении УСН отчетность предоставляется в упрощенной форме и включает баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств.

Кроме того, организации ЖКХ предоставляют регулярно сведения о численности персонала, данные по подоходному налогу 2-НДФЛ. Если предприятие применяет ОСНО, то необходимо сдавать налоговую декларацию по налогу на прибыль и по НДС. Организации, применяющие «упрощенку», сдают декларацию по единому налогу даже в том случае, когда в отчетном периоде отсутствуют доходы и расходы.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1. Как учитываются суммы, поступившие в счет оплаты коммунальных услуг, в ТСЖ?

Порядок отражения в ТСЖ сумм, поступивших от жильцов в счет оплаты коммунальных услуг, напрямую зависит от того, что прописано в уставе организации. Если устав не содержит сведений об обязательствах товарищества по обеспечении коммунальными услугами, а агентские договора с собственниками жилья не заключены, то все коммунальные платежи, поступавшие на счета организации, приравниваются к выручке.

В этом случае составляют следующие проводки:

  • Дт 62 Кт 90 – начислены коммунальные платежи, подлежащие к оплате;
  • Дт 51, 50 Кт 62, 76 – поступила оплата коммунальных услуг.

В случае, когда ТСЖ осуществляет деятельность в соответствии с заключенными агентскими договорами, то под определение дохода попадает только величина агентского вознаграждения:

  • Дт 76 Кт 60 – на сумму коммунальных платежей, подлежащую оплате;
  • Дт 76 Кт 90 – на величину агентского вознаграждения;
  • Дт 51,50 Кт 76 – получена оплата коммунальных услуг с учетом агентского вознаграждения.

Вопрос №2. Предоставляет ли управляющая компания отчетность страховым организациям?

Да, в случае наличия в компании наемного персонала организация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Отсюда вытекает обязанность предоставлять отчетность в Пенсионный фонд по страховым взносам в разрезе сотрудников. Управляющие компании могут воспользоваться правом применять пониженные ставки страховых взносов.

Такая возможность предоставляется в случае, когда управление недвижимостью – единственный вид деятельности организации.

Вопрос №3. Как правильно отразить на счетах расчеты с собственниками недвижимости по пеням, начисленным за несвоевременную оплату коммунальных услуг?

Многие управляющее компании допускают ошибку в учете пеней, начисляя их самостоятельно по аналогии с выручкой в составе доходов. Пени можно признать в учете только в случае определения их судебным решением или же по факту признания их должником, о котором свидетельствует их оплата. Поэтому признание пени в качестве дохода в организации ЖКХ возможно только после оплаты:

  • Дт 50, 51 Кт 62;
  • Дт 91 Кт 62.

Вопрос №4. Как ведется учет и налогообложение субсидий и субвенций, выделенных из бюджета на финансирование определенных программ?

Учет и налогообложение средств, полученных в виде субсидий и субвенций, ведется по аналогии с учетом целевого финансирования. Поступившие субсидии не попадают под налогообложение НДС, не являются доходом организации при расчете налога на прибыль. Имущество, которое может быть приобретено впоследствии за счет средств субсидий и субвенций, не уменьшает базу налогообложения по налогу на прибыль.

Вопрос №5. Как отражаются в учете активы, переданные компании ЖКХ ее собственником сверх величины уставного фонда?

Средства, полученные компанией от собственника, не относящиеся к уставному капиталу, показывают в учете следующими проводками:

  • Дт 10, 51, 50, 08 Кт 75 – поступили средства
  • Дт 74 Кт 84 – увеличена нераспределенная прибыль.

Полученные таким образом активы не являются объектом обложения налогом на прибыль.

А. С. Бельский, Аудитор ЗАО "Иркутскаудит"

Бухгалтерский учёт в организациях, оказывающих услуги по обслуживанию жилищного фонда (далее - предприятия ЖКХ), имеет ряд особенностей, в том числе спорных моментов в налогообложении. В статье наиболее полно собраны и рассмотрены все нюансы бухгалтерского учёта и налогообложения (в части налога на прибыль и НДС), которые могут возникнуть в процессе хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ.

В бухгалтерском учёте предприятий ЖКХ можно выделить следующие потоки поступающих денежных средств:

  • выручка;
  • целевое финансирование, в том числе:
  • поступления на счета предприятия ЖКХ средств, предназначенных для перечисления организациям коммунального хозяйства;
  • средства (в том числе в виде материалов и основных средств), выделяемые органами государственной власти на проведения целевых программ в сфере ЖКХ;
  • средств, выделяемых из бюджетов различных уровней в форме субсидий и субвенций на финансирование определенных расходов (доли расходов) и т. д.;
  • средства, выделяемые собственником (ами) предприятий ЖКХ;
  • разница между экономически обоснованными ценами и тарифом, утверждённым для населения (до 2005 года).

1. На сегодняшний день большинство предприятий, обслуживающих жилищный фонд, являются муниципальными унитарными предприятиями (коммерческие организации), на балансе которых находятся жилые дома, поэтому их деятельность и будет рассмотрена в настоящей статье. На счетах предприятия ЖКХ аккумулируются средства жильцов, часть из которых является выручкой для предприятий ЖКХ, а часть – нет. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 граждане и юридические лица обязаны своевременно производить оплату жилья и коммунальных услуг. Согласно ст. 15 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» оплата жилья включает в себя:

  • плату за содержание жилья;
  • плату за ремонт жилья;
  • плату за наем жилого помещения для нанимателя жилого помещения.

Плата за содержание жилья включает в себя услуги по содержанию общего имущества жилого дома (в том числе подвала, чердака, подъезда, крыши) и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома. Плата за ремонт жилья включает в себя плату за текущий ремонт общего имущества жилого дома в соответствии с установленным Правительством РФ перечнем связанных с таким ремонтом работ. В соответствии с п. 3 Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» № 392 от 30 июля 2004 г. органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления на основе перечней, указанных в настоящем пункте, с учетом состояния и конструктивных особенностей жилых домов, географических, природно-климатических, социально-экономических, градостроительных и других особенностей поселения вправе утверждать региональные и местные перечни услуг по содержанию жилья и работ по ремонту жилья. Плата за содержание и ремонт жилья в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждённым Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н, для предприятий ЖКХ является выручкой от реализации продукции, работ, услуг.

Сложнее дело обстоит с платой за наём жилого помещения. В соответствии с п. 3 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 взимаемая собственником по договору социального найма жилого помещения с нанимателя плата является доходом собственника жилья от предоставления жилого помещения в наем. Плата за наем не является доходом предприятия ЖКХ, так как не увеличивает его экономические выгоды в денежной или натуральной форме (ст. 41 Налогового кодекса РФ). В подтверждение можно привести Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 августа 2002 г. №А33-4083/02-С3-Ф02-2316/02-С1. Суд указал, что плата за наём жилого помещения не является выручкой организации ЖКХ, даже если полученные суммы не перечисляются собственнику жилья. Единственным исключением, когда плата за наём жилья становиться доходом предприятия ЖКХ, является истечение срока исковой давности, в течение которого предприятие ЖКХ не перечисляло плату за наём собственнику. Собственник жилого помещения должен уполномочить предприятие ЖКХ собирать плату за наём.

Бухгалтерский учёт оплаты жилья на предприятиях ЖКХ ведётся в соответствии с Письмом Минфина РФ «Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве» № 118 от 29 октября 1993 г. Кроме того, бухгалтерский учёт оплаты жилья разъяснён письмом Минфина РФ № 04-05-11/4 от 10 февраля 2003 г.

В соответствии с рекомендациями Минфина РФ плата за содержание и ремонт жилищного фонда, при её начислении учитывается по кредиту счета 90 «Продажи» в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов расчетов. Платежи населения за наем жилья учитываются обособленно от доходов и расходов по эксплуатационной деятельности на счете 86 «Целевое финансирование» .

В части налогообложения оплаты жилья налогом на добавленную стоимость, следует отметить, что плата за наём жилого помещения не подлежит обложению НДС в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 149 НК РФ, на что указывают многочисленные письма Минфина и МНС РФ, а также арбитражная практика. По остальным составляющим платы за жильё имеется противоречивая арбитражная практика. Письма Минфина и МНС РФ в этом случае указывают на то, что обязан уплачивать НДС. Споры между налогоплательщиками и налоговиками возникают из-за трактовки пп. 10 п. 1 ст. 149 НК РФ в редакции как до, так и после 01.01.2004 г. По этому поводу стороны приводят аргументы как в одну, так и в другую сторону. Минфин и ФНС РФ указывают на то, что в соответствие с пп. 10 п. 1 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация «услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности». В статье 671 Гражданского кодекса говорится о том, что предоставление жилого помещения во владение и пользование осуществляется на основании договора найма жилого помещения. Значит, освобождается от налогообложения только наем жилого помещения. Налогоплательщики же своё мнение основывают на том, что понятие «услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности» в НК РФ отсутствует, соответственно, применяется п. 1 ст. 11 НК РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Согласно ст. 50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

По договору найма жилого помещения на основании ст. 671 ГК РФ одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. В соответствии со ст.15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» оплата жилья включает внесение платы за содержание жилья и платы за ремонт жилья, а для нанимателя жилого помещения также внесение платы за наем жилого помещения. Учитывая изложенное, освобождение от НДС, согласно пп.10 п.2 ст.149 НК РФ, предоставляется по услугам, включённым в оплату жилья.

Можно привести наиболее интересные судебные решения:

в пользу налогоплательщика:

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 апреля 2004 г. № А29-6156/2003А;

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2003 г. № А21-4818/02-С1;

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 февраля 2003 г. № А68-АП-193/10-213/13-02.

в пользу налоговой инспекции:

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 ноября 2004 г. № Ф09-4536/04АК;

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2004 г. №А19-2700/04-50-Ф02-2667/04-С1;

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июля 2004 г. № А56-35308/03.

2. Средства, предназначенные для перечисления предприятиям коммунального хозяйства, собираемые предприятием ЖКХ, учитываются на счетах бухгалтерского учёта аналогично платы за наём жилья (письмо Минфина РФ № 04-05-11/4 от 10 февраля 2003 г.). Данные средства не являются доходом предприятия ЖКХ, так как не увеличивают экономические выгоды предприятия в денежной или натуральной форме (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2004 г. № А05-10661/03-10).

Достаточно сложным моментом при учёте платы за коммунальные услуги является положительная разница в тарифах, то есть, например, производитель тепла отпускает тепло по тарифам, утверждённым Региональной энергетической комиссией, а предприятие ЖКХ взимает с населения плату по тарифам, утверждённым местной администрацией. В данном случае разницу в тарифах следует рассматривать как выручку от посреднической деятельности и исчислять с неё НДС и . Доводом в пользу данного вывода является увеличение экономической выгоды для предприятия ЖКХ.

3. При участии предприятия ЖКХ в различного рода целевых программах, поступление активов оформляется следующими проводками:

Дт Кт – принято решение о целевом финансировании;

Дт , , , Кт – поступление актива;

Дт Кт – актив в виде основного средства поставлен на баланс;

Дт Кт – отражен доход будущих периодов;

Дт Кт – начислена амортизация по активу, полученному в виде основного средства;

Дт Кт – признан доход в бухгалтерском учёте по мере начисления амортизации по активу, полученному в виде основного средства, или по мере получения (списания) актива по остальным видам активов.

В налоговом учёте активы, полученные в рамках целевого финансирования, если они получены из бюджета, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ. Поступление активов в рамках целевого финансирования не облагается НДС, так как отсутствует объект налогообложения.

Если в качестве целевого финансирования поступили денежные средства, то возникает вопрос, уменьшают ли налоговую базу по налогу на прибыль МПЗ, купленные за счёт целевого финансирования, подлежит ли вычету НДС по приобретенным МПЗ?

Точка зрения налоговиков по вопросу НДС отражена в п. 32.1. Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость, утверждённых Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000г. № БГ-3-03/447. Согласно ей НДС по приобретённым активам покрывается за счёт источников целевого финансирования и к вычету не принимается. Однако следует отметить, что главой 21 Налогового кодекса РФ не предусматривается зависимость права на вычет НДС от источника поступления денежных средств. В подтверждение данной точки зрения можно привести Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 декабря 2003 г. № КА-А41/10296-03.

По поводу налогу на прибыль можно отметить следующее:

имущество приобретённое, созданное за счёт средств целевого финансирования не подлежит амортизации на основании п. 2 ст. 256 Налогового кодекса РФ;

премии, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (п. 22 ст. 270 НК РФ).

Другие ограничения по включение имущества, купленного за счёт целевого финансирования, в базу, уменьшающую налог на прибыль, в Налоговом кодексе РФ отсутствуют. Однако для признания расходов следует учитывать общие принципы, предусмотренные ст. 252 НК РФ и мнение Минфина РФ, отраженного в письме от 5 декабря 2002 г. № 04-02-06/3/86, согласно которому в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ заложен принцип зеркальности отражения доходов и расходов налогоплательщика. Следовательно, расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (согласно мнению Минфина РФ).

4. Бухгалтерский учёт и налогообложение средств, выделяемых из бюджетов различных уровней в форме субсидий и субвенций на финансирование определенных расходов, аналогичен учёту и налогообложению целевых программ. В части НДС можно отметить, что поступление субсидий и субвенций не образует в соответствии с главой 21 НК РФ (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2004 г. № А52/613/04/2). В части налога на прибыль отсутствуют какие-либо ограничения по включение имущества, купленного за счёт субсидий и субвенций, в базу, уменьшающую налог на прибыль, при выполнении прочих равных условий, предусмотренных главой 25 НК РФ. По мнению Минфина РФ, отраженному в письме от 5 декабря 2002 г. № 04-02-06/3/86, имущество, приобретённое за счёт субсидий и субвенций, не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.

5. Учет средств, выделяемых собственником предприятия ЖКХ сверх уставного капитала, в соответствии с письмом > Минфина РФ от 5 августа 2003 г. № 16-00-14/247 производится в следующем порядке:

Дт Кт – поступила сумма разницы;

Дт Кт – разница признана в качестве внереализационного дохода (если все затраты на данный момент произведены и предприятие получило убыток (иначе через 98 счёт)).

В соответствии с п.13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). Соответственно, разница, поступающая из бюджета, не является доходом от реализации продукции, работ, услуг (Письмо Минфина РФ от 5 декабря 2002 г. № 04-02-06/3/86).

Получаемая предприятием ЖКХ разница не является объектом налогообложения по НДС в силу п. 2 ст. 154 НК РФ, что подтверждено многочисленной арбитражной практикой, например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2004 г. № А52/613/04/2 и Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2003 г. № КА-А41/2841-03.

По поводу обоснованных и документально подтвержденных затрат, произведённых за счёт разницы, мнение Минфина изложено в письме от 5 декабря 2002 г. № 04-02-06/3/86. Согласно ему данные затраты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Ещё раз отметим, что мнение Минфина РФ не основано на законе.

Аудитор ЗАО «Иркутскаудит»
Артём Станиславович Бельский

Управляющие компании предоставляют коммунальные услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД на основании договора управления. У бухгалтеров и экономистов управляющих организаций зачастую возникает вопрос, как правильно вести учёт выручки в бухгалтерском и налоговом учёте по счёту 90 "Продажи"? Постараемся в сегодняшней статье в этом разобраться.

Стоимость договора управления

УК в своём годовом отчёте по форме 2.8 должна раскрыть информацию о суммах, начисленных потребителям за прошедший год, с разбивкой:

  • по каждой коммунальной услуге;
  • на содержание общего имущества дома;
  • на текущий ремонт;
  • на услуги управления.

Сотрудник, ответственный за заполнение этой формы отчётности, может взять сведения из бухгалтерских регистров. Поэтому аналитический учёт по счёту 90 должен обеспечить необходимую для отчётности детализацию.

Также в форме 2.8 присутствует требование о необходимости размещать сведения о годовой фактической стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме. Это, в свою очередь, тоже указывает на обязательность детализации статей доходов от выручки по содержанию общего имущества. Если же у вас таких данных нет, то их всегда можно взять из первичных документов бухгалтерского учёта.

Для требований Стандарта раскрытия информации и сдачи годового отчёта УК за прошедший год по форме 2.8 достаточно отделить коммунальные услуги от услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества. При разработке учётной политики управляющей организации необходимо аккумулировать и отражать по счетам информацию бухгалтерского учёта так, чтобы в любой момент извлечь необходимые сведения без проблем.